Очень важным, и в тоже время сложным является момент оценивания работы каждого обучающегося. Чтобы сформировать хорошие знания и умения, повысить эффективность уроков, необходимо осуществлять контроль. Оценки преподавателя оказывают большое влияние на взаимоотношения между педагогом и обучающимися; важно, понимать своих учащихся. В обучении данной дисциплины присутствуют входной, промежуточный и итоговый контроли. Все задания для контроля имеют разный уровень. Оценка, выставленная обучающемуся, должна быть объективной. Оценку выполненной работы (вербальную и невербальную) даю так, чтобы она предавала им уверенности в своих силах, свидетельствовала о небольших достижениях в учебной деятельности, настраивала на новую познавательную активность.
Для диагностики уровня знаний применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый, а так же тестовую технологию, которая позволяет формировать у учащихся специфические навыки тестирования, что актуально в связи с введением ГИА и ЕГЭ. Для учащихся с высокими способностями в работу включены задания по данной теме из экзаменационных материалов ЕГЭ за прошедшие годы. При подготовке к ЕГЭ дети выполняют тестовые задания в режиме: ЕГЭ-онлайн, открытого банка заданий ФИПИ и других Интернет-ресурсов.
Тесты позволяют оперативно накопить информацию о динамике качества знаний, спланировать работу по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Для проведения компьютерного тестирования я использую разработанный программный комплекс. Его можно осуществлять по мере освоения с учащимися учебного материала или целиком для проведения итогового контроля за четверть. Комплекс тестов я создала с помощью программы MyTest, которая позволяет раздать тест по сети (в компьютерном классе организованна локальная сеть), учащиеся выполняют его и по окончанию видят свою оценку и учитель видит оценки каждого на своем компьютере. Учащихся 8-9 классов практически на каждом уроке работают с электронными тетрадями.
Личностные результаты |
Компоненты системы оценки | Вид оценки |
Текущая | Промежуточная | Итоговая |
Цель | Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД |
Объект | Процесс формирования | Уровень сформированности |
Личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации. |
Процедуры | Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся. Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем ( и / или педагогом-психологом). При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку. Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). |
Технологии, методики, методы, приемы. | «Оценка без отметки» (Г.А.Цукерман). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б.Воронцов). «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.). |
- оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия. |
инструментарий | КИМы | - задания (вопросы) для выявления уровня сформированности личностных УУД (достижения планируемых личностных результатов). | - тесты ( и т.п.) для изучения личностных сфер ученика (личностных результатов). |
Критерии | - планируемые личностные результаты (действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваемого содержания ( исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный моральный выбор); - обобщенные критерии (критерии ценности) :понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности. |
Шкала и вид отметки | - определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки ( в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижения и положительные качества личности обучающихся).(баллы или оценки) |
Формы фиксации | -листы наблюдения за развитием личностных качеств обучающихся: -портфолио «Мои достижения»; -дневник ученика; Диагностическая тетрадь учителя. |
Метапредметные результаты |
Компоненты системы оценки | Вид оценки |
Текущая | Промежуточная | Итоговая |
Цель | Оценка сформированности регулятивных познавательных и коммуникативных УУД (РУУД, ПУУД, КУУД)на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД и программы «Чтение: работа с информацией» . |
- анализ процесса формирования РУУД, ПУУД, КУУД | Оценка уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД |
- ориентация на реализацию РУУД, ПУУД, КУУД |
Объект | Процесс формирования РУУД, ПУУД, КУУД | Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД | Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД |
Процедуры | Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа) | Письменный опрос (диагностические работы, проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе) | Письменный опрос (итоговоые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе, проекты) |
Технологии, методики, методы, приемы | «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.) «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б.Воронцов) «Оценка без отметки» (Г.А.Цукерман) |
- оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие РУУД, ПУУД, КУУД; - диагностика стартовой готовности к успешному обучению в основной школе; Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий |
инструментарий | КИМы | - задания (вопросы) для выявления уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД (достижения планируемых метапредметных результатов) |
«Диагностика метапредметных и личностных результатов по математике и информатике» Итоговая аттестация | - тесты (и др.) для изучения метапредметных результатов |
Критерии | - планируемые метапредметные результаты |
Шкала и вид отметки | - определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих уровень сформированности РУУД, ПУУД, КУУД; в соответствии с методикой диагностики) |
Формы фиксации | - листы наблюдения за развитием РУУД, ПУУД, КУУД; - Портфолио «Мои достижения»; - дневник ученика; Диагностическая тетрадь учителя |
Предметные результаты |
Компоненты системы оценки | Вид оценки |
Текущая | Промежуточная | Итоговая |
Цель | - анализ процесса освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием ( их операционного состава) (уровня и динамики) | - оценка освоения предметных знаний и способов действий с предметным содержанием; - выявление соответствия уровня сформированности способов действий с предметным содержанием требованиям к планируемым предметным результатам |
освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии | освоение программного материала за четверть, полугодие, год |
Объекты | Процесс освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава) | Действия с предметным содержанием по изучаемой теме | Умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных предметному содержанию |
Процедуры | Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа) | Письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоение программного материала по теме, блоку, содержательной линии) | Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе) |
Технологии, методики, методы, приемы | «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.) «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б.Воронцов) «Оценка без отметки» (Г.А.Цукерман) |
- оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие действия с предметным содержанием. |
инструментарий | КИМы | - задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с предметным содержанием (достижения планируемых предметных результатов) Итоговая аттестация по математике и информатике Промежуточная аттестация по математике и информатике |
Критерии | -планируемые предметные результаты |
Шкала и вид отметки | - определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижение предметных результатов; в соответствии с методикой оценки) |
Формы и фиксации | -принятые в классе формы («листы достижений», «Оценочные листы» | - «листы достижений»; - диагностическая тетрадь учителя; - журнал учителя | - таблицы требований, «листы достижений», дневник ученика; -диагностическая тетрадь учителя; - журнал учителя |