Система оценивания образовательных достижений.
Одной из наиболее главных задач в работе преподавателя является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью коррекции содержания образования методических приемов, форм организации деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время.
Контроль знаний учащихся выполняет меньшей мере три функции:
управление процессом усвоения учебного материала, выявление пробелов в знаниях и коррекции;
воспитание познавательной мотивации и педагогической стимуляции обучающихся к деятельности;
подготовка обучающихся к восприятию новых знаний, новых исторических представлений и понятий обучения и развития.
Формы контроля |
Урочные (традиционные) | Урочные (нетрадиционные) | Внеурочные |
- контрольные работы - самостоятельные работы - дифференцированные письменные работы - практические работы (работы с контрольной картой, чтение карты, задания графического характера, составление схем, таблиц, анализ статистического материала и др.); - всевозможные виды экономических, терминологических диктантов - тестирование - рефераты, защита рефератов | - круглые столы - конференции - дидактические игры - кроссворды - брейн-ринги - диспуты, дискуссии - ролевые игры - уроки - пресс-конференции | - олимпиады - экскурсии - интеллектуальный марафон - декады - викторины - КВНы - смотры знаний и др. |
Составные элементы опроса.
Фронтальный опрос. Позволяет в ходе беседы с группой определить подготовку по вопросам справочного характера: факты, события, люди, хронология, знания карты, терминов.
Индивидуальный опрос. Преподаватель может организовать проверку знаний как в виде устного опроса у доски, так и письменного опроса по индивидуальной карточке-заданию. Задания в карточке помогают преподавателю определить качество умений, знаний и навыков, сформированных в процессе учебной деятельности.
Приёмы опроса и его формы
Проверка фактического материала:
- работа над текстом с ошибками;
- составление плана ответа по теме;
- тестовый контроль;
- фронтальная аналитическая беседа;
- контрольный срез знаний;
- индивидуальный ответ у доски и др.
2. Работа с терминами
- определение значений;
- ранжирование по значимости;
- распределение терминов (по значению, по темам и т.д.);
- составление рассказа с использованием терминов (по карточке и т. д.)
3. Работа по проверке экономических знаний:
- экономический диктант;
- составление расчетных таблиц;
- синхронирование событий;
- соотнесение дат, событий, выдающихся предпринимателей, экономистов;
- работа с текстом
4. Работа с наглядными пособиями:
- получение информации при чтении;
- формирование вопросов к схемам, иллюстрациям;
- работа с нормативными документами
Основная задача преподавателя научить обучающихся оперировать знаниями, умениями, навыками, излагать изученный материал перед аудиторией, уметь отстаивать свою точку зрения, подкреплять свои выводы, аргументировать ответ документами; определять и обосновывать своё отношение к событиям и явлениям, а также выдающимся деятелям экономической эпохи.
Формы и приёмы опроса зависят от методов организации познавательного процесса на уроке должны иметь продуктивный, развивающий характер: частично - поисковый, проблемный, творческий, исследовательский.
Основные объекты проверки знаний по экономике:
- Знание фактического экономического материала;
- Знание выдающихся деятелей экономики и предпринимательстваи их вклад в отечественную и мировую историю;
- Понимание причинно-следственных связей экономических событий и явлений;
- Понимание роли экономики на ход технического прогресса;
- Умение применять свои знания на практике и самостоятельно (приобретать новые знания);
- Правильность произношения и написания экономических терминов;
- Умение быстро ориентироваться в ситуациях меняющихся экономических явлений, находить необходимые объекты
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Устный опрос (текущий контроль)
Устный ответ обучающегося может быть в следующих разных формах
Монолог (не менее 5-6 предложений)
Критерии оценивания:
Оценку «5» – получает обучающийся, если его устный ответ в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ответа составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Оценку «4» – получает обучающийся, если его устный ответ в общем соответствует требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета и объем ответа составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Оценку «3» – получает обучающийся, если его устный ответ в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочета, или 4-5 недочетов. Обучающийся владеет знаниями в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно обучающийся обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Оценку «2» - получает обучающийся, если его устный ответ частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ответа составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Оценку «1» - получает обучающийся, если его устный ответ не соответствует требованиям программы, имеются грубые ошибки, объём ответа обучающегося составляет 10% содержания (неправильный ответ).
