Бурова Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
первая категория
МКОУ «Кожильская СОШ с/х направления»
Система формирования и контроля читательских умений
младших школьников
Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.
В свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных действий, сформированность навыков работы с учебным текстом приобретает важнейшее значение, чтение текста является одним из наиболее распространенных видов деятельности учащихся, а понимание текста - важнейшим ее компонентом.
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту, а еще и понимать прочитанное.
Особое внимание чтению уделяется в начальных классах. Младшего школьника нужно сначала обучить читать, а потом научить понимать прочитанный текст. Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения.
Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они умеют быстро и четко прочитать текст, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию могут, к сожалению, не всегда. Задача учителя – формирование вдумчивого читателя.
Целью проводимой работы по теме самообразования является систематизация процесса формирования и контроля метапредметных читательских умений учащихся начальных классов.
Для реализации данной цели ставились следующие задачи:
Изучить теоретический материал по формированию читательских умений.
Изучить и собрать банк практических заданий, критериев оценивания по формированию читательских умений.
Проводить мониторинг формирования читательских умений учащихся.
Применять, анализировать и обобщать опыт работы по данной теме.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/08/s_5ac9f1442dd43/879026_1.png)
Рисунок 1. УУД
Читательская грамотность лежит в основе всех групп УУД, заявленных ФГОС. Не случайно и на уровне начального и на уровне основного общего образования заявлена программа, направленная на формирование читательской грамотности, на формирование трех главных читательских умений: поиск и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.
Для развития читательских умений у каждого учителя есть свои технологии и приемы. На своих уроках использую активные и интерактивные методы обучения, стараюсь строить урок так, чтобы ребята учились самостоятельно думать, анализировать имеющуюся и самостоятельно полученную в ходе урока информацию и делать выводы. В этом мне особенно помогают технологии продуктивного чтения и развития критического мышления.
В основе технологии критического мышления лежит трёхфазная модель урока: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия».
На первом этапе «Вызов» происходит активизация познавательной деятельности учащихся, а также определение самими учащимися темы урока и развитие интереса к ней. Чаще всего на этой фазе использую такие приёмы как кроссворд, загадки, иллюстративный визуальный ряд, приемы «Верные и неверные утверждения», «Мозговой штурм».
Вторая фаза – «Осмысление» является основной частью урока. Здесь происходит переосмысление имеющегося у ребят опыта, самостоятельный поиск и анализ новой информации по теме, создание плана на дальнейшее ее изучение. На этом этапе я часто использую «Чтение с пометками», «Чтение с остановками», «Тонкие и толстые вопросы», «Кластеры», «Верные и неверные утверждения», таблицы «Кто? Что? Где? Когда? Почему?», «Знаю-узнал-хочу узнать».
Третья фаза – фаза «Рефлексии» – стадия завершения урока. Ребята анализируют, делают выводы, подводят итоги. Наиболее эффективными, на мой взгляд, здесь являются такие приёмы как «Синквейн» и «Шесть шляп» (учащиеся выбирают «шляпу», каждой из которых соответствует определённый цвет: белый – беспристрастный объективный анализ (факты, цифры, озвученные на уроке), жёлтый – анализ преимуществ, положительных моментов урока, чёрный – анализ недостатков урока, красный – эмоции от урока, зелёный – творческий анализ, предложение новых идей, синий – общие выводы об уроке).
Технология продуктивного чтения включает в себя, как и технология критического мышления, 3 этапа работы с текстом, на которых можно использовать разные стратегии работы с тексом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом готовности учащихся к работе.
На данном этапе я использую стратегии «Мозговой штурм», «Рассечение вопроса», «Соревнуемся с писателем».
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.
Использую следующие стратегии текстовой деятельности «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками», «Чтение в кружок».
III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями.
4.Творческие задания.
Применяю приемы «Вопросы после текста», «Проверочный лист».
Проблема, с которой я столкнулась в ходе своей работы – это проверка метапредметных читательских умений младших школьников. Конечно, в начальных классах мы регулярно проверяем технику чтения, выразительность чтения и понимание прочитанного текста.
