СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система мероприятий по первичной профилактике употребления ПАВ в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактическая работа в МОУ Родниковской СОШ № 32 

Система организации профилактической работы с обучающимися

К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении. 

Система работы классного руководителя с «трудными» обучающимися очень подробно описана в плане мероприятий

Просмотр содержимого документа
«Система мероприятий по первичной профилактике употребления ПАВ в начальной школе»




Утверждаю

Директор школы________ Юрьева А.О.

«___» ____________ 202___г.








Просветительско-профилактическая работа

в МОУ Родниковской СОШ № 32

на 2020 -2023 учебный год











































Пояснительная записка

В связи со сложной ситуацией в стране, когда обучающийся школы подвержен различным негативным влияниям не только с внешней стороны, но порой даже и в семье, обществу нужны коренные перемены в области профилактической работы.

В школе профилактическая работа должна опираться на лучшие качества обучающихся, на их достижения, пусть и небольшие.

Также профилактическая работа может опираться на различные негативные примеры, которые имеют место среди ряда учащихся общеобразовательных школ, также известные и в медицинской тематике.

Наше образовательное учреждение, как и многие другие, обладает рядом

возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Доступ к семье ребенка, квалифицированные педагогические кадры, которые совместно со всеми субъектами профилактики, способны обеспечить ведение эффективной профилактической работы.

При проведении профилактической работы работники школы учитывают организационные принципы профилактики, определенные в Концепции Комплексной активной профилактики и реабилитации:

1 принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений.

Организуя сотрудничество с различными субъектами профилактики, педагогический коллектив школы учитывает Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образования, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.

В рамках реализации программы налажено тесное взаимодействие с различными

субъектами системы профилактики: Управление образования, КДНиЗП.

2 принцип - дифференцированность профилактических подходов: в зависимости от возраста, личных интересов и т.д.

3 принцип - аксиологичность - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о здоровом образе жизни, законопослушности. Воспитание у ребенка осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. С этой целью нами проводится целенаправленная работа с обучающимися школы.

4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений

целевой профилактической деятельности. 5 принцип - непрерывность - профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.

Цель программы - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья, предупреждение случаев безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи программы:

1) Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.

2) Формировать морально-волевые качества школьников.

3) Создать благоприятный психологический климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.

4) Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.

5) Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.

6) Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников

образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью.

Средства реализации:

1. Методическое обеспечение:

- программа воспитания и социализации обучающихся МОУ Родниковской СОШ № 32.

- Совет профилактики.

-организация работы школьной психолого-педагогической службы.

-организация работы службы медиации и службы примирения.

-школьная программа «Растим патриотов России»,

-школьная программа «Здоровье».

2. Направления работы по программе: профилактика вредных привычек (алкоголя,

наркомании, табакокурения, компьютерной зависимости, ПАВ), профилактика правонарушений и безнадзорности среди подростков, профилактика суицида, жестокого обращения, СПИДа, буллинга (моббинга), экстримизма и религиозного терроризма.

3. Реализация через пропаганду здорового образа жизни, здорового питания, спорта, силы знаний.

Организация выполнения программы:

1. Работа с обучающимися:

цель - включение обучающихся в активную деятельность, полностью противопоставленную оторванной от общества жизни.

Формы работы: конференции, беседы, лекции, конкурсы, фестивали,

акции, общественно-значимая трудовая деятельность, классные часы, индивидуальные консультации, акции, практические семинары, выступления агит.бригад, коллективнотворческая деятельность, участие в разных конкурсах.

2. Работа с родителями:

Цель: оказание помощи родителям в формировании у ребенка широкого

мировоззренческого отношения без отрицательного личного опыта.

Формы работы: семинары, родительские собрания, родительские лектории, индивидуальная работа с родителями обучающихся группы риска.

3. Работа с учителями:

Цель – повышение профессионального мастерства педагогов области

профилактической работы по основным направлениям.

Формы работы: семинары, лектории, совещания, педагогические мастерские,

педагогические гостиные, круглые столы, обмен опытом.

Планируемы результаты:

 снижение правонарушений среди обучающихся,

 отрицательное отношение ребенка к наркомании и табакокурению и другим вредным

привычкам,

 умение ребенка сказать нет своим друзьям по употреблению вредных веществ,

- умение распознавать техники вовлечения в адиктивные группы посредством социальной сети «Интернет» и правильно вести себя,

- умение защищать себя от жестокого обращения и насилия разными средствами (знания номеров телефона доверия, прямое обращение к специалистам школы или в правоохранительным органам),

 повышение значимости спорта, питания, здоровья в жизни обучающихся,

 снижение числа учащихся, негативно относящихся к знаниям.

Контроль и регулирование выполнения программы:

по протоколам Службы, по планам классных руководителей, по проводимым мероприятиям, по работе с обучающимися группы риска.





































1. Профилактическая работа с классами


Профилактика употребления алкоголя, табака и наркотических веществ (ПАВ).


Система мероприятий по первичной профилактике

употребления ПАВ в начальной школе


Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственный




Диагностика обучающихся с целью выделения «группы риска», дальнейшего прогноза

сентябрь

1-й класс

Классный

руководитель,

педагог - психолог



Ведение курса «Введение в школьную жизнь» с

сентябрь

1-й класс

Классный

руководитель

1 класа



целью предотвращения дезадаптации












Диагностика уровня адаптации детей к школе

октябрь-ноябрь

1-й класс

Зам по УВР,

Педагог-психолог





Коррекционные занятия для детей, испытывающих

трудности при адаптации к школе

ноябрь-январь

1-й класс

Классный

руководитель,

педагог-психолог



Повторная диагностика с целью отслеживания

результатов коррекционной работы

февраль

1-й класс

Зам по УВР,

классный

руководитель




Реализация занятий по теме «Я – школьник»,

Направленной на обучение навыкам общения,

оптимизацию самооценки, повышение социальной

компетенции

4-й класс

Классный

руководитель






Театрализованные представления на тему здоровья.