Описание явления, процессов, схемы, таблицы, событий, экономического объекта и т.д.
Критерии оценивания:
Оценку «5» - получает обучающийся, если его устный ответ в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ответа составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, термины в конкретных случаях. Обучающийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Оценку «4» - получает обучающийся, если его устный ответ в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета и объем Ответа составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Оценку «3» - получает обучающийся, если его устный ответ в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочета, или 4-5 недочетов. Обучающийся владеет Знаниями в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке терминов, недостаточно глубоко и доказательно обучающийся обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Оценку «2» - получает обучающийся, если его устный ответ частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ответа обучающегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Оценку «1» - получает обучающийся, если его устный ответ не соответствует требованиям программы, имеются грубые ошибки, объём ответа обучающегося составляет 10% содержания (неправильный ответ).
Диалог, эвристическая беседа
Критерии оценивания:
Оценка за диалог и эвристическую беседу зависит от уровня вопросов и заданий предложенных обучающемуся.
Приложение 1
Познавательные уровни и критерии оценки | Виды ключевых вопросов и заданий (начало формулировок) |
ЗНАНИЕ (запомнил, воспроизвел, узнал) - Оценка «3» | Назовите..., в каком году..., дайте определение..., сформулируйте..., перечислите..., скажите наизусть..., выберите правильный ответ... |
ПОНИМАНИЕ (объяснил, привел пример, проиллюстрировал, перевел с одного информационного языка на другой) – Оценка «4» | Как вы понимаете..., объясните взаимосвязь..., почему..., дайте обоснование..., перескажите своими словами..., закончите фразу..., соедините смысловые пары..., переведите на язык символов..., введите обозначение... |
ПРИМЕНЕНИЕ (воспользовался знанием для решения проблемы, сделал выводы): - по образцу - Оценка «4»; - в новой ситуации - Оценка «5»; | Вставьте пропущенные..., выполните упражнение..., какая закономерность может использоваться для..., проверьте правильность..., докажите..., какие выводы можно сделать..., сформулируйте гипотезу..., составьте задание..., найдите несколько способов решения..., представьте свой прогноз развития..., установите закономерность... |
ОБОБЩЕННАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (разделил целое на части и соединил в новое целое): Оценка «5» | Дайте обобщенную характеристику..., составьте таблицу..., какова структура..., классифицируйте..., сделайте обобщение..., установите причинно-следственные связи..., разработайте программу..., подготовьте проект..., сделайте доклад..., выполните систематизацию..., установите аналогию..., разработайте модель…, сделайте мировоззренческие выводы…, сформулируйте. |
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ (дал адекватную оценку, выразил обобщенное отношение к объекту изучения, выполнил творческую работу, отражающую сущностную значимость) Оценка «5» | Какое значение имеет..., как вы относитесь..., оцените логику..., выделите критерии..., назовите возможности и ограничения..., какие эмоции вызывает у вас..., опишите достоинства и недостатки..., какую роль в жизнедеятельности играет..., выделите исторический аспект..., оцените субъективную и объективную позиции..., определите значимость в историческом плане... |
Оценка за теоретический вопрос
Оценка «5» ставится, если:
- обучающийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу;
- раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых экономических событий и явлений,
- не допустил ошибок и неточностей; использовал необходимую экономическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.
Оценка «4» ставится:
за ответ, из которого ясно, что обучающийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на экономические события и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется экономическая терминология.
Оценка «3» ставится
за ответ, в котором обучающийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления об экономических событиях или явлениях, но не может раскрыть их сущности.
Оценка «2» ставится если:
- есть серьезные ошибки по содержанию.
Оценка «1» ставится если:
- у обучающегося полное отсутствие знаний и умений.