Наиболее глубоко оценить читательские умения мне помог международный дистанционный конкурс-исследование «ЭМУ-Эрудит». Цель конкурса: исследовать сформированность метапредметных результатов образования, в том числе и читательскую грамотность. Организаторы данного конкурса предоставляют большой объем аналитической информации (графики, диаграммы в сравнении с результатами прошлых лет).
Можно наглядно увидеть уровень сформированности читательских умений. Участвуя в этом конкурсе уже 3 года, можно проследить динамику развития данных умений в целом по классу и у каждого ученика.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/08/s_5ac9f1442dd43/879026_2.png)
Класс | Оценка и применение информации | Поиск и понимание информации | Представление и интерпретация текста |
Среднее | 69% | 69% | 67% |
4 | 83% | 9 | 70% | 9 | 74% | 9 |
Рисунок 2. Диаграмма читательских умений учащихся 4 класса
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/08/s_5ac9f1442dd43/879026_3.png)
Рисунок 3. Диаграмма читательских умений ученика 4 класса в сравнении со средним результатом по России и с прошлыми годами
Таблица динамики сформированности умения работать с текстом учащихся в разрезе 3-ех лет по результатам конкурса «ЭМУ-Эрудит»
Таблица 1.
ФИ учащихся | 2 класс (60%) | 3 класс (67%) | 4 класс (68%) |
Кира Б. | 39% | 50% | 67% |
Катя Б. | 61% | 72% | 89% |
Ваня В. | 50% | 67% | 50% |
Андрей З. | 56% | 78% | 89% |
Антон К. | 28% | 61% | 72% |
Тима К. | 39% | 83% | 83% |
Егор Л. | 94% | 100% | 94% |
Катя О. | 44% | 72% | 83% |
Вася П. | 33% | 11% | - |
Толя Т. | 28% | 56% | 56% |
Таблица 2.
Группа умений | Уровень сформированности |
2 класс | 3 класс | 4 класс |
Поиск и понимание информации | 48% | 61% | 70% |
Представление и интерпретация информации | 41% | 59% | 74% |
Оценка и применение информации | 36% | 62% | 83% |
На формирование и мониторинг метапредметных результатов образования, заявленных в программе «Чтение. Работа с текстом» направлены «Комплексные работы» Н.Н.Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В.Пинженина. Это рабочие тетради для учащихся, которые содержат по 10 комплексных работ. К тетрадям есть методические рекомендации и электронные журналы для обработки результатов, которые можно скачать с сайта cerm.ru.
Достаточно проставить в журнале только баллы за каждое задание, выполненное из тетради, опираясь на методические рекомендации. Автоматически подсчитываются баллы, проценты и выводятся уровни по каждому ребёнку. На других страницах электронного журнала предоставляется анализ результатов в целом по классу и по каждому ребенку в таблицах, диаграммах, процентах. Опираясь на результаты журнала можно проследить динамику развития умений в целом по классу и по каждому ребенку в течение года и нескольких лет.
Таблица 3.
Комплексная работа Уровень | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Выше среднего уровня | 3чел. | 4 чел. | 5 чел. | 6 чел. | 5 чел. | 3чел. | 4чел. | 3чел. |
Средний уровень | 4 чел. | 2 чел. | 2 чел. | 2 чел. | 2 чел. | 4 чел. | 5 чел. | 4 чел. |
Низкий уровень | 4 чел. | 4 чел. | 4 чел. | 3 чел. | 4 чел. | 2 чел. | 2 чел. | 4 чел. |
Благодаря конкурсу «ЭМУ-Эрудит» и комплексным работам с электронным приложением я решила проблему мониторинга читательских умений младших школьников. Современные технологии и качественный мониторинг помогают мне в формировании читательских умений школьников, в осуществлении индивидуального подхода и коррекции в организации процесса освоения метапредметных результатов.
Ресурсы
http://cerm.ru/method_lab/
Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6-м классах (технология формирования правильного типа читательской деятельности / http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / ред. : А. Г. Асмолов, 2011. - 152 с.
Приемы технологии РКМ. //РКМ. Информационный банк современного учителя –http://kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm
Стратегии чтения // http://www.selezneva-lichnost.ru/strategii-chteniya/index.html