СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система дидактических игр «Системный блок» по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет) с целью обучения правилам пользования сетью «интернет» и цифровыми ресурсами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель системы дидактических игр: обучение воспитанников основам безопасной работы в интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.

Просмотр содержимого документа
«Система дидактических игр «Системный блок» по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет) с целью обучения правилам пользования сетью «интернет» и цифровыми ресурсами»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 10 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»









СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР «СИСТЕМНЫЙ БЛОК»

ПО СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-8 ЛЕТ) С ЦЕЛЬЮ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ ПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЬЮ «ИНТЕРНЕТ» И ЦИФРОВЫМИ РЕСУРСАМИ











РАЗРАБОТАЛИ:

С.М. Захарова, воспитатель

высшей квалификационной категории

Л.Н. Климова, воспитатель

высшей квалификационной категории







Каменск – Уральский 2024

Информационная безопасность детей дошкольного возраста - это состояние их защищенности от информации, способной причинить вред здоровью, а также их духовному, психическому или физическому развитию.

В старшем дошкольном возрасте ребенок может завести собственную страницу в социальных сетях, потому что общение с их помощью в современном мире на пике популярности. Не стоит категорически запрещать использование социальных сетей. В тоже время, именно родители должны помочь ребенку с созданием страницы. Ребенка нужно научить грамотно и адекватно реагировать на рекламу и спам, неприличные картинки, которые он непременно встретит. Обучение детей основам информационной безопасности можно проводит с помощью бесед, дидактических и интерактивных игр, обучающих фильмов и мультфильмов.

Актуальность социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с целью обучения правилам пользования сетью «Интернет» и цифровыми ресурсами обусловлена тем, что современное дошкольное образование ориентировано на формирование ключевых личностных компетенций. Они позволяют воспитанникам достигать результатов в неопределённых, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена необходимость в рамках реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие» формировать у детей нормы и ценности общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности, основы безопасного поведения, в том числе и в современной цифровой среде.

Цель системы дидактических игр: обучение воспитанников основам безопасной работы в интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.

Поставленная цель достигается через решение следующих задач:

Воспитательные:

  • воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в сети Интернет;

  • воспитывать умения действовать сообща;

  • воспитывать социальные чувства и навыки: способность к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции;

  • формировать поддержку трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;

  • формировать способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей;

  • формировать положительное отношение к сотрудничеству в паре, уверенности в себе, уважения к другим людям, доброжелательности, справедливости;

  • воспитывать овладение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;

  • воспитывать эстетические чувства (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);

  • воспитывать осознанное отношение к здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека;

  • Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, координацию движений, ориентацию в пространстве и на плоскости, способность анализировать, сравнивать;

  • развивать умения устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, осуществлять работу над ошибками, строить свои и понимать чужие алгоритмы, умение действовать по инструкции.

  • развивать познавательную активность, активизация словаря (монитор, мышка, клавиатура, системный блок, вирус, антивирус, Сеть, Интернет);

Обучающие:

  • формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) и способах безопасного поведения;

  • формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

  • знакомить с основными правилами пользования сети Интернет, цифровыми ресурсами, исключая практическое использование электронных средств обучения индивидуального использования;

  • обогащать представления о правилах безопасного поведения в быту, безопасного использования бытовых предметов и гаджетов, исключая практическое использование электронных средств обучения;

  • формировать представления о правилах безопасного использования электронных гаджетов, в том числе мобильных устройств, планшетов и прочее, исключая практическое использование электронных средств обучения;

  • Формировать первичные представления о программировании.

Категории и возраст обучающихся: дети старшего дошкольного возраста (5 – 8 лет), в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с учетом возрастных и психофизических особенностей детей.

Методические рекомендации

Систему дидактических игр «Системный блок» можно использовать в организованной образовательной, совместной деятельности и в режимных моментах.

Рекомендуется использовать и разные формы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные, самостоятельные.

Система представляет собой коробку с размещенными в ней дидактическими играми.

В комплект системы дидактических игр «Системный блок» входит:

Познавательная и развивающая книга-сказка «РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ: КОМПЬЮТЕР»

Книга знакомит детей с цифровыми ресурсами, элементарным знаниям об устройстве компьютера, о правилах безопасности в интернете. Книга содержит здоровьесберегающие упражнения для глаз, Сказку по информационной безопасности «Теремок», которую можно использовать для театрализованного представления (маски прилагаются), Игра «Из прошлого в настоящее» (по технологии река времени), каталог QR-кодов «МультиМедиа» и развивающие игры.

Игра «БЕСПЛАТНЫЙ WI-FI»

Игра-пазл — это игра-головоломка, в которой необходимо составить одну картинку из множества фрагментов различной формы.

