Статья
Михайлов В.А.
Учитель технологии (труда)
МАОУ «Образовательный центр «Успех»
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках технологии
В системе оценивания образовательных результатов учащихся применяю педагогическую технологию формирующего оценивания. Формирующее оценивание – это педагогическая технология, основанная на обратной связи от учителя и использовании учащимся самооценки для того, чтобы ученик сам определял дальнейшие шаги к улучшению собственных результатов. Формирующее оценивание — оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами.
Технология оценивания учебных действий, применяемая мной на уроках технологии, соответствует системе оценивания ФГОС и строится на основе следующих общих принципов:
Оценивание является постоянным процессом
Оценивание может быть только критериальным
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Модели оценочной деятельности:
Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители
Внешняя оценка: государственные службы (аттестация выпускников, мониторинг системы образования)
В системе оценивания по предмету технология используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.
Применяю три вида оценивания предметных результатов
- стартовую диагностику,
-текущее оценивание (тесно связано с процессом обучения),
- итоговое оценивание.
В течение учебного года учащиеся выполняют творческие проекты, оформляют портфолио: собирают дипломы, грамоты, свои работы, фотографии с конкурсов, которые дают представление о том, каких успехов достиг учащийся .
Основной формой промежуточной аттестации, являются: тесты по темам (задания по уровням); викторины, кроссворды. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ, диагностика по разделам (тестирование) и итоговая проектная работа.
Контрольные работы предусмотрены по каждому разделу: учебная лекция, лекция с элементами беседы, демонстрация образцов готовых изделий, консультации.
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Диагностика уровня сформированности УУД позволяет получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий.
Критерии оценки устной формы ответов учащихся: активность участия, искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность, самостоятельность, оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих
компонентов:
1.Владение композицией, как выражена общая идея и содержание.
2.Владение техникой: как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Творческая работа оценивается
- отметкой «5»
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:
1.Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности: Викторины. Кроссворды. Понятийные диктанты. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
- отметкой «4»
1.Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны неправильное решение композиции (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки).
2.Допущены незначительные ошибки, недочёты в эскизах, рисунках, (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
- отметкой «3»
1.Работа неаккуратная, небрежная, не отвечает теме поставленной задачи, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
- отметкой «2»
1. «2» за творческие работы не ставится.
Отметка «2» (понятийные диктанты, кроссворды, викторины) ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.