1-4 классы

классные

руководители, старший вожатый




Диагностика функционального состояния обучающихся, наличия у них тревожности,

депрессивности; уровня их самооценки, их

успешности в учебной деятельности, степени

адаптированности, готовности к средней школе с

целью выделения обучающихся «группы риска»

4-й класс

март-апрель

Зам по УВР,

классный

руководитель







Сравнительный

анализ


«группы



риска»


Зам по УВР


наркозависимости

с

целью

отслеживания



апрель-май



эффективности

программы

профилактики





наркозависимости




















Проведение

родительских

собраний,

в т.ч.




«нестандартных»,

для

родителей

с


целью

в течение всего

Классные


информирования

о


факторах



риска

обучения в





руководители


наркозависимости

детей;


факторах,

начальной школе





препятствующих наркозависимости и т.д.






Организация

совместной

деятельности

детей и

в течение всего



родителей,

ориентированной

на

здоровый

образ

Классные


обучения в


жизни (выезды на природу,

соревнования «Папа,

руководители


начальной школе


мама, я – здоровая семья» и т.д.)














Информирование педагогов и факторах риска




наркозависимости детей (стиль педагогического

каникулы

Педагог - психолог


общения как стрессовый фактор)








Тренинг

для учителей


начальных


классов

каникулы

Педагог-психолог














«Формирование

навыков

педагогического


Зам по УВР

общения»





Тематический план занятий для младших школьников


1 класс

Занятие

Цель занятия

1. Я - уникальный человек

Дать детям представление о значении

2. Культура и Я

нормальных условий жизни для роста и

развития

3. Чувства

Дать представление о чувствах человека

4.О чем говорят чувства

Дать представление о способах изменения

настроения

5.Множество решений

Научить учащихся оценивать свои поступки

6.Решения и здоровье


7.Полезные и вредные лекарства

Дать представление о привычках, их

значение в жизни человека


2 класс «Учусь понимать себя»


Занятие


Цель занятия

1.Твои новые друзья


Познакомить учащихся с содержанием курса и его




героями

2.

Как ты растешь


Дать детям представление о значении нормальных




условий жизни для роста и развития

3.Что ты знаешь о себе


Дать детям представление об их физическом развитии

4.

Твое настроение


Дать представление о том, что такое настроение и от




чего оно зависит

5.Как ты познаешь мир


Сформировать представление об основных органах




чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), об основных




особенностях познания окружающего мира с их




помощью

6.Твои чувства


Дать представление о чувствах человека

7.Как исправить настроение


Дать представление о способах изменения настроения

8.

Твои поступки


Научить учащихся оценивать свои поступки

9.

Твои привычки


Сформировать представление о привычках, их значение




в жизни человека.

3 класс «Учусь понимать других»



Занятие


Цель занятия



1.

Как научиться разговаривать

Научить детей разговаривать с детьми



с людьми






2.

Что такое интонация

Дать представление л роли интонации в общении людей




3.

Как научиться преодолевать

Помочь ребенку понять, отчего возникают трудности

трудности

при общении с людьми, и научиться преодолевать их

4.

Как понять друг друга без

Сформировать представление о значении мимики и

слов

жестов в общении




5.

Для чего нужна улыбка

Укрепить

представление

детей

о

значении



доброжелательных отношений между людьми


6.

Умеешь ли ты дружить

Научить детей ценить дружбу





4 класс «Учусь общаться»





Занятие


Цель занятия



1.

Что вы знаете друг о друге

Сформировать адекватную оценку восприятия себя и



других





2.

Твой класс

Научитьребятанализироватьсвоисимпатии,



привязанности; бережно относиться к чувствам других




13







людей










3. Кто твой друг

Расширить представления детей о дружбе,

позитивном





отношении к людям








4. Как научиться жить дружно

Объяснить, что дружеские отношения могут и должны





иметь место в коллективе не только между близкими





друзьями, но и со всеми одноклассниками





5. Как помириться после ссоры

Привить умение находить пути выхода из конфликтов,





развить представление о необходимости и важности





примирения








6. Какой у тебя характер

Дать

учащимся

представление

о

характере,





многообразии черт характера







7. Как воспитать свой характер

Дать детям представление о возможности воспитывать в





себе определенные черты характера







8. Как сказать «нет» и отстоять

Научить ребят отстаивать свое мнение и сопротивляться




свое мнение

негативному влиянию со стороны


взрослых и





сверстников








9. Фантастическое путешествие

Обобщение знаний,

полученных на занятиях в рамках





курса










Система мероприятий по первичной профилактике







употребления ПАВ в основной школе


















Мероприятия




Сроки


Ответственный






проведения













Обучающие семинары для педагогов.









Темы: «Возрастные особенности подростков»,





заместитель


«Особенности отношения детей к наркотикам»,


каникулы



директора по


«Факторы риска наркозависимости», «Стиль





УВР,








педагогического общения как стрессовый фактор» и




руководители МО


т.д.










Тренинг для педагогов, работающих в основной








школе «Формирование навыков педагогического


каникулы


руководители МО


общения»










Тематический всеобуч для родителей.



в течение года



классные





руководители










Неспецифическая диагностика подростков










-выявление «группы риска» наркозависимости





классные



- выявление индивидуально-личностных



сентябрь








руководители



особенностей подростков


























Специфическая диагностика подростков






классные



- выявление отношения подростков к наркотикам










руководители,



и их употреблению




в течение года









медработник



- проведение анонимного добровольного













школы



тестиования


















Постоянный анализ информации, полученной в





классные





руководители,


результате неспецифической и специфической






в течение года



заместитель


диагностики, с целью определения тематик лекций,









директора по


бесед, дискуссий с подростками














УВР











Проведение тематических бесед, дискуссий с



1 раз в четверть



классные


подростками по различным аспектам проблемы



руководители






Тренинги для подростков с целью формирования у


1 раз в год



Педагог - психолог



них ответственности за свое поведение: «Тренинг






уверенного поведения», «Тренинг общения»,






«Умение сказать «нет» и т.д.









