СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система формирующего оценивания в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Просмотр содержимого документа
«Система формирующего оценивания в начальной школе в рамках реализации ФГОС»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа село Уруп»



Педагогические чтения -2020

«Современное образование: новые требования, новые возможности»






Система формирующего оценивания

в начальной школе

в рамках реализации ФГОС








Лопырева Ирина Анатольевна-

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ село Уруп»


2020 год.

«Глубочайшим свойством человеческой природы

является стремление людей

быть оцененными по достоинству»

Уильям Джеймс


Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

При оценке результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Поэтому, важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса.

Различают два вида оценивания: формирующее и итоговое.

Формирующее оценивание - это осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося; это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Итоговое оценивание осуществляется в конце проекта и дает учащимся и учителям представление о полученных навыках и знаниях.

В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый результат

Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика. Формирующая оценка - оценка, способствующая обучению.

Формирующее оценивание можно использовать, чтобы: оценить готовность учащихся и их прошлые знания, поддержать самостоятельность и взаимодействие, обеспечить диагностическую обратную связь ученикам и учителям, проверять понимание и поощрять метапознание, демонстрировать понимание и навыки, отслеживать прогресс.

Какими способами можно было бы вводить систему формирующего оценивания учебной деятельности ученика на уроке?

Одним из наиболее используемых является «Портфолио» - портфель достижений учащегося. Портфолио пополняется на протяжении всего обучения в начальной школе.

Интересным мне показался метод «Что я за птица». Прием позволяет учащимся оценить уровень своей учебно-познавательной деятельности на уроке. Оценка проводится на основе критериев (Таблица 1).

Таблица 1.

Методика «Недельный отчёт»

1.Чему я научился за эту неделю?

2.Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Применяется только с 3 класса.

Мини-обзор (проводится в конце урока)

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего?

7.Что мне необходимо усовершенствовать?

Включение в урок элементов «аукциона» т.е. учащимся до начала урока предлагаются жетончики за каждый правильный ответ учащийся получает 1 жетон, за правильно выполненное задание учащийся получает 2 жетона, за полный ответ с приведением примеров учащийся получает 3 жетона, таким образом, каждый учащийся, рассчитывая на свои силы, заранее знает, сколько жетонов он хочет и может получить. В конце урока, если учащийся зарабатывает, 3,4,5 жетона они меняются на отметки соответственно 3,4,5.
Если учащийся не набирает необходимое количество жетонов, они переходят на следующий урок, таким образом происходит накопительная система жетонов. У детей просыпается интерес и мотивация для работы. При этом никто не обижается, ведь понимает, что всё зависит от него самого и от его стараний.

Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.

И. Кант очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой - отражающиеся в ней звезды».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!