СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Система организации психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках реализации Программы воспитания и социализации студентов колледжа»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе, подготовленному в рамках педагогического совета колледжа, изложена система организации психологической службы в колледже с учетом изменений по внедрению Программы воспитания и социализации обучающихся. Выделены нормативно-правовые аспекты работы службы, особенности реализации основных направлений работы педагога-психолога, возникающие трудности и перспективы на будущее. Разработка может быть полезна психологам, работающим в сфере образования, в частности в СПО.

Просмотр содержимого документа
««Система организации психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках реализации Программы воспитания и социализации студентов колледжа»»

Васильева Ю.В.

педагог-психолог ГАПОУ ЧО ПК


Слайд 1 Доклад «Система организации психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках реализации Программы воспитания и социализации студентов колледжа»


В профессиональной деятельности педагог-психолог руководствуется следующими нормативным документами федерального и регионального уровня: (обратите внимание на слайд 2). К документам, регламентирующим деятельность педагога-психолога в уровне образовательного учреждения относятся: локальные акты, должностные инструкции, Программа воспитания и социализации. Слайд 3.

Согласно письму Минобразования России от 28.10.2003 № 18-52- 1044ин/18-28 «О Рекомендациях по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении. О примерной должностной инструкции педагога-психолога среднего специального учебного заведения» целями Психологической службы являются:
  • обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения в среднем специальном учебном заведении;

  • содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;

  • осуществление психологического обеспечения индивидуально- дифференцированного подхода в образовательном процессе;

  • содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе среднего специального учебного заведения;

  • оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.

Достижение поставленных целей осуществляется посредством задач Психологической службы СПО, представленных на слайде 4. слайде 4. К целевой группе обучающихся, в отношении которых в организациях СПО реализуются программы адресной психологической помощи относятся Нормотипичные обучающиеся, Обучающиеся, испытывающие трудности в обучении, Уязвимые категории детей (студенты, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие инвалидность, студенты, имеющие статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, студенты с отклоняющимся поведением) и 2. Одаренные дети. слайде 6. К основным направлениям деятельности Психологической службы СПО относятся: Психологическая диагностика, Психологическая профилактика (поддержка), слайде 7. Психологическая коррекция, Психологическое консультирование, Психологическое просвещение и Организационно-методическая деятельность. слайде 8. Ежегодное самообследование показывает, что к наиболее актуальным направлениям психолого-педагогического сопровождения в ГАПОУ ЧО ПК относятся:

Во-первых, Мониторинг психологического и психического здоровья студентов, диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;

Во-вторых, Профилактика отклоняющегося (в том числе агрессивного, аддиктивного, суицидального) и делинквентного (противоправного) поведения молодежи, проявления буллинга, экстремизма, межэтнических конфликтов, развитие у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности;

В–третьих, Групповая и индивидуальная работа со студентами по построению личных профессиональных планов, профессиональной карьеры, формированию мотивации к участию в конкурсах профессионального мастерства и т.д.;

В-четвертых, Содействие в позитивной социализации;

В-5, Содействие в создании условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья обучающихся, оказание им психологической поддержки и помощи в трудных жизненных ситуациях;

В-6, Психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ;

В-7, Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

В-8, Оказание экстренной психологической помощи в кризисных ситуациях и/или при кризисных эмоциональных состояниях обучающихся;

слайде 9. Программа воспитания и социализации студентов на 2021-2025 уч.года не предполагает существования отдельного направления ППС, поэтому психологическое сопровождение включено в каждое из 6 имеющихся направлений.

Ориентирами педагогов-психологов в проектировании благоприятных условий формирования общих компетенций являются

  • развитие эмоциональной сферы; в т.ч. развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения, самостоятельности и ответственности за свои поступки;

  • профилактика и коррекция тревожности, эмоционального неблагополучия;

  • развитие навыков самоорганизации учебной и внеучебной деятельности;

слайде 10.
  • формирование стремления к самообразованию и самоопределению, самореализации в профессиональной деятельности;

  • профилактика, диагностика и коррекция аддиктивного и дезадаптивного поведения.

  • развитие навыков конструктивного диалога, мирного разрешения споров и конфликтов;

слайде 11.
  • развитие творческого потенциала;

  • развитие социального интеллекта.