Организация досуговых мероприятий с целью






формирования у подростков принятия себя через






вовлечение в новые виды деятельности




Педагог-




















Организация правовой пропаганды, информационно-


постоянно

организатор,



в течение года

классные


просветительской

работы

с

обучающимися,





руководители


родителями,

преподавателями

по

вопросам









предупреждения и

пресечения

правонарушений






связанных с оборотом наркотиков















Тематический план занятий для обучающихся основной школы


5 класс

1.Знакомство.










2.Как подружиться.









3.Основные нормы и взаимоотношения в группе.





4.Чувства и умения их проявлять.






5.Мое тело – моя собственность






6.Употребление, злоупотребление, болезнь.






7.Употребление табака, табакизм.






8.Алкоголь.










Заключительное занятие “Викторина смышленных и находчивых”.



6 класс

1.Умение отвечать за себя.








2.Я особенный и себя уважаю.






3.Умение слушать.









4.Виды и формы общения.








5.Умение сказать “Нет”.








6.Что такое наркотики.








7.Правильное и неправильное использование медикаментов.





8.Токсические вещества.








9.Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет




наркотики.









7 класс

1.Как поддерживать дружбу.








2.Как пережить потерю друга.






3.Как прервать нежелательную дружбу.






4.Взаимоотношения с родителями и со взрослыми.





5.Отрицательные эмоции и как справиться с гневом.





6.Критика, навыки критического отношения.





7.Умение принимать решения.






8.Осторожно – яды: табак и алкоголь.






9.Осторожно яды: токсические вещества и зависимость от наркотиков.



7 класс

1.Умение начинать, поддерживать и прекращать разговор.





2.Агрессивность, неуверенное поведение и поведение с уверенностью.




3.Стресс. Способы борьбы с ним.






4.Поведение в конфликтной ситуации. Разрешение конфликта путем




совместного принятия решения.






5.Формирование уверенного поведения.






6.Права человека во всей их совокупности.






7.Встреча миров: мальчики и девочки.






8.Развитие навыков критического мышления и ответственного поведения.








15








9.Антинаркотический спектакль.

8 класс

1.Знакомство с телом. Знакомство с миром собственных эмоций.


2.Работа с семейными взаимоотношениями.


3.Работа с самооценкой.


4.Развитие стрессоустойчивости.


5.Развитие навыков давлению со стороны.


6.Снижение деструктивной конфликтности.


7.Тренинг коммуникативной компетентности.


8.Развитие навыков критического мышления и ответственного поведения.

9 класс

1.Влияние наркотиков на организм (дыхание, кашель, сердечно-сосудистую


систему, пищеварения, психические функции).


Плата за обман природы. Миф о слабых и безопасных наркотиках.


2.Нормальные способы получения удовольствий. Биологическая и


социальная сущность удовольствий.


3.Особенности личности потенциальных наркоманов. Смена социального


окружения.


Изменение личности наркоманов. Отношение людей к наркоманам.


4.Возможно ли излечение от наркомании. Кто виноват?


5.Косвенная реклама массовой наркотизации населения. Социальные


предпосылки для распространения наркомании.


6.Нравственные нормы как гарантии здоровья. Необходимость личной


ответственности за наркотизацию.


7.Отношение государства к наркомании. Ответ защитникам права на


существование наркомании.


8.Альтернатива наркотикам. Защищайте сами свое психическое здоровье.


9.Антинаркотический спектакль

10-11 классы

1.Презентация видеоролика «Мифы о наркотиках»


2.Классный час «Жизнь на острие иглы».


3.Беседа «Борьба против наркотиков»


4.Сочинение-эссе. «Здоровье – это …»


5.Интернет – урок антинаркотической направленности


6.Диспут «Проблема наркомании – общая проблема!»»


7.Тренинг «Я сам принимаю решения».


8.Конкурс «Мы – здоровое будущее страны».


Программа просвещения родителей «Профилактика употребления ПАВ детьми»


Название

Аудитория


Описание занятия

Тематические всеобучи






«Психологические

5-9 классы


Беседа с презентацией

особенности


Основные темы: характеристика возраста:

подросткового возраста»


умственное,эмоциональноеисоциальное



развитие,

основные

проблемы возраста,



нарушение отношений с семьей как фактор



девиантного поведения.



«Идеальные родители,

1-11 классы


Беседа с презентацией

идеальные дети»


Обсуждение

качеств

«идеальных» детей и



родителей; научить родителей открыто выражать



свои чувства по отношению к поступкам ребенка.



Изучение рекомендаций психологов: как стать



идеальным родителем.



«Компьютерная

5-11 классы


Беседа с презентацией

зависимость»


Основные темы: плюсы и минусы Интернета,



уход от реальности как тревожный признак,



симптомы

психологической

зависимости от



компьютера, рекомендации по организации



времени пребывания за компьютером.

«Факторы риска и

5-11 классы

Причины, условия формирования, генетическая

факторы защиты


предрасположенность к употреблению ПАВ,

подростковой


личностные,

семейные,

макросоциальные

зависимости»


факторы риска и защиты от употребления ПАВ.





«Детская агрессия»

1-5 классы


Лекция с презентацией



Причины, виды, влияние семейного воспитания,



способы работы с агрессией ребенка.

