СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система формирования и контроля читательских умений младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлен опыт работы по формированию и контролю читательских умений младших школьников, заявленных в программе НОО "Чтение . Работа с текстом". Автор описывает применение современных технологий по формированию читательских умений школьников и способы контроля этих умений.

Просмотр содержимого документа
«Система формирования и контроля читательских умений младших школьников»

Бурова Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

первая категория

МКОУ «Кожильская СОШ с/х направления»



Система формирования и контроля читательских умений

младших школьников

Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

В свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных действий, сформированность навыков работы с учебным текстом приобретает важнейшее значение, чтение текста является одним из наиболее распространенных видов деятельности учащихся, а понимание текста - важнейшим ее компонентом.

Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту, а еще и понимать прочитанное.

Особое внимание чтению уделяется в начальных классах. Младшего школьника нужно сначала обучить читать, а потом научить понимать прочитанный текст. Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения.

Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они умеют быстро и четко прочитать текст, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию могут, к сожалению, не всегда. Задача учителя – формирование вдумчивого читателя.

Целью проводимой работы по теме самообразования является систематизация процесса формирования и контроля метапредметных читательских умений учащихся начальных классов.

Для реализации данной цели ставились следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал по формированию читательских умений.

  2. Изучить и собрать банк практических заданий, критериев оценивания по формированию читательских умений.

  3. Проводить мониторинг формирования читательских умений учащихся.

  4. Применять, анализировать и обобщать опыт работы по данной теме.


Рисунок 1. УУД

Читательская грамотность лежит в основе всех групп УУД, заявленных ФГОС. Не случайно и на уровне начального и на уровне основного общего образования заявлена программа, направленная на формирование читательской грамотности, на формирование трех главных читательских умений: поиск и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.

Для развития читательских умений у каждого учителя есть свои технологии и приемы. На своих уроках использую активные и интерактивные методы обучения, стараюсь строить урок так, чтобы ребята учились самостоятельно думать, анализировать имеющуюся и самостоятельно полученную в ходе урока информацию и делать выводы. В этом мне особенно помогают технологии продуктивного чтения и развития критического мышления.


В основе технологии критического мышления лежит трёхфазная модель урока: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия». 


На первом этапе «Вызов» происходит активизация познавательной деятельности учащихся, а также определение самими учащимися темы урока и развитие интереса к ней. Чаще всего на этой фазе использую такие приёмы как кроссворд, загадки, иллюстративный визуальный ряд, приемы «Верные и неверные утверждения», «Мозговой штурм».


Вторая фаза – «Осмысление» является основной частью урока. Здесь происходит переосмысление имеющегося у ребят опыта, самостоятельный поиск и анализ новой информации по теме, создание плана на дальнейшее ее изучение. На этом этапе я часто использую «Чтение с пометками», «Чтение с остановками», «Тонкие и толстые вопросы», «Кластеры», «Верные и неверные утверждения», таблицы «Кто? Что? Где? Когда? Почему?», «Знаю-узнал-хочу узнать». 


Третья фаза – фаза «Рефлексии» – стадия завершения урока. Ребята анализируют, делают выводы, подводят итоги. Наиболее эффективными, на мой взгляд, здесь являются такие приёмы как «Синквейн» и «Шесть шляп» (учащиеся выбирают «шляпу», каждой из которых соответствует определённый цвет: белый – беспристрастный объективный анализ (факты, цифры, озвученные на уроке), жёлтый – анализ преимуществ, положительных моментов урока, чёрный – анализ недостатков урока, красный – эмоции от урока, зелёный – творческий анализ, предложение новых идей, синий – общие выводы об уроке).

Технология продуктивного чтения включает в себя, как и технология критического мышления, 3 этапа работы с текстом, на которых можно использовать разные стратегии работы с тексом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом готовности учащихся к работе.

На данном этапе я использую стратегии «Мозговой штурм», «Рассечение вопроса», «Соревнуемся с писателем».

II этап. Работа с текстом во время чтения 
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 
4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.

Использую следующие стратегии текстовой деятельности «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками», «Чтение в кружок».


III этап. Работа с текстом после чтения 
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

4.Творческие задания.