слайде 12. В соответствии с Программой воспитания и социализации студентов ежегодно реализуется психодиагностический блок, имеющий целью изучение и мониторинг индивидуально-психологических характеристик личности и профессионально-личностного развития студентов, особенностей внутригруппового взаимодействия и оценку эффективности воспитательного процесса колледжа в целом. Он включает в себя анкеты, разработанные воспитательным отделом, в основном для студентов 1-5 курсов, и стандартизированные методики, одобренные психологическим сообществом, для студентов 1-2 курсов. слайде 13. В 2019-2020 уч.г. использовались 10 стандартизированных методик и 8 анкет, прописанных в Перспективном плане работы педагогов-психологов. Дополнительно (в рамках подготовки к ИМС) проведена диагностика преподавателей колледжа по методикам «Исследование стиля педагогической деятельности», «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» (56 чел).

слайде 14. В 2020-2021 уч.г. использовались 10 стандартизированных методик и 17 анкет, из которых 7 пришли по внешнему запросу по линии муниципалитета и Министерства образования и науки Челябинской области.

В 2021-2022 уч.г. использовались 12 стандартизированных методик (2 из которых добавлены в рамках реализации Программы воспитания и социализации, это изучение экологического сознания студентов и ценностных ориентаций в карьере) и 14 анкет (6 дополнительно).

слайде 15. В связи с большими изменениями в политической, экономической жизни общества и каждой семьи в отдельности, открытием на базе нашего колледжа Первичного отделения РДДМ уже в этом учебном году более пристальное внимание уделила наша служба гражданско-патриотическому воспитанию, расширив спектр задач слайд 16.

Наиболее ценные результаты дают нам анкеты для студентов «Оценка сформированности патриотического и толерантного сознания у студентов колледжа», проект и одноименное анкетирование «Молодежь против экстремизма». слайд 17. Полученные данные позволяют нам судить о сформированности понятийного аппарат у студентов (что такое патриотизм и толерантность, кто такой патриот и гражданин и пр.), эмоциональных переживаниях по отношению к Родине, готовности действовать ради процветания своей страны, отношению к представителям различных социальных групп. слайд 18. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформациям этнического самосознания и его ядра - этнической идентичности. слайд 19. В условиях межэтнической напряженности особенно важно для своевременной профилактической работы отследить особенности трансформации этнической идентичности, выявить студентов, у которых трансформация проходит по типу гиперидентичности (а именно национальный фанатизм). С этой целью впервые в 2022-2023 уч.г. мы использовали методику «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова) со студентами первокурсниками и старшекурсниками. слайде 20. Мы выяснили, что для 59% позитивная этническая идентичность имеет высокое значение, для 29% повышенное значение и для 12% среднее. Ведущим типом этнической идентичности наших студентов является Позитивная этническая идентичность (норма).

Так в чем же проблема диагностического блока работы педагогов-психологов? Все, что приходит дополнительно мы не можем игнорировать, везде необходимо принять участие. слайде 21. Весь психодиагностический блок необходим для составления отчетов. Таким образом, мы констатируем увеличение доли диагностического блока в психологическом сопровождении образовательного процесса. А это уже дополнительная информационно-разъяснительная работа с целевыми участниками, работа с их сопротивлением, добавочная последующая обработка результатов, составление аналитических справок по результатам исследования. Диагностический блок в работе психолога в образовании становится очень трудоемким.

Отличным решением проблемы перегруженности и своевременного выполнения плана работы стал перевод всех анкет и нескольких методик в Google Формы, а затем в Яндекс Формы, и использование электронных платформ психодиагностики (в частности для диагностики темперамента, ценностей, адаптивных способностей студентов), например платформа psytests.org. Но в этом текущем учебном году классным руководителя как никогда пришлось мотивировать и контролировать студентов на выполнение работы в таком режиме. Поэтому произошел частичный возврат к старым формам работы.

слайд 22. На сегодняшний день Коррекционно-развивающее направление реализуется посредством ряда программ, представленных на слайде. Программы «Школа лидеров», «Партнерское общение», «Школа искусств», «Профилактика и коррекция девиантного поведения», «Прикосновение к тайне пола» реализуются в колледже с 2011 года. Программы имеют внешние рецензии, разумеется были актуализированы на 2013-2015 уч.г., 2016-2018 уч.г., последняя версия это 2019-2023 уч.г. С 2016 уч.г. реализуется программа «Психологическое сопровождение детей-сирот и детей-ОБПР», с 2019 года «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ». .слайде 23. 3 программы получили призовые места на всероссийских конкурсах.