«Родители, ваш ребенок

7 -11 класс

Что такое наркотики, ответственность детей,

и закон»


родителей, как вести себя с ребенком, если



узнали, что он употребляет ПАВ, куда



обратиться за помощью.



«Защита детей от

1-11 классы


Беседа с презентацией.

жестокого обращения»


Знакомство

родителей

с

законодательными



актами, защищающими детей от жестокого



обращения.Ответственностьзажестокое



обращение с детьми.



«Подростковый суицид»

6-9 классы


Беседа с презентацией



Основныетемы:признакиихарактер



подросткового суицида,

взаимоотношения со



17







своим

ребёнком,

личность

подростка

и



понимание его проблем.







«Вопросы родителей о




Беседа с презентацией




наркомании»


Основные темы: Что рассказать ребенку о ПАВ,



как поощрять ребенка к откровенному общению,



как влияют семейные ценности на формирование



умения отказывать окружающим, как научить



ребенка отказывать окружающим, почему важна



семейная профилактика употребления ПАВ, что



делать, еслиу ребенка сформировалась



зависимость от ПАВ.











Тематика лекций для родителей.





1. “Стоит задуматься, или Крайне тревожная



статистика”.










2. “Опасные заблуждения, или Что мы думаем о



наркотиках”.










3. “Наркотики и подросток, или Педагогические



проблемы становления личности подростка”.




4. “Формирование пристрастия к наркотикам,



или Почему подростки принимают наркотики”.




5. Этапы приобщения к наркотикам, или Как



становятся наркоманами”.








6. “Семья

и

наркотики,

или

Влияние



дисгармоничных

семейных

отношений


на



подростковую наркоманию”.








7. Наркотики и их жертвы, или Что нужно знать



о наркотиках”.










8. В преддверии опасности, или Как распознать



наркоманию”.










9. “Целевая программа “Школа без наркотиков”,



или Что может современная школа”.






10. Профилактика наркомании, или всем миром



на борьбу с дурманом”.







«Какой стиль

1-4 классы

Анкетирование, авторитарный, попустительский,

воспитания выбрать?»

5-8 классы

демократический, хаотичный и стили семейного



воспитания и их влияние на развитие личности



ребенка.









«Хотите видеть ребенка

1-4 классы

Причины,

по которым

уроки

нравятся

и

не

успешным – помогите


нравятся. Об успехах в школе, об интересе к

ему»


школе, об отношениях в школе.





«Поведение детей в

5-8 классы

Конфликт

и конфликтная

ситуация,

причины,

зеркале семейных


неконструктивные

и

конструктивные

пути

отношений»


выхода из конфликта.







«Сквернословие»

3-9 классы

Причины,

разбор

конкретных

случаев,

пути



противостояния сквернословию.





«Профориентация»

8-11 классы

Основные

темы:

правила

выбора профессии.



Ошибки

выбора

профессии. Анализ «Хочу»,



«Могу», «Надо» ребенка при определении его на



профессиональный путь.







Родительский всеобуч


Тематика:








«Как общаться с


1. Как наладить нормальные отношения с


ребенком?»


ребенком?










2.

Безусловная любовь (что такое






воспитание, результаты неприятия ребенка).





18











3. Помощь родителей: как ее вводить и как

давать ребенку больше самостоятельности.


4. Если ребенок не слушается (тон и руководящие указания, как избегать конфликтов, как воспитываться в детях ответственность).

5. Как научиться слушать ребенка (правила

активного слушания, три результата активного

слушания).

6. Чувства родителей (как сказать о своем

переживании, Я-высказывание).

7. Как разрешать конфликты (причины

конфликтов, конструктивные и

неконструктивные способы разрешения

конфликтов).

8. А как насчет дисциплины (правила о

правилах, вопрос о наказаниях, трудные дети и


четыре причины стойкого непослушания).

9. «Кувшин» наших эмоций (разрушительные


  • страдательные эмоции, потребности, самооценка и ее зависимость от воспитания).


    1. Ответы на волнующие вопросы родителей.


Коррекционно-развивающие занятия для родителей

«Все мы родом из

1-5 классы





Беседа с презентацией:



детства»



осознание позиции своего ребенка, попытка




встать на эту позицию, особенности детского




восприятия


реальности,

значимость




эмоциональных отношений.



«Позволить ребенку

5-8 классы






Тренинг



быть любимым»



(про родительскую любовь): профилактика




асоциального поведения, языки любви и разбор




конкретных ситуаций.




«Детско-родительские

1-11 классы


Тренинговые совместные занятия родителей и











отношения»



детей.

Сплочение,

развитие

навыков









взаимодействия, коррекция негативных эмоций в




семье, ресурс семейных отношений.




Программа профилактического лектория для педагогов


Название




Описание занятия






«Организация работы с


Лекция с презентацией «система работы с трудными

девиантными детьми»


детьми», изучение особенностей девиантных детей,




анализ себя как профессионала.



«Тренинг педагогической


Занятие направлено на формирования у педагогов

осознанности»



личностно-ориентированной позиции по отношению к




детям, поиск резервов для более эффективной работы,




выделение причин возможных или истинных




профессиональных проблем.



«Система

работы

с

В лекции описываются принципы, следование которым

трудными детьми»


способствует налаживанию контакта с трудным




ребенком и достижению положительных изменений.

«Подходы к

профилактике

Подходов

к

профилактике

ПАВ

среди

употребления ПАВ»


несовершеннолетних,

условия,

при

которых





19






профилактика оказывается более эффективной.

«Факторы риска, факторы

Факторы риска приобщения к ПАВ и факторы защиты

защиты употребления ПАВ»

от ПАВ, которые можно применить к школе и семье,


способы реализации факторов защиты.

«Особенности отвергаемых в

В лекции приведены особенности отвергаемых детей,

коллективе детей»

роли, которые они выполняют в коллективе,


последствия отвержения, психологическая работа,


рекомендации учителю и родителю.