Применяю приемы «Вопросы после текста», «Проверочный лист».


Проблема, с которой я столкнулась в ходе своей работы – это проверка метапредметных читательских умений младших школьников. Конечно, в начальных классах мы регулярно проверяем технику чтения, выразительность чтения и понимание прочитанного текста.

Наиболее глубоко оценить читательские умения мне помог международный дистанционный конкурс-исследование «ЭМУ-Эрудит». Цель конкурса: исследовать сформированность метапредметных результатов образования, в том числе и читательскую грамотность. Организаторы данного конкурса предоставляют большой объем аналитической информации (графики, диаграммы в сравнении с результатами прошлых лет).

Можно наглядно увидеть уровень сформированности читательских умений. Участвуя в этом конкурсе уже 3 года, можно проследить динамику развития данных умений в целом по классу и у каждого ученика.

Класс

Оценка и применение информации

Поиск и понимание информации

Представление и интерпретация текста

Среднее

69%

69%

67%

4

83%

9

70%

9

74%

9


Рисунок 2. Диаграмма читательских умений учащихся 4 класса

Рисунок 3. Диаграмма читательских умений ученика 4 класса в сравнении со средним результатом по России и с прошлыми годами


Таблица динамики сформированности умения работать с текстом учащихся в разрезе 3-ех лет по результатам конкурса «ЭМУ-Эрудит»

Таблица 1.

ФИ учащихся

2 класс

(60%)

3 класс

(67%)

4 класс

(68%)

Кира Б.

39%

50%

67%

Катя Б.

61%

72%

89%

Ваня В.

50%

67%

50%

Андрей З.

56%

78%

89%

Антон К.

28%

61%

72%

Тима К.

39%

83%

83%

Егор Л.

94%

100%

94%

Катя О.

44%

72%

83%

Вася П.

33%

11%

-

Толя Т.

28%

56%

56%


Таблица 2.

Группа умений

Уровень сформированности

2 класс

3 класс

4 класс

Поиск и понимание информации

48%

61%

70%

Представление и интерпретация информации

41%

59%

74%

Оценка и применение информации

36%

62%

83%


На формирование и мониторинг метапредметных результатов образования, заявленных в программе «Чтение. Работа с текстом» направлены «Комплексные работы» Н.Н.Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В.Пинженина. Это рабочие тетради для учащихся, которые содержат по 10 комплексных работ. К тетрадям есть методические рекомендации и электронные журналы для обработки результатов, которые можно скачать с сайта cerm.ru.

Достаточно проставить в журнале только баллы за каждое задание, выполненное из тетради, опираясь на методические рекомендации. Автоматически подсчитываются баллы, проценты и выводятся уровни по каждому ребёнку. На других страницах электронного журнала предоставляется анализ результатов в целом по классу и по каждому ребенку в таблицах, диаграммах, процентах. Опираясь на результаты журнала можно проследить динамику развития умений в целом по классу и по каждому ребенку в течение года и нескольких лет.

Таблица 3.

Комплексная работа

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

Выше среднего уровня

3чел.

4 чел.

5 чел.

6 чел.

5 чел.

3чел.

4чел.

3чел.

Средний уровень

4 чел.

2 чел.

2 чел.

2 чел.

2 чел.

4 чел.

5 чел.

4 чел.

Низкий уровень

4 чел.

4 чел.

4 чел.

3 чел.

4 чел.

2 чел.

2 чел.

4 чел.


Благодаря конкурсу «ЭМУ-Эрудит» и комплексным работам с электронным приложением я решила проблему мониторинга читательских умений младших школьников. Современные технологии и качественный мониторинг помогают мне в формировании читательских умений школьников, в осуществлении индивидуального подхода и коррекции в организации процесса освоения метапредметных результатов.



Ресурсы

  1. http://cerm.ru/method_lab/

  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6-м классах (технология формирования правильного типа читательской деятельности / http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / ред. : А. Г. Асмолов, 2011. - 152 с.

  4. Приемы технологии РКМ. //РКМ. Информационный банк современного учителя –http://kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm

  5. Стратегии чтения // http://www.selezneva-lichnost.ru/strategii-chteniya/index.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!