Цель игры — получить единую картину из отдельных её элементов, назвать предмет и объяснить его назначение.

По сложности пазлы делятся на:

Простые состоящие из 4 или 6 элементов.

Небольшие изображение может быть разделено на 20–60 деталей

Игра с пазлами развивает аккуратность, образное и логическое мышление, способность принимать сложные решения, внимание и фантазию, терпение и усидчивость, а также укрепляет память и стимулирует творческий потенциал.

Игра «ЗАЩИТА КОМПЬЮТЕРА»

Стратегическая викторина для игроков, в которой нужно правильно ответить на вопросы, чтобы нейтрализовать компьютерные вирусы. 

Сюжет: действие происходит на карте, изображающей материнскую плату компьютера и пораженную компьютерными вирусами. Цель игроков — уничтожить как можно больше вирусов. Победителем становится игрок, который первым уничтожил «компьютерные вирусы» и восстановил материнскую плату.

Геймплей: в течение ограниченного промежутка времени (определяется ведущим, в зависимости от возраста игроков) участники отвечают на вопросы из различных областей знаний. В зависимости от скорости и точности ответов они получают пазл, который дает возможность уничтожить вирус, восстановив определенную часть игровой территории. Если игрок не отвечает или отвечает неправильно, то вопрос переходит к следующему игроку.

В игре можно участвовать как по одному участнику, так и командой.

Игра «В ИНТЕРНЕТ БЕЗ БЕД»

Цель игры — разделить правила по «интернет безопасности» на категории «можно», «осторожно», «нельзя» и правильно оценив утверждение.

Ход игры: участники игры делятся команды. Каждой команде выдаются карточки со знаками можно, нельзя, осторожно. Ведущий по очереди зачитывает командам утверждение. Игроки команды оценивают и поднимают соответствующий знак. Если в команде возникли разногласия, то участники должны доказать правильность своего выбора и решить какой вариант правильный. Если ответа нет у всей команды, то ход переходит к следующей команде. За правильный ответ команда получает карточку.

Побеждает команда, которая наберёт максимальное количество карточек.

Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНТЕРНЕТУ С ФИКСИКАМИ»

Цель игры-ходилки «Путешествие по интернету с Фиксиками» - формирование знаний о правилах безопасного поведения при работе в «интернете».

Ход игры: игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперёд по игровому полю на столько ромбиков, сколько очков выпало на кубике. Если фишка остановилась на красном знаке «правила», участник должен рассказать о значении знака. Если игрок не смог рассказать о значении знака, то пропускает ход. Если фишка остановилась на красном знаке «вирус», то игрок пропускает 1 ход. Если фишка останавливается на ромбике со стрелкой, то игрок переходит по стрелке в соответствующем направлении.

В игре принимают участие 2–4 ребёнка. Побеждает тот, кто первым дойдёт до финиша (остановится на последнем кружке или «пройдёт» его).

Игра «СЛОЖНЫЙ ПАРОЛЬ»

Цель: научить ребят придумывать безопасные пароли в интернете.

1. «Необычный пароль». Перед началом игры рекомендуется обсудить с ребятами, почему пароль должен быть сложным и уникальным. Ведущий раздаёт участникам игры магнитные планшеты. И предлагает им выполнить задания. Например, составить пароль по образцу, выбрав соответствующие символы. За выполнение задания можно присуждать баллы, а в конце игры определить победителей.

2. «Надёжный пароль». Ведущий показывает детям карточки с паролями, а они решают, является ли он надёжным. Можно добавить элемент соревнования: за правильные ответы присуждать баллы.

3. «Самый сложный пароль». Задача детей — составить сложные пароли. После завершения составления паролей рекомендуется участнику возможность показать результаты.

Игра «ПРОГРАММИРОВАНИЕ»

Интерактивный набор «Программирование» помогает знакомить детей дошкольного возраста с азами программирования.

Суть игры в том, что ребёнок должен проложить маршрут следования фишки создав свою программу из последовательных шагов до заданного объекта. Задания даются в различной форме: в виде схемы, рисунка, чертежа, устной инструкции.

Варианты игры «Программирование»:

1. «Вылечи компьютер от вируса». Ребенок на магнитном планшете раскладывает на квадратах различные фишки с изображением вируса. Ребенок выбирает к какому вирусу отправится и должен дойти до него выкладывая путь стрелками.

Другой вариант, один ребенок говорит словесную инструкцию пути, второй ребенок выкладывает путь стрелками.

2. «Почини технику». Ведущий раскладывает картинки различной техники на квадраты. Задача детей состоит в том, чтобы фишкой «Фиксик» добраться до квадрата с фишкой картинкой самостоятельно создавая свою программу и рассказать о предмете, его использование в жизни человека.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!