Оценка за проблемный вопрос
Оценка «5» ставится если:
- обучающийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть;
- обучающийся сумел изложить имеющиеся экономические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую терминологию;
- проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе экономического материала, подтверждающего собственную точку зрения.
Оценка «4» ставится если:
- обучающийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие экономические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.
Оценка «3» ставится если:
- обучающийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.
Оценка «2» ставится если:
- есть серьезные ошибки по содержанию.
Оценка «1» ставится если:
- у обучающегося полное отсутствие знаний и умений.
Творческое задание
Творческое задание (текст с ошибками, схема, логическая цепочка, таблица, создание продукта деятельности и т.д.) должно иметь свою стоимость в балльной системе, с которой должны быть ознакомлены учащиеся. Затем педагог переводит результаты в 5- балльную систему
10% - Оценка «1»
11-36% - Оценка «2»
37-54% - Оценка «3»
55-75% - Оценка «4»
75 % и - Оценка «5»
Дифференцированная письменная работа
Дифференцированная письменная работа содержит три уровня заданий.
Задания части А выявляют уровень соответствия
Часть А. 1 задание =1 баллу. (1/2 от объёма всей работы)
Задания части В выявляют уровень понимания и применения по образцу. Часть В. 1 задание =2 балла (1/3 от объёма)
Задания части С выявляют уровень применения знаний в новой, нестандартной ситуации, оценочные, аналитические умения, обобщение и систематизации знаний.
Часть С. 1 задание =3 балла (1/6 от объёма)
Оценка за выполнение дифференцированной письменной работы зависит от количества набранных учащимся баллов.
ОБРАЗЕЦ
Если учитель выбирает уровневую контрольную работу и включает 6 заданий, то:
- первые 3 задания (1/2 от объёма) это – задания репродуктивного уровня, соответствующие ФГОС. При правильном выполнении этих заданий ставится Оценка «3».
- 2 задания (1/3 от объёма) это – задания конструктивного уровня, превышающих ФГОС (применение знаний в нестандартной ситуации). При правильном выполнении заданий репродуктивного уровня и конструктивного уровня ставится Оценка «4».
- 1 задание (1/6 от объёма) это - задание творческого уровня, превышающее ФГОС (применение знаний в новой ситуации). При правильном выполнении заданий репродуктивного, конструктивного и творческого уровней ставится Оценка «5».
В случае использования рейтинговой оценки задание репродуктивного уровня оцениваются в 1 балл каждое, второго конструктивного уровня в 2 балла, творческого уровня - в 3 балла. Итого за работу обучающийся набирает 10 баллов, которые переводятся в оценки: 9-10 баллов – «5», 6-8 баллов – «4», 4-5 баллов – «3», 2-3 балла – «2», 1 балл - 1.
Если учитель выбирает в качестве тематического контроля тестирование и включает в него 30 вопросов, то:
- 15 (1/2 от объёма) должны быть заданиями репродуктивного уровня, каждое из которых оценивается в 1 балл (15 баллов);
- 10 заданий (1/3 от объёма) – это задания конструктивного уровня, каждое из которых оценивается в 2 балла;
- 5 заданий (1/6 от объёма) – это задания творческого уровня, каждое из которых оценивается в 3 балла (15 баллов).
Всего обучающийся набирает 50 баллов, которые переводятся в оценки:
- 45-50 баллов – «5»;
- 30-44 балла – «4»;
- 15-29 баллов – «3»;
- 5-14 баллов – «2»
-менее 5 баллов «1».
Наиболее стандартной, приемлемой для всех предметов, является следующая шкала перевода баллов в пятибалльную систему оценивания:
0-10% - Оценка «1»
11-36% - Оценка «2»
37-54%- Оценка «3»
55-75%- Оценка «4»
75 % и - Оценка «5»
Тест по проверке понятий, персоналий, экономических событий и т.д.
Используется балльная система, выставление оценки в зависимости от % заданий.
