Система оценивания образовательных достижений учащихся
на уроках русского языка и литературного чтения
Система контроля и оценки многогранна. Безусловно, она включает в себя знание теории. Различные виды опросов, терминологические и хронологические диктанты признаны проверить текущие знания учащегося по предмету. А также современный учитель должен готовить учащихся применять знания на практике.
На уроках русского языка и литературы мною используются различные формы и методы оценивания: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдение, самооценка.
В учебном процессе мною используются следующие виды контроля: стартовый, текущий, тематический, итоговый, самостоятельная работа.
Стартовый контроль провожу в начале учебного года, с целью:
· проверки ранее полученных знаний и освоенных умений обучающихся;
· изучения уровня готовности обучающихся к восприятию нового материала.
По итогам стартового контроля проектируется изучение нового материала, либо предусматривается повторение, организуются межпредметные связи, актуализируются знания, невостребованные до того времени.
Текущий контроль провожу с целью анализа хода формирования знаний и умений так как это наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Это дает преподавателю и обучающемуся возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Текущий контроль особенно важен для преподавателя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
Текущий контроль провожу в форме устного опроса, индивидуального либо фронтального. Для учебного диалога тщательно отбираю систему вопросов, которые оценивают не только способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознать ее, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие исторические понятия..
Одной из форм текущего контроля является самостоятельная работа. Проводится она фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Индивидуальную самостоятельную работу может получить обучающийся, который пропустил много учебных занятий, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Также использую индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе. Для этих категорий обучающихся предлагаю методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки обучающегося, воспитания уверенности в собственных силах.
Важным видом контроля на уроках русского языка и литературы является тематический, который проводится по завершении изучения большой темы. Вопросы данного контроля рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
Функции тематического контроля следующие:
· систематизировать и обобщить материал всей темы;
· путём повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебной дисциплины.
Особой формой письменного контроля являются графические работы, такие как: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Цель данных работ – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.
Промежуточный контроль по предмету русский язык и литературное чтение проводится после завершения изучения отдельной темы, раздела, включающий определенный раздел. Наиболее используемыми формами промежуточного контроля знаний учащихся по предмету являются: контрольно-обобщающие уроки, зачеты.
Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса.
Таким образом, оценкам подвергаются наличные знания обучающихся и проявленные ими умения и навыки с учетом их стараний, усилий, рациональной учебной деятельности, мотива, который побудил их освоить данный материал и в дальнейшем применять на практике. Констатировав определенный уровень знаний обучающегося и умений по применению этих знаний в практической деятельности, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам.
Систематический контроль знаний и умений обучающихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение преподавателем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности обучающихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для обучающихся должен быть действительно обучающим, следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.
Варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся:
1. диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 1 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.
2. Устный опрос. Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается устное задание по новому материалу.
• «5» – выполнил всё задание правильно;
• «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками
• «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
• «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
3. Выполнение тестовых заданий.
3.1. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно.
Критерии оценок:
«5»: (80 – 100 % от общего числа баллов)
«4»: (65 - 80 %)
«3»: (50 - 65 %).
«2»: менее 50%
3.2. Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.
4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
- Заполнить таблицу.
- Составьте схему или кластер
Критерии оценивания
«5»— полностью выполнил все задание
«4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)
«3» – правильно выполнил только половину заданий
«2» – в задании много ошибок, не выполнил задание
5. Устные задания со свободным ответом.
- пересказ
- рассказ по картине,
- рассказ по схеме, графику
- ответ по плану или вопросам
- устное сообщение по вопросу
Критерии оценивания
1. Полнота ответа
2. Объем высказывания
3. Логичность связность устного ответа
4. Творческий подход
6. Групповая работа
Критерии оценки работы учащихся в проектной группе, команде и др.
• умение распределить работу в команде;
• умение выслушать друг друга;
• согласованность действий;
• правильность и полнота выступлений.
• активность
• умение спорить и отстаивать свою точку зрения
В последнее время вводится и активно используется мониторинг, рейтинговое оценивание. Эти методы позволяют учащемуся самостоятельно оценить свои способности повысить самооценку. Кроме этого использую формирующее оценивание.
В современном обществе востребованы образованные люди, которые отличаются мобильностью, могут работать в команде, принимать на себя ответственность за принятые решения и отвечать за полученный результат, умеющие прогнозировать возможные риски и последствия.
Работая в современных условиях функционирования новых федеральных государственных стандартов образования, я, как учитель, сталкиваюсь с противоречиями между требованиями к качественному образованию, между потребностью общества к самоопределяющейся личности и низкой мотивацией к обучению, между желанием обучающегося достичь профессиональных успехов и отсутствием практического опыта самостоятельной деятельности.
что формирующее оценивание является эффективным способом повысить образовательные достижения каждого обучающегося, сократить разрыв между успевающими и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении. Конечной целью формирующего оценивания является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению.
Не все техники формирующего оценивания легко приживаются на уроках, поэтому методом проб и ошибок были выбраны наиболее успешные для работы в каждом конкретном классе.
- "Сигналы рукой". При изучении темы урока договариваемся с ребятами о сигналах. Большой палец направлен вверх - я понимаю; направлен в сторону - я не совсем разобрался, но попробую сам; помахать рукой - мне нужна помощь. Посмотрев на сигналы, предлагаю высказаться обучающимся. Сначала тем, кто не совсем разобрался, затем тем, кто все понял. Данный прием помогает включить детей в контрольно-оценивающую деятельность.
Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности систематически использую "Самооценивание" и "Взаимооценивание". При самооценивании многие ребята объективно ставят себе отметки, конечно, бывало, что кто-то завышал или занижал себе оценку, тогда работы комментировались мною. Обучающиеся заранее знают критерии, по которым будет оцениваться работа, поэтому в процессе работы могут оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать.
При взаимооценивании изначально возникали трудности, так как ребята чаще всего завышали оценки своим одноклассникам, чтобы не обидеть их. Так как данные техники используются систематически с совместно разработанными и принятыми критериями, то эти проблемы были быстро устранены.
На уроках литературы, начиная с 5-го класса при устном взаимооценивании при работе в парах (группах), например, для чтения наизусть, критерии выбираются совместно с обучающимися и заполняется оценочный лист.
Оценочный лист. Выразительное чтение наизусть.
Ф.И. обучающегося | |
Ф.И. "учителя" | |
Критерии оценивания | Максимальный балл | Балл обучающегося |
Указаны автор и название стихотворения | 1 | |
Знание текста. Безошибочное чтение | 4 | |
Эмоционально-образная выразительность · интонационно выделены ключевые слова | 1 | |
· наличие логических пауз | 1 | |
· правильно выбранный темп чтения | 1 | |
· сила голоса (громкость) | 1 | |
· передача специфики жанра (баллада, басня, лирическое стихотворение, патриотическая лирика) | 1 | |
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ | 10 | |
Шкала перевода 10 б. - "5", 7-9 б.- "4", 4-6 б. - "3" | | |
Данные техники дают возможность оценить собственный успех, продумать пути преодоления учебных затруднений, приобретая навыки и привычку к оценочной деятельности.
Один из полюбившихся детям прием - "задания-ловушки" (на рефлексию содержания учебного материала).
На уроках русского языка предлагаю обучающимся тексты, с изученными орфограммами, предварительно допустив ошибки в написании слов. Этот прием очень нравится ребятам, так как они комментируют, обсуждают работу, доказывают и чувствуют себя успешными.
Например. Лето стояло халодное и даждливое. Солнышко свитило очень редко. В лису было холодно и сыро. В оврагах шумели ручьи. Резвые пушыстые белочки исчезли в сваих гнёздах. Густая мокрая лества и высокие травы скрывали птиц и насекомых. Скучным и неприятным был лес.
На уроках литературы предлагаю готовый текст о жизни и творчестве писателя, также допустив наличие ошибочных фактов биографии и литературной деятельности. Предварительно ребятам не озвучиваю, что допущены ошибки, и именно это делает работу на уроке интересной, познавательной, что положительно влияет на учебную мотивацию школьников и их самооценку.
Интересен и прием группового взаимодействия " Кусочки торта". Например, урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение". Дети делятся на группы (по 4 человека). Вся работа состоит из 3 этапов. Все этапы строго регламентированы по времени.
1 этап - индивидуальный. Все члены групп получают задание. Предлагаю текст. Озвучиваю задание:
№1. Выписать из текста личные местоимения.
№2. Выписать из текста относительные местоимения.
№3. Выписать из текста притяжательные местоимения.
№4. Выписать из текста неопределенные местоимения.
Время выполнения – 5 мин.
2 этап - групповое обсуждение. Участник №1(в каждой группе) читает выписанные местоимения и объясняет свой выбор. Группа соглашается или исправляет ошибки. Далее свою работу представляют по очереди остальные участники группы.
Время выполнения – 5 мин.
3 Этап. Коллективная проверка.
Представитель 1 группы озвучивает задание №1, №3, представитель 2 группы - задание № 2,4.
На уроках литературы широко использую технику формирующего оценивания "Посылка конкурентам" (групповое взаимодействие). Она состоит из 2 этапов.
1 этап. Подготовьте задание для другой группы. Составьте тест (кроссворд) по прочитанному произведению (каждый в группе предлагает по 2 вопроса).
Лист 1. Составленный тест для другой группы.
Лист 2. Ключ для проверки. Предоставить учителю.
2 этап. Решение заданий. Передайте лист 1 другой группе (по часовой стрелке).
Выполните задание.
Чтобы поддержать обучающихся и придать им смелости в рефлексии собственных знаний использую технику формирующего оценивания "Карта понятий". Карта понятий представляет собой иерархически организованную сетевую диаграмму. Карта понятий позволяет определить, насколько хорошо обучающиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. Использую несколько вариантов:
1. Составление карт, кластеров, синквейнов в групп,в паре. Это упражнение обычно дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции. В результате они прикладывают очень серьезные усилия, чтобы договориться о значении научных понятий, попытаться расширить свое понимание (как это делают ученые) или зафиксировать разные точки зрения. Результат этого процесса — обмен и взаимное обогащение идеями, которые к тому же становятся очевидными для учителя.
2. Заполнение карт (для обучающихся, имеющих затруднения в обучении) Предварительно строю карту понятий, а затем убираю все подписи в рамках (т. е. собственно названия понятий), сохраняя подписанные связи. Затем прошу ребят вписать понятия в пустые рамки так, чтобы вся структура, изображенная на карте, приобрела смысл.
Критерии оценивания:
1. Содержание (использованы все понятия): одно понятие – 1 балл,
2. Установление взаимосвязи: 1 взаимосвязь – 1 балл,
3. Точно указаны взаимосвязи (стрелка подписана): 1 указание – 1 балл,
4. Примеры: 1 пример – 1 балл
Формирующее оценивание помогает обучающимся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, овладеть основами самоконтроля, самооценки и осуществлять самостоятельную деятельность