«Вопросы здорового образа

Знакомство с тренингом как активной формой работы в

жизни»

процессе обсуждения вопросов здорового образа


жизни.




«Психологическое здоровье»

Определение психологического здоровья, значимость


для физического здоровья, способы поддержания,


техники поддержания психического здоровья.

«Волшебный мир бабочки»

Направлен на формирование позитивной установки


при работе

с

детьми с

аддиктивным поведением.


Содержит арт-терапевтические техники, способствует


снятию эмоционального напряжения.

«Тренинг по саморегуляции

Агрессия и эмоциональное напряжение, их влияние на

как форма работы с детьми с

здоровье человека, способы работы со своим

девиантным поведением»

состоянием: релаксация, дыхательные техники, изо-


техники,

визуализация,

телесно-ориентирванная


терапия.




«Взгляд на проблемного

Арт-терапевтический тренинг, направлен на осознание

ребенка»

своего отношения к проблемному ребенку, раскрытие


собственных ресурсов в работе с проблемным


ребенком, рекомендации по построению работы.

«Техники установления

Тренинг направлен на развитие умений проявлять

позитивных отношений с

педагогический

тактвразличныхусловиях

родителями и детьми.

воспитательно-образовательной работы в дошкольных

Развитие коммуникативных

учреждений.




навыков»





«Профилактика и

Раскрывает теоретические основы по теме «Стресс»,

преодоление стрессов»

предлагаются релаксационные упражнения, упр-ия на


снятие стресса.





«Секреты эффективной

Понимание своих психологических установок и их

педагогики»

связи с профессиональной деятельностью.

«Роль психологической

Сказкотерапия. Цель занятия: дать установку на

установки в жизни

успешное взаимодействие с учащимися.

человека»





«Конфликт и ученик»

Основные темы: что такое конфликт, причины


конфликтовмеждуучителямииучениками,


рекомендации учителю по профилактике конфликтов.








2. Профилактика правонарушений и безнадзорности

№п/п

Содержание

Сроки

Ответственные





1.

Классный час: «Знай свои права и управляй свои будущим!»», 1-11 кл.

Сентябрь

Классные руководители,

Инспектор КДНиЗП,

соц. педагог,









2.

Анкетирование учащиеся с целью выявления склонности к правонарушениям

сентябрь - октябрь

Классные руководители

1-11 классов,

соц. педагог.





3.

Классный час: « Как не стать жертвой насилия».


Классные часы по формированию правовой культуры, толерантного поведения «Закон и правопорядок!»

Февраль




Инспектор КДНиЗП.

Соц. педагог,

классные руководители










4.

Классный час по профилактике правонарушений, бродяжничества, наркомании: «Причины пристрастий» 5-11кл

Апрель

Классные руководители.

Соц. педагог





5.

Рейд «Закон и порядок»

Правовая Неделя «Ты и закон»

ноябрь

Классные руководители.

Соц. педагог













6.

Провести классные часы на тему: «Закон и ты», «Урок гражданина» для учащихся 5-7 классов.


1 раз в полугодие

Классные руководители.

Соц. педагог

7


Классные часы на тему разрешения конфликтов.

в течение года

Классные руководители.

Соц. педагог, воспитатели

8

Оказание помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование специалистами.

(1-11 классы)

В течение года


Социальный педагог,

Педагог-психолог

Классные

руководители

9

Дискуссия: «Права и обязанности воспитанников школы-интерната»

ноябрь

Классные руководители.

Соц. педагог

10

Организация встреч с инспектором КДНиЗП, специалистами служб и ведомств системы профилактики

в течение года

социальный педагог

11

Самоотчеты обучающихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время.

по плану Совета профилактики


классные руководители,

Совет профилактики школы



3. Профилактика подростковых суицидов

ПЛАН

мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков


Просветительско-профилактическая деятельность

Работа с обучающимися ОУ

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

Постоянно

Кл.руководители

соц. педагог

2

Исследования социального статуса семей обучающихся. Составление социального паспорта класса и школы

Октябрь

Кл.руководители Соц.педагог

 

3

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям

Октябрь

Соц. педагог

4

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий семьями социального риска

В течение уч. года

Соц.педагог

5

Мини-тренинги:

- учимся снимать усталость,

- как преодолевать тревогу,

- способы решения конфликтов,

- стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом,

- способы саморегулирования эмоционального состояния,

- как сказать НЕТ!

В течение уч. года

(по запросу)

Педагог-психолог








8

Правовые классные часы:

- что ты должен знать об УК РФ

- уголовная ответственность несовершеннолетних

- знаешь ли ты свои права и обязанности

В течение уч. года

Соц. педагог

кл.руководители

9

Психолого-педагогическая поддержка обучающимся при подготовке и проведении выпускных экзаменах

В течение уч. года

Учителя

педагог-психолог

Педагоги

1

Совещание при директоре «Что такое суицид и как с ним бороться»

Ноябрь

Педагог-психолог

2

Подготовка Памятки «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников»

Декабрь

Педагог-психолог


3

Выступление на МО кл. руководителей: «Профилактика суицида среди школьников»

В течение года

Педагог-психолог

4

Индивидуальные консультации классных руководителей «Благоприятный психологический климат в классе»

Сентябрь-ноябрь

Педагог-психолог

Родители

1








Родительский лекторий:

- возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник),

- наказание и поощрение,

- психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки

- признаки, мотивы, профилактика суицида

- трудный возраст или советы родителям

- уголовная ответственность родителей и несовершеннолетних

- как помочь ребенку при подготовке к экзаменам

По плану, по запросу






Соц. педагог

педагог-психолог





Диагностика обучающихся


Диагностика психологического климата в коллективе (1, 5, 10 классы)

октябрь

Педагог-психолог

1

2

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)

Сентябрь

Кл.руководители

8-11 кл.