90-100 %– Оценка «5»
70- 89 %– Оценка «4»
45- 69 %– Оценка «3»
20 – 44 %– Оценка «2»
0 - 19 %– Оценка «1»
Проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов (время выполнения работы: 10-15 мин.):
Оценка «5» - 10 правильных ответов,
Оценка «4» - 7-9,
Оценка «3» - 5-6,
Оценка «2» - менее 5 правильных ответов.
Оценка «1» - отсутствие правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов (время выполнения работы: 30-40 мин.):
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,
Оценка «4» - 14-17,
Оценка «3» - 10-13,
Оценка «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка «1» - отсутствие правильных ответов.
Тест для определения уровня усвоения системы знаний
Эмпирические знания
1. Усвоение терминологии: назвать, перечислить, выбрать правильный ответ, найти лишнее…
2. Усвоение цифрового материала: сколько, когда, перечислить цифры, подтверждающие…
3. Усвоение фактов: какие факты подтверждают …, где расположены …, как это произошло, каковы основные черты …
4.Усвоение представлений: рассказать о …, описать внешние признаки…, дать описание …
Теоретические знания
5. Усвоение понятий: дать определение понятия. Что такое …? Признаки характерны для … Перечислить существенные признаки понятия.
6. Усвоение причинно-следственных связей (прямых): Что произойдёт, если…? Каковы последствия…?
7. Усвоение причинно-следственных связей (обратных): Почему? Каковы причины?
8. Усвоение закономерностей: Каковы взаимосвязи…? Какова зависимость…? Как зависят…?
9. Усвоение закона: Прочитать закон… Доказать, что… (Подтвердить действие закона на примере …)
10. Усвоение теории: Рассказать о теории. Объяснить …с позиции теории…
Ключ. При проверке результатов проверочной работы учитель заполняет аналитическую таблицу.
Ф.И. | Усвоение компонентов системы знаний | Кол-во баллов | % | Выводы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10101010 10 | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
Если обучающийся дал правильный ответ на вопрос, преподаватель ставит 1 балл, если ошибся – 0. По сумме баллов выявляется уровень усвоения системы знаний. Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности обучающихся.
10-8 баллов – оптимальный уровень, Оценка «5»;
7-6 баллов – допустимый, Оценка «4»;
5-4 балла – критический, Оценка «3»
Оценка уровня готовности обучающихся к самостоятельной работе по тексту учебной статьи
Цель – определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого обучающегося.
Предполагается, что преподаватель при изучении нового материала даёт обучающимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:
1) прочитать текст учебника на с. … (объём учебного материала – 3 с.);
2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;
3) сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи;
4) дать краткий ответ на свои вопросы;
5) записать вопросы на карточку;
6) обменятся карточками с партнёром;
7) ответить на вопросы партнёра (письменно);
8) оценить работу партнёра.
В процессе анализа результатов деятельности обучающихся преподаватель выявляет уровень владения следующими умениями.
I часть
1. Отбирать основное содержание учебного материала.
2. Кодировать учебную информацию в форме конспекта.
3. Отбирать материал для конструирования вопросов.
4. Конструировать репродуктивные вопросы.
5. Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнёра).
II часть
6. Конструировать проблемные вопросы.
7. Отвечать на проблемные вопросы (свои и партнёра).
8. Оценивать работу партнёра.
9. Корректировать работу партнёра.
10. Рационально разделять время в процессе самостоятельной работы.
При проверке результатов самостоятельной работы обучающихся преподаватель заполняет аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого обучающегося и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого обучающегося.
Аналитическая таблица
Ф.И. | Умения | Кол-во баллов | % | Выводы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
| | | | | | | | | | | | | |
Ключ
Если обучающийся владеет умением, то он получает 3 балла; если испытывает затруднения – 2 балла; если допускает ошибки, но знает, как выполнить действие – 1 балл; если умение не сформировано – 0 баллов.