Дополнительно каждый год по запросу муниципалитета или МОиН Челябинской области проводятся в рамках дня защиты детей от насилия, профилактики правонарушений и безнадзорности, профилактики алкоголизма, наркомании и табакокурения, месячника здоровья отдельные практико-ориентированные занятия «Насилие: в чем опасность и что делать», «Защити свои права», слайде 24. «Толерантность личности», «Противостояние влиянию», «Зарядись позитивом!», видеолекторий «Кибербуллинг: безопасность в социальных сетях», а также открытые городские мероприятия «Тепло добрых рук», «Моя жизнь – мой выбор», «Жизнь по собственному выбору», «Марафон здоровья», «Шаг навстречу здоровью», «Сказать нельзя молчать», «Путь к успеху» слайде 25. Психокоррекция проводится в форме индивидуальных и групповых занятий, бесед, отдельных тренинговых упражнений, индивидуального и группового консультирования студентов с элементами арт-терапии, психодрамы, телесной терапии и т.д. Используются такие методы психологического воздействия: как метод убеждения, метод положительного примера, метод упражнений, все методы развития сознания, эмоций и воли. В чем проблема? В связи с явным дисбалансом в соотношении диагностической работы и коррекционно-развивающей наблюдаем тенденцию снижения числа групповых занятий, во-вторых, снижение мотивации студентов на участие в этих мероприятиях.

.слайде 26. В коррекционно-развивающем направлении в связи с внешними вызовами и изменениями также требуются перемены. Именно в образовательной среде существует много возможностей педагогического воздействия на развитие жизнестойкости в условиях целенаправленного воспитательного процесса. Наиболее актуальными становятся, на наш взгляд, Программы по формированию и развитию жизнестойкости и ценности жизни у обучающихся и программы профилактики суицидальной активности в молодежной среде. Они способствуют повышению уровня физического и психического здоровья молодежи, помогают в процессе преодоления различных жизненных трудностей, а также в последующей самореализации.

Что касается Консультативного направления ППС, обратите внимание на слайд 27, стоит сказать, консультирование осуществляется в индивидуальной или групповой форме. Клиентами психологической службы чаще всего выступают студенты, реже педагоги и родители. Поводом обратиться к педагогу-психологу служит ознакомление с результатами групповой диагностики. Большинство запросов связано с проблемами межличностного общения, коррекцией отклоняющееся поведение студентов, низкой учебной мотивацией, низкий контроль эмоций и поведения, повышенный уровень агрессивности, тревожности, реже – переживание одиночества и безнадежности, профессиональное самоопределение, соответствие норме развития познавательных процессов, профессиональные планы и жизненные интересов.

В рамках психологического просвещения стараемся всегда ознакомить педагогов с новой, самой актуальной информацией, полученной психологической наукой и смежными дисциплинами, повысить уровень психологической компетентности родителей, используя режим видео-выступлений.

Скажу несколько слов о Межведомственном взаимодействии. Психологическая служба работает в тесном контакте с администрацией колледжа, его структурными подразделениями, классными руководителями учебных групп, преподавателями, мастерами производственного обучения; налажено взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Г.Магнитогорска. Каждый случай деструктивного поведения студента рассматривается на заседаниях КДН, составляются квартальные отчеты по проделанной профилактической работе с отражением динамики в личности и поведении студента. Также мы устанавливаем взаимоотношения с учреждениями здравоохранения, оказывающим профессиональным образовательным организациям помощь в воспитании и развитии несовершеннолетних обучающихся. Прежде всего это Центр социальной помощи семье и детям г. Магнитогорска (пр.Металлургов 6/1, т. 83519-20-79-11), Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110, т. 83519-20-36-20), для совершеннолетних студентов это психотерапевтический кабинет при горбольнице №1. Напомню, что специалисты этих центров работают по предварительной записи.

В заключение скажу, деятельность современной психологической службы в образовательных организациях направлена на непосредственную адресную психологическую помощь обучающимся целевых групп, на предупреждение психологического неблагополучия, на профессиональное становление юношей и девушек. В качестве основных задач на будущий год выступает для нас достижение баланса между диагностическим и коррекционным видами деятельности педагога-психолога, оптимизация психодиагностического инструментария с точки зрения целесообразности использования отдельных методик и анкет, внедрение новых профилактических психолого-педагогических программ, налаживание полезных связей с социальными партнерами. От вхождения нашего колледжа в «Движение первых» мы ожидаем (это наш позитивный прогноз) снижение количества клиентов психологической службы. Как из числа студентов, так и из числа педагогов.

слайде 27. Спасибо за внимание.





6