3

Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин)

По запросу

Педагог-психолог





4. Профилактика интернет – зависимости

План основных действий по реализации программы



Название мероприятия


Форма мероприятия

Цель мероприятия


Сроки

Участники

Ответственные
















Анкетирование

Занятость во внеурочное время


индивидуальная, групповая


Диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время

Один раз в четверть

Обучающиеся 5-11 классов


Классные руководители

Социальный педагог

Проведение опроса «Игры в моей жизни»


индивидуальная


Выявить степень увлеченности виртуальными играми

Один раз в четверть

Обучающиеся 5-11 классов

Педагог - психолог

Соц.педагог


Тест на определение степени зависимости от Интернета (Кимберли С. Янг).

Тест для определения степени компьютерной зависимости (Т. А. Шишковец)

групповая

Выявить степень зависимости от интернета

По запросу

Обучающиеся 5-11 классов

Педагог - психолог

Соц.педагог
















Вовлечение учащихся во внеурочную занятость


индивидуальная


Организация внеурочной занятости школьников в кружках, спортивных секциях


постоянно

Учащиеся 5-11 кл.


Классные руководители, педагоги доп.образования

Ст. вожатая


«Ребёнок и компьютер. Опасная грань»

Родительское собрание

Привлечение родителей к борьбе с компьютерной зависимостью


По графику

Родители

Классные руководители

Кинолекторий «Посмотри на мир вокруг»


Групповая


Сформировать и развить потребность в активном образе жизни, в живом общении, умение видеть окружающую действительность


По мере необходимости

Учащиеся5-11 кл.

Классные руководители


Настольной игры


Групповая


Популяризация настольной игры как альтернатива виртуальным и сетевым

По графику

Учащиеся5-11 кл.


Классные руководители

Тренинг «Живое общение»


групповая

Привитие навыков конструктивного общения

По запросу

Учащиеся «группы риска»

Педагог - психолог

Соц.педагог


Проведение цикла спортивных мероприятий


групповая


Формирование и прививание активного образа жизни учащихся, проведение различных мероприятий по культуре питания, спорта. Выработка самодисциплины

В течение учебного года

Учащиеся 5-11 кл

Педагоги доп. образования

Учителя физкультуры


Фильм «Виртуальная агрессия»

Родительское собрание

информирование родителей о проблеме Интернет- зависимости

По графику

Родители

Классные руководители

Классные руководители

Разработка буклетов, рекомендаций, памяток для школьников и их родителей

Оформление стендов


В течение учебного года

Учащиеся

родители

Педагог - психолог

Соц.педагог


Интернет-зависимость: мифы и реальность!, Интернет: за и против


лекторий дискуссия

Информирование школьников о данной проблеме, выявление отношения к проблеме, степени достоверности имеющихся знаний.

По графику

Учащиеся

Классные руководители

Проблема компьютерной зависимости.


Заседание классных руководителей

Информирование классных руководителей о данной проблеме, выявление отношения к проблеме, степени достоверности имеющихся знаний

По графику

Классные руководители

Социальный педагог
















Проведение опроса «Игры в которые играют дети»

индивидуальная

Выявить степень востребованности настольных игр

Май

Обучающие

5-11 кл.


Классные руководители

Проведение опросов, анкетирование, беседы


индивидуальная


Повторная диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время. Индивидуальные беседы с учащимися, которым трудно избавиться от компьютерной зависимости


Май

Учащиеся

5-11 кл.

Классные руководители социальный педагог

Подведение итогов работы






















5. Профилактика религиозно-экстремистской и террористической деятельности

План мероприятий

по профилактике экстремизма и терроризма

на 2020-2023 учебный год


Мероприятие

Класс

Дата проведения

Ответственный

Мероприятия с педагогическим коллективом, работниками образовательного учреждения

1

Ознакомление с планом мероприятий по противодействию экстремизма на учебный год


сентябрь

Зам. директора по ВР

2

Инструктаж учителей по теме «План действий против террора и диверсий»


сентябрь

Зам. директора по безопасности

3

Рассмотрение вопросов, связанных с экстремизмом на производственных совещаниях, заседаниях методических объединений, планерках и т.д


в течение года

Зам. директора по ВР

4

Накопление методического материала по противодействию экстремизму и терроризму. Размещение на сайте школы раздела, посвященного работе по экстремизму и терроризму


в течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный работник,

педагог-психолог

5

Распространение памяток, методических инструкций по противодействию экстремизма терроризма


в течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный работник,

педагог-психолог

6

Изучение администрацией, педагогами нормативных документов по противодействию экстремизма


в течение года

Зам. директора по ВР

7

Усиление пропускного режима


в течение года

Зам. директора по безопасности

8

Контроль за пребыванием посторонних лиц на территории и в здании школы.


в течение года

Охранник

9

Регулярный, ежедневный обход зданий, помещений.


в течение года

Охранник

11

Обновление наглядной профилактической агитации, оформление стендов, классных уголков по противодействию экстремизму и терроризму


1 раз в четверть

Зам. директора по ВР, классные руководители, педагог-психолог

13

Распространение опыта проведения уроков и мероприятий, направленных на развитие толерантного

сознания у молодежи


в течение года

Руководитель МО классных руководителей

14

Проведение учений и тренировок в школе по отработке взаимодействия администрации школы и правоохранительных органов при угрозе совершения террористического акта


2 раза в год

Специалист по охране труда Тимофеева И.С.


