СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система интерактивных заданий по ФЭМП, направленных на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая личность в современных социально-экономических условиях является двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Интеллектуала с высоким уровнем развития творческую активность невозможно заменить ни кибернетической машиной, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально-творческими способностями. В числе приоритетных стратегий модернизаций образования определяющим является развитие творческого потенциала.

Просмотр содержимого документа
«Система интерактивных заданий по ФЭМП, направленных на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста»

Система интерактивных заданий по ФЭМП, направленных на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Самойлова Светлана, студентка 41 ДО группы

специальности 44.02.01 дошкольное образование

Творческая личность в современных социально-экономических условиях является двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Интеллектуала с высоким уровнем развития творческую активность невозможно заменить ни кибернетической машиной, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально-творческими способностями. В числе приоритетных стратегий модернизаций образования определяющим является развитие творческого потенциала.

Понятие «творческая активность» находится в тесной взаимосвязи с таким понятием, как «активность». Слово «активность» происходит от латинского activus и означает деятельное участие в чем-либо, энергичную деятельность. Активность это «способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности проявляется в энергичной, инициативной деятельности, в труде, в учении, в общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, в играх и т. д.» [1]. Творческая активность выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности. [2]

Изучение различных подходов позволило выделить критерии творческой активности детей: высокий уровень интереса, способность к фантазированию, воображению и моделированию, проявление догадливости, сообразительности, и открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы, проявление радостных эмоций в процессе работы, способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества, стремление к оригинальности, проявление самостоятельности в работе, умение преодолевать возникшие трудности. Таким образом, можно выделить следующие уровни творческой активности: низкий, средний, недостаточно высокий, высокий.

В настоящее время в связи с совершенствованием процесса воспитания и обучения детей осуществляется поиск новых методов, средств, которые способствовали бы творческой активности детей. Одним из таких методов являются интерактивные задания. [3]

Интерактивные задания – основа содержания интерактивного обучения. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Интерактивное задание всегда предполагает такую организацию процесса обучения, при которой невозможно неучастие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания. [4]

Одной из важнейших характеристик электронных игр является обучающая функция. Они выстроены так, что ребенок может получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам. [5]

Для анализа имеющегося педагогического опыта использования интерактивных заданий по ФЭМП для развития творческой активности был рассмотрен опыт работы: воспитателя Пуртовой Л. Н., который показал, что работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания [6]; воспитателей логопедической группы Е.А. Светловой и В.Ю.Зайцевой использования многопользовательской доски Elite Panaboard UB-T880 нового поколения, позволяющей детям выполнять задания у доски пальцем, без использования специальных маркеров, а также дающей воспитателю возможность организовать групповую работу – устройство распознает одновременно три касания показал, что после проведения регулярных занятий педагоги отметили положительную эмоциональную реакцию детей на занятия [7]. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует творческую активность и способствует активности психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Система интерактивных заданий по ФЭМП не так давно внедряется в дошкольные образовательные учреждения, программ и методических пособий по данному виду деятельности не так много, поэтому возникла необходимость создать данную методическую разработку по теме: «Система интерактивных заданий по ФЭМП, направленных на развитие творческой активности».

Регламентированных требований по составлению картотеки не существуют. Она может быть выполнена в любом удобном для педагога формате: главное – игры должны быть подобраны в соответствии с возрастом детей, иметь цели, игровые задачи, необходимый материал, игровые действия, авторов и источник. Игры и упражнения математического содержания содержат структурные компоненты: игровой замысел, игровые действия и правила.

Дидактические игры подбираются в соответствии с программными задачами по математике и условно делятся на следующие группы:

  1. игры с цифрами и числами;

  2. игры путешествие во времени;

  3. игры на ориентирование в пространстве;

  4. игры с геометрическими фигурами;

  5. игры на логическое мышление.

Воспитатели, используя картотеку могут организовать образовательный процесс: совместную и самостоятельную деятельность.

Таким образом, используя систему интерактивных заданий по ФЭМП, ребенок может планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий, а также творческой активности.

Список литературы
  1. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 Санкт-Петербург, 2009.- 204 с.

  2. Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество. Москва -Воронеж, 2003.-720с.

  3. Мажуга С.А. Педагогический проект «Интерактивная математика». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/681894.html

  4. Недбальская И.В. Использование интерактивной доски на занятиях НОД в ДОУ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/1066436.html

  5. Пуртова Л.Н. Использование интерактивной доски в работе с детьми. Обобщение опыта работы.[Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/tema-ispolzovanie-interaktivnoy-doski-v-rabote-s-detmi-obobschenie-opita-raboti-1767699.html

  6. Проект «Развитие интеллектуальных творческую активность детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/184958741/

  7. Светлова Е.А. Опыт использования интерактивной доски. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/