Тема «Система критериального оценивания на уроках технологии»
Цель:
Дать общее представление о системе критериального оценивания.
Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.
Задачи:
Создать мотивацию к изучению темы, участию в мастер-классе.
Познакомить с системой критериального оценивания на уроках технологии.
Показать на практических примерах использование критериального оценивания на уроках технологии
Ожидаемый результат: учителя познакомятся с системой критериального оценивания на уроках технологии.
1.Свое выступление хотела бы начать со слов Л.Н. Толстого:
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок
и соразмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик.
Именно о системе критериального оценивания мне хотелось бы сегодня с вами провести мастер-класс
2.Обсуждаем пословицу:
Всем известна пословица «Яблоко от яблони недалеко падает».
– Скажите можно ли на дереве найти два одинаковых яблока?
– Условно наберем корзину яблок. Разложим на кучки:
1) самые красивые (съедим сами или угостим родню)
2) мелкие ( сварим компот)
3) неказистые, червивые (варенье, сушка)
Таким образом, в соответствии с выбранными критериями каждому яблоку нашлось применение.
Вот так и каждый класс похож на такую корзину яблок. Следовательно, очень важно правильно оценить каждого учащегося.
«Яблоки как дети, нет третьего сорта, надо уметь оценить»
В настоящее время в педагогической практике существует проблема оценивания учебной деятельности. Старые методы оценивания давно уже изжили себя. Сегодня ни одному из учеников не понравится, как по старому традиционному методу оценивают его работу. Порой мы, учителя, не комментируем свое оценивание. Ученики не имеют понятия, за что ему учитель поставил ту или иную оценку. Как и все мои коллеги, я тоже столкнулась с этой проблемой оценивания.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
3. Важное значение имеет контрольно – оценочная самостоятельность ребёнка, то есть умение контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
Этому и служит критериальное оценивание, которое стимулирует процесс обучения, мотивируя обучающихся на достижение как промежуточного, так и конечного результата. Важно, чтобы ученик точно знал критерии оценки за устный или письменный ответ. Незнание критериев часто затрудняет процесс внутренней самооценки ученика, что в свою очередь тормозит достижение конечного результата. В связи с этим на уроках мы с учениками стараемся уделить время для совместной разработки критериев оценки задания, текущей или итоговой работы. У школьников появляется шанс увидеть свои сильные и слабые стороны при освоении темы, а значит своевременно скорректировать свою работу.
Таким образом, критериальное оценивание – это процесс плавно переходящий в результат. Процесс – потому что это совместная деятельность учителя и учащегося, результат – потому что ожидается и наступает прогресс в понимании темы ( задания, теста, практической работы) учащимися.
Примеры оценивания
Урок технологии на тему «Приготовление блюд из овощей и фруктов», (критерии заранее прописаны и обучающиеся знакомятся с критериями до начало работы)
Способы оценивания блюд
1. Оценивание приготовленного блюда самими девочками
2. Оценивание коллективом
3. Оценивание учителем
Критерии оценивания приготовленных салатов:
«5»: соблюдены правила техники безопасности при работе ножом и приспособлениями для фигурной нарезки; наличие у учащейся формы (фартук, косынка), в салате соблюдены пропорции ингридиентов, форма нарезки фруктов и овощей соразмерна, салат эстетически оформлен.
«4»: соблюдены правила техники безопасности при работе ножом и приспособлениями для фигурной нарезки; наличие у учащейся формы (фартук, косынка), в салате соблюдены пропорции ингридиентов, но форма нарезки фруктов и овощей отличается друг от друга.
«3»: соблюдены правила техники безопасности при работе ножом и приспособлениями для фигурной нарезки; наличие у учащейся формы (фартук, косынка), в салате нарушены пропорции ингридиентов.
«2»: работа не выполнена, нет формы (фартук, косынка).
· зеленый – я умею сам,
· жёлтый – я умею, но не уверен,
· красный - нужна помощь
Затем учитель просит поднять карточки с цветом - правильными ответами. Участники в группе поднимают одновременно карточки. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор.
Ответы позволят учителю определить уровень и качество понимания участниками изложенной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.
«Закончи предложения» Учитель предоставляет учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.
Я изменил свое отношение к………. Я узнал больше о ………….
Я удивился тому, что…… Я почувствовал …………..
Я относился к …………
«Самооцека». Учащиеся на протяжении всего урока делают отметки о том какие задания им удалось выполнить, где возникли трудности.
Подготовить к успешной самостоятельной деятельности растущего человека в современном мире достаточно сложная и интересная задача. Выше перечисленные техники положительно зарекомендовали себя в моей практической деятельности.
Использование оценочных листов. Приемы и инструменты оценочной деятельности.
«Волшебная лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:
-нижняя ступенька - не понял,
-вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,
-верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Сейчас я предлагаю вам выполнить практическую часть нашего мастер-класса. Сегодня мы выполним розочки из фоамирана. Но прежде мы составим критерии оценивания выполнения.
| соблюдены правила техники безопасности при работе с ножницами и горячим клеем, форма лепестков ровная, лепестки соединены правильно, клей нанесен равномерно, работа выполнена аккуратно |
| соблюдены правила техники безопасности при работе с ножницами и горячим клеем, форма лепестков ровная, лепестки соединены не правильно, клей нанесен равномерно, работа выполнена аккуратно |
| соблюдены правила техники безопасности при работе с ножницами и горячим клеем, форма лепестков не ровная, лепестки соединены в разброс, клей нанесен равномерно, работа выполнена не очень аккуратно |
Поэтапное выполнение розы из фоамирана
Размер цветка зависит от размера и количество лепестков. Чем больше цветок тем, больше размер и количество лепестков.
Возьмем лист фоамирана и начертим зубочисткой прямоугольники 2 на 1,5 см.
Вырежем прямоугольники
Широкую сторону(2см) прямоугольника разрежем в виде полукруга
Для одной розочки понадобится 12-13 лепестков
Начинаем соединять заворачивая первый лепесток, склеиваем клеевым пистолетом
Затем по одному другие лепестки
Формируем розочку
Проклеиваем розочку к зажиму
6. Критериальное оценивание позволяет
Учителям: Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения; Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности; Улучшить качество преподавания; Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей; Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания; Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся: Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания; Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха; Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников; Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям: Получать доказательства уровня обученности ребенка; Отслеживать прогресс в обучении ребенка; Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Желаем Вам и Вашим ученикам успехов!