Мероприятия с обучающимися

15

Классные часы по толерантному воспитанию в игровой форме

1-4 классы

Сентябрь

Классные руководители 1-4 классов

16

Классные часы

«Мы против террора»

«Терроризм и экстремизм – зло против человека»

«Разные, но равные»

5-11 классы

Сентябрь

Классные руководители 5-11 классов

17

Занятия с обучающимися по воспитанию толерантности «Добра и зла житейские приметы»

5-6 классы

Октябрь

Классные руководители 5-6 классов

18

Занятия с обучающимися по воспитанию толерантности «Учимся быть терпимыми»

7-8 классы

Ноябрь

Педагог-организатор, классные руководители

19

Психологическая конференция «Толерантность - дорога к миру»

10,11 классы

Ноябрь

Педагог-психолог

20

Конкурс тематических стенных газет о культурных традициях народов, проживающих в России.

5 – 11 классы

Декабрь

Педагог-организатор

21

Акция «Красная ленточка»

1-11

Декабрь

Педагог-организатор

22

Лекция и презентация по профилактике экстремизма и правонарушений среди обучающихся в сфере межнациональных отношений.

9-11 классы

Декабрь

Специалист по ОТ

23

Уроки ОБЖ по теме «Изучение закона РФ «О противодействие экстремистской деятельности»

10-11 классы

Декабрь

Учитель ОБЖ

24

Уроки обществознания:

«Гражданин – человек свободный и ответственный»»

«Правоотношения и правонарушения»

«Человек в системе социально-правовых норм»


9 класс

10 класс

11 класс

Январь

Учитель обществознания

27

Викторина «Знаешь ли ты культуру и традиции других народов»

5-11 классы

Январь

Педагог-организатор

28

Уроки единства в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

1 – 11 классы

Февраль

Классные руководители

29

Оформление выставки в библиотеке «Традиции и обычаи русского народа и народов, проживающих на территории РФ»

1-11 классы

Февраль

Библиотекарь школы

30

Конкурс рисунков и плакатов «Мы едины»

5-11 классы

Март

Педагог-организатор

31

Обновление стенда «Правовое воспитание» информацией о проведении Дней толерантности в школе.

1-11 классы

Апрель

Педагог-организатор

33

Классные часы, посвящённые солдатам ВОВ разных национальностей «Связанные одной целью…»

1 -11 классы

Май

Классные руководители

34

Акция «Мой ветеран»

1-11 классы

Май

Педагог-организатор, классные руководители

35

Мероприятие, посвящённое Дню России «Наша общая Родина»

1- 6 классы

Июнь

Начальник лагеря (тематической площадки)

36

Мероприятие в летнем пришкольном лагере «Наши традиции». Театрализованные представления

1- 6 классы

июнь

Начальник лагеря (тематической площадки)

37

Размещение на сайте школы материалов по толерантному воспитанию


в течение года

Учитель информатики

38

Заседания Советов профилактики в ОУ по вопросам предупреждения межнациональных конфликтов среди обучающихся. Индивидуальная профилактическая работа с обучающимися «группы риска»


в течение года

зам. директора по ВР

39

Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий педагогом-психологом

1-11 классы

в течение года

Педагог-психолог

40

Мониторинг по выявлению субкультур

5-11 классы

2 раза в год

классные руководители

41

Мониторинг по определению социально-психологической комфортности в классном коллективе

1-11 классы

2 раза в год

Педагог-психолог, классные руководители

42

Мониторинг сети Интернет

5-11 классы

2 раза в год

классные руководители

43

Организация волонтёрского движения по реализации мероприятий, противодействующих молодёжному экстремизму

5-11 классы

Октябрь

Зам. директора по ВР

44

Вовлечение обучающихся в кружки, секции

1-11 классы

в течение года

Классные руководители, педагоги дополнительного образования

45

Проведение уроков и мероприятий для обучающихся с использованием видеоматериалов

5-11 классы

в течение года

Руководитель МО классных руководителей


Мероприятия с родителями

46

Проведение родительских всеобучей по теме: «Противодействие экстремизму»


в течение года

Классные руководители

47

Распространение памяток по обеспечению безопасности детей


в течение года

Классные руководители

48

Рассмотрение на родительских собраниях вопросов, связанных с противодействием экстремизма.


в течение года

Классные руководители

49

Мониторинг занятости детей в сети Интернет


2 раза в год

Педагог- психолог

50

Общешкольное родительское собрание по теме «Организация занятости ребенка во внеучебной деятельности с целью недопущения их участия в несанкционированных акциях»

9-11 классы

Апрель

Классные руководители 9-11 классов



Профилактика дорожно – транспортного травматизма.



№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственные

Разработка рекомендаций для родителей, памяток для

обучающихся по ПДД.

октябрь – май

Классные руководители,

Оформление стенда по ПДД.

ежегодно

классные руководители


Оформление тематических выставок по ПДД

в школьной библиотеке.

2 раза в год

Библиотекарь

Проведение викторин и конкурсов на лучшее

знание ПДД. Викторина «Знаем ли мы правила дорожного движения»

Каждую учебную четверть

классные руководители, воспитатели


5

Организация экскурсий по улицам города с целью

ознакомления с конкретной дорожно-транспортной

ситуацией и отработки соответствующих навыков

безопасного поведения

Сентябрь, апрель

ежегодно

Классные руководители

1-11 классов

6

Подготовка и организация посещения детьми

театрализованных представлений по тематике

дорожной безопасности.

Постоянно

Классные руководители

1-11 классов

7

Выставки творческих работ учащихся. Конкурсы рисунков «Мы за безопасность дорожного движения!»

ФЛЕШ-МОБЫ.

в течение года

классные руководители


8

Проведение месячников, декад, конкурсов по

профилактике ДТТ

Постоянно

Социальный педагог

Классные руководители

1-11 классов

9

Оформление в классах, группах уголка безопасности дорожного движения.


в течение года

классные руководители 1- 11 классов

10

Игровая программа «Изучая правила дорожного движения, к Нюше мы идём на день рождения» с участием представителя ГИБДД.