По сумме баллов выявляется уровень готовности к самостоятельной работе:
30 баллов – идеальный уровень, Оценка «5»;
27–29 баллов – оптимальный уровень, Оценка «5»;
25–26 баллов – допустимый уровень, Оценка «4»;
20–24 балла – критический уровень, Оценка «3».
Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности обучающихся.
Если у обучающегося сформированы умения первой части диагностики, он владеет репродуктивными умениями и, следовательно, может без помощи преподавателя выполнять задания для самостоятельной работы репродуктивного характера.
Если сформированы умения и первой, и второй частей диагностики, то обучающийся владеет творческими умениями и может самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности.
При оценивании выполнения дополнительных заданий оценки выставляются следующим образом:
Оценка «5» – если все задания выполнены;
Оценка «4» – выполнено правильно не менее ¾ заданий;
Оценка «3» – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;
Оценка «2» – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» - если все задания не выполнены.
При оценивании предметного диктанта,
включающего 12 или более понятий, ставятся следующие оценки:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если выполнена неверно 1/5 часть понятий от общего числа.
Оценка «3» ставится, если выполнена неверно ¼ часть понятий от их общего числа.
Оценка «2» ставится, если выполнена неверно ½ часть понятий от их общего числа.
Оценка «1» ставится, если работа не выполнена.
Реферат
Критерии оценки реферата (по 5 балльной системе)
Критерии оценки реферата:
- глубина и полнота раскрытия темы;
- адекватность передачи содержания первоисточнику;
- логичность, аргументированность изложения и выводов;
- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения);
- оформление (наличие плана, списка литературы, правильное цитирование, сноски и т.д.), качество сопроводительных материалов;
- личная позиция автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
- стилистическая, языковая грамотность.
«5» — ставится, если обучающийся глубоко и полно рассмотрел поднятую проблему, показал умение выделять главное, анализировать, сумел правильно отобрать фактический материал для аргументации, показал умение сравнивать реферируемые источники, разные точки зрения, тема научно обоснована. Реферат написан правильным литературным языком, грамотно оформлен.
«4» — ставиться, если поднятая проблема раскрыта полно, показано умение выделять главное, анализировать, но недостаточен фактический материал для аргументации. Тема научно обоснована, но сравнительного материала недостаточно. Реферат написан правильным литературным языком, есть значительные нарушения последовательности. Оформлен грамотно.
«3» — поднятая проблема раскрыта недостаточно полно, не всегда правильно выделяется главное, беден фактический материал, мало использовано дополнительной литературы. Реферат оформлен правильно, но имеются незначительные нарушения логики. Написан грамотно.
Компьютерный продукт обучающегося
Оценка компьютерных продуктов обучающихся осуществляется по пятибалльной системе, включает следующие критерии:
- степень самостоятельности
- актуальность представленной работы
- творческий подход к созданию презентации
- оригинальность представления информации и оформления материалов
- достоверность и ценность представленной информации для окружающих
- эстетичность и оправданность различных эффектов
- уровень освоения и использования новых информационных технологий (графика, анимация, видео и др.)
- качество выступления, глубина и широта владения темой представленной работы
- аргументированность выводов, умение отвечать на вопросы оппонентов.
Критерии оценивания презентации
Титульный слайд с заголовком - 5 баллов
Минимальное количество – 10 слайдов, - 10 баллов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) - 5 баллов
Библиография -10 баллов
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации -10 баллов
Вставка графиков и таблиц -15 баллов
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов -5 баллов
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы -15 баллов
Слайды представлены в логической последовательности - 15 баллов
Красивое оформление презентации -10 баллов
Форма оценивания:
отличная работа = 100-90 баллов
хорошая работа = 89-80 баллов
удовлетворительная работа = 79-70 баллов
презентация нуждается в доработке = 69-60 баллов
слабая работа = 59 баллов
Общая классификация ошибок:
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки и недочеты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание дат, экономических событий, фактов;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения экономических задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать схемы, таблицы;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного – двух этих признаков второстепенными;
- неточность экономических расчетов. мифа;
- недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
15