Система интерактивных заданий по ФЭМП, направленных на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста
Самойлова Светлана, студентка 41 ДО группы
специальности 44.02.01 дошкольное образование
Творческая личность в современных социально-экономических условиях является двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Интеллектуала с высоким уровнем развития творческую активность невозможно заменить ни кибернетической машиной, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально-творческими способностями. В числе приоритетных стратегий модернизаций образования определяющим является развитие творческого потенциала.
Понятие «творческая активность» находится в тесной взаимосвязи с таким понятием, как «активность». Слово «активность» происходит от латинского activus и означает деятельное участие в чем-либо, энергичную деятельность. Активность это «способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности проявляется в энергичной, инициативной деятельности, в труде, в учении, в общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, в играх и т. д.» [1]. Творческая активность выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности. [2]
Изучение различных подходов позволило выделить критерии творческой активности детей: высокий уровень интереса, способность к фантазированию, воображению и моделированию, проявление догадливости, сообразительности, и открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы, проявление радостных эмоций в процессе работы, способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества, стремление к оригинальности, проявление самостоятельности в работе, умение преодолевать возникшие трудности. Таким образом, можно выделить следующие уровни творческой активности: низкий, средний, недостаточно высокий, высокий.
В настоящее время в связи с совершенствованием процесса воспитания и обучения детей осуществляется поиск новых методов, средств, которые способствовали бы творческой активности детей. Одним из таких методов являются интерактивные задания. [3]
Интерактивные задания – основа содержания интерактивного обучения. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Интерактивное задание всегда предполагает такую организацию процесса обучения, при которой невозможно неучастие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания. [4]
Одной из важнейших характеристик электронных игр является обучающая функция. Они выстроены так, что ребенок может получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам. [5]
Для анализа имеющегося педагогического опыта использования интерактивных заданий по ФЭМП для развития творческой активности был рассмотрен опыт работы: воспитателя Пуртовой Л. Н., который показал, что работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания [6]; воспитателей логопедической группы Е.А. Светловой и В.Ю.Зайцевой использования многопользовательской доски Elite Panaboard UB-T880 нового поколения, позволяющей детям выполнять задания у доски пальцем, без использования специальных маркеров, а также дающей воспитателю возможность организовать групповую работу – устройство распознает одновременно три касания показал, что после проведения регулярных занятий педагоги отметили положительную эмоциональную реакцию детей на занятия [7]. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует творческую активность и способствует активности психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Система интерактивных заданий по ФЭМП не так давно внедряется в дошкольные образовательные учреждения, программ и методических пособий по данному виду деятельности не так много, поэтому возникла необходимость создать данную методическую разработку по теме: «Система интерактивных заданий по ФЭМП, направленных на развитие творческой активности».
Регламентированных требований по составлению картотеки не существуют. Она может быть выполнена в любом удобном для педагога формате: главное – игры должны быть подобраны в соответствии с возрастом детей, иметь цели, игровые задачи, необходимый материал, игровые действия, авторов и источник. Игры и упражнения математического содержания содержат структурные компоненты: игровой замысел, игровые действия и правила.
Дидактические игры подбираются в соответствии с программными задачами по математике и условно делятся на следующие группы:
игры с цифрами и числами;
игры путешествие во времени;
игры на ориентирование в пространстве;
игры с геометрическими фигурами;
игры на логическое мышление.
Воспитатели, используя картотеку могут организовать образовательный процесс: совместную и самостоятельную деятельность.
Таким образом, используя систему интерактивных заданий по ФЭМП, ребенок может планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий, а также творческой активности.
Список литературы
Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 Санкт-Петербург, 2009.- 204 с.
Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество. Москва -Воронеж, 2003.-720с.
Мажуга С.А. Педагогический проект «Интерактивная математика». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/681894.html
Недбальская И.В. Использование интерактивной доски на занятиях НОД в ДОУ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/1066436.html
Пуртова Л.Н. Использование интерактивной доски в работе с детьми. Обобщение опыта работы.[Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/tema-ispolzovanie-interaktivnoy-doski-v-rabote-s-detmi-obobschenie-opita-raboti-1767699.html
Проект «Развитие интеллектуальных творческую активность детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/184958741/
Светлова Е.А. Опыт использования интерактивной доски. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/