май

классные руководители 1 – 5 классов,

воспитатели 1-5 классов

Методическое направление

1

Организация и проведение семинаров по вопросам

профилактики ДДТТ с участием классных руководителей

и сотрудников ГИБДД.

Ежегодно

Классные руководители

Сотрудники ГИБДД

2

Обобщение опыта работы классных руководителей

по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке методических материалов

и разработок по профилактике ДТТ

Постоянно

Классные руководители


3

Проведение педагогических советов по данной тематике,

проведение занятий с классными руководителями.

Ежегодно

заместитель директора по учебной части

4

Проведение социологических исследований и доведение

их результатов до сведения педагогов, обучающихся и родителей.

Ежегодно

Педагог-психолог




  1. Блок Просветительская работа с родителями



№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Общешкольное родительское собрание «Закон и правопорядок»

Сентябрь

Директор, заместитель директора по ВР, социальный педагог, воспитатели, классные руководители, инспектор ПДН.

2

Проведение индивидуальных консультаций об ответственности родителей за воспитание детей: «Права и обязанности семьи», «Десять ошибок в воспитании, которые все когда – нибудь совершали», «Взаимоотношения в семье - отражение в ребенке», «Пути решения конфликтных ситуаций», «Бесконтрольность свободного времени - основная причина совершения правонарушений и преступлений».



В течение года


Социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН


3

Родительские лектории на тему:

-«Профилактика наркомании и других видов зависимости»;

- «Компьютер и подросток;

- «Подросток в мире вредных привычек»


Октябрь

Декабрь

Март

май

Классные руководители.

Соц. педагог,

4

Родительское собрание на тему «Административная и уголовная ответственность взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия»

ноябрь

Классные руководители.

Соц. педагог,

5

Родительское собрание «Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике вредных привычек».


декабрь

2019 г.


6

Совместный праздник с родителями «Будьте здоровы».


май


7

Беседа с родителями "Как уменьшить неприятные последствия долгой работы за компьютером». Советы родителям по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей»

март

2019 г.


8

Родительское собрание "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях"

май

2018 г.


9

Тренинг для родителей «Как установить гармоничные отношения родителей и детей»

май


10

Совместный праздник с родителями «Выпускной бал», «Прощание с начальной школой»

май

Классные руководители 9 - 11 классов, 4 класса


11

Проведение родительских собраний совместно с детьми по вопросам безопасного поведения на улицах и дорогах.

Сентябрь

Март

Классные руководители

1-11 классов

Профилактика жестокого обращения с детьми.

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные


Содержание работы с детьми:

Анкетирование «Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях»

Конкурс рисунка «Дети против жестокости».

Тематические мероприятия о правах детей: викторина «Твои права от «А» до «Я», игровая программа «Большие права маленького человека» и др.

в течение года

Педагог – психолог,

классные руководители, социальный педагог.




Содержание работы с родителями:

Консультации:

1. «Я ребёнок - и я имею права».

2. «Как нельзя поступать с ребёнком».

Анкетирование:

1. «Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребёнку?».

2. «Знаете ли вы права детей»

Памятки:

1. «Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения к ребёнку».

2. «Показатели неблагополучия в семье»

Родительские собрания

Родительское собрание по профилактике жестокого обращения с детьми «Прежде чем сделать, подумай»

Родительское собрание «Воспитание без насилия»

Презентация «Воспитание детей без слёз и унижений»


в течение года

классные руководители, социальный педагог.

Педагог – психолог



Содержание работы с педагогами:

Консультации:

1.«Право на защиту и помощь».

2. «Знакомимся с Конвенцией ООН о правах ребенка».

3. «Защита прав и достоинств маленького человека».

Круглый стол:

1. «Правовая защита детей в семье и школе - интернате».

Памятки:

1. «Профилактика жестокого обращения с детьми».

2. «Показатели неблагополучия в семье».


в течение года

Классные руководители, социальный педагог.

Педагог – психолог






  1. Блок Просветительская работа

с педагогическим коллективом

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Лектории на темы:

-Значение изучения личности учащихся в совершенствовании работы по их гражданскому и нравственному воспитанию.

- Формирование культуры общения.

Сентябрь




Декабрь

Социальный педагог


2

Индивидуальное консультирование по возникшим проблемам.

В течение года

Социальный педагог

3

Занятость в городских объединениях дополнительного образования, как эффективное средство профилактики безнадзорности и правонарушений.

Октябрь

Воспитатели, классные руководители, социальный педагог.

4

Педагогические консилиумы в 1-х, 5-х классах.

Ноябрь


5

Заседание консультантов ученического самоуправления: «Как уберечь детей от насилия».

Декабрь

Соц. педагог, консультанты.

6

Круглый стол: « Ранняя профилактика семейного неблагополучия»

Январь

Классные рук, воспитатели,

социальный педагог, отдел опеки.

7

Работа по индивидуальным запросам учителей и классных руководителей, воспитателей.

В течение года

Социальный педагог.


8

Педагогический совет «Профилактика асоциального поведения подростков – одна из главных задач воспитательной работы в школе»


январь

заместитель директора по УР, старший воспитатель, воспитатели 7 – 11 классов

9

Заседания методических объединений на тему «Система работы по обучению учащихся здоровому образу жизни»


ноябрь

руководители МО

10

Рекомендации для педагогов по профилактики суицида среди подростков.

Памятка учителю по профилактики суицида среди подростков

октябрь

Социальный педагог.


11

Семинар для педагогов «Профилактика компьютерной зависимости»



март

Социальный педагог.

педагог – психолог


12

Ознакомление с инструкцией по противодействию терроризму и действиям в экстремальных ситуациях для педагогического состава, обслуживающего персонала и учащихся

сентябрь