Система оценивания образовательных достижений
В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход - сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т.е. результатами большинства школьников.
При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.
Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания.
Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:
учитель выполняет контролирующую функцию;
отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;
традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;
такая система часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации;
В качестве альтернативы традиционной системе в последнее время предлагается технология критериального оценивания, выдержанная в логике компетентностного и личностно ориентированного подходов. Внедрение технологии критериального оценивания способствует комплексному развитию учащихся и профессиональной компетентности учителей российских школ.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на
сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Критериальное оценивание снижает субъективность выставления отметки, обеспечивает учителя и учеников механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании, являющемся важнейшим компонентом образовательного процесса. Кроме того, использование технологии критериального оценивания способствует развитию памяти, внимания, индивидуальных способностей учащихся, формированию у них критического (открытого, оценочного, рефлексивного) мышления; воспитанию стремления и способности к непрерывному образованию в течение всей жизни; формированию личной системы ценностей, выражающейся в реальных поступках; продуктивному взаимодействию детей друг с другом, развитию их индивидуальности, способностей к творчеству и самоорганизации. Педагогическая технология контроля и оценки становится личностно ориентированной, направленной на развитие ключевых компетенций школьника.
Данная технология включает в себя формирующее и констатирующее
оценивание.
Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы в классе. Оно позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочёты до проведения констатирующей работы. При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются. Констатирующее (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации и проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные и т.д.). Отметки, выставленные за эти работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчётные периоды (четверть, полугодие). В течение отчётного периода учащийся получает не менее двух отметок по каждому из критериев.
Пример критериального оценивания на уроке литературы
Учащиеся выполнили домашнюю работу, написали отзыв по прочитанному произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок». Оценивание осуществлялось по коллективно составленным критериям.
| Критерии | Максимальный уровень достижений учащихся |
А | Содержание (дана оценка произведению, правильно понята авторская позиция, идея, выражено отношение к героям произведения) | 10 баллов |
В | Организация(умение строить работу по схеме: вступление, основная часть – аргументы с использованием цитат, заключение-выводы) | 10 баллов |
С | Стиль и использование языка (стиль соответствует жанру, разнообразная лексика, ошибок негрубая 1 орфографическая, 1 пунктуационная, 1 речевая,1 грамматическая), | 10 баллов |
| Итого: | 30 баллов |
Критерии оценивания в предметах «Русский язык» и
«Литература» (5-6-й классы)
Критерий | Уровень достижения учащихся | Дескрипторы |
А Содержание | 0 | Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже |
| 1-2 | Учащийся очень ограниченно понимает тему. Работе недостаёт деталей, аргументов, мысль не развита. не развита |
| 3-4 | Учащийся демонстрирует неточное понимание темы. Работа недостаточно аргументирована, мысль недостаточно развита. Творческая часть отражает некоторую фантазию и эмоциональную окраску отражает ограниченную фантазию и эмоциональную окраску |
| 5-6 | Учащийся демонстрирует достаточное понимание темы. Работа содержит подходящие детали и аргументы, мысль неплохо развита. Творческая часть отражает некоторую фантазию и эмоциональную окраску |
| 7-8 | Тема работы в основном понятна. В работе анализируются и приводятся аргументы, мысль хорошо развита. Творческая часть хорошо отражает некоторую фантазию и эмоциональную окраску |
| 9-10 | Тема работы понята правильно. Работа последовательно проиллюстрирована деталями и аргументами, мысль последовательно развита. Творческая часть отражает высокий уровень фантазии и эмоциональной окраски |
В Организация | 0 | Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже |
| 1-2 | В работе нет введения и вывода, есть 1-2 абзаца, переходы между частями не сделаны. В основной части использован пересказ текста, анализ отсутствует, цитат нет |
| 3-4 | В работе неявно выражены композиционные части. Есть 1-2 абзаца, переходы между частями выражены слабо. В основной части приводится одно доказательство, цитаты не используются или не анализируются. В заключении нет вывода |
| 5-6 | В работе неявно выражены вступление или вывод. Есть 2-3 абзаца, переходы между частями. В основной части приводится 1-2 доказательства, не анализируется позиция автора |
| 7-8 | В работе есть вступление, основная часть и заключение. Есть 3 абзаца, сделаны переходы между частями. В основной части приведены 2-3 доказательства, среди них - одна цитата. Аргументы и цитаты не комментируются. Вывод выражен неточно |
| 9-10 | В работе ярко выражены вступление, основная часть и заключение. Есть 3 и более абзацев, сделаны переходы между частями. В основной части приведены 3 и более доказательств точки зрения, в том числе цитаты. Аргументы и цитаты анализируются. В заключении есть вывод по теме работы |
Стиль и | 0 | Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже |
использование языка | 1-2 | Словарь учащегося ограничен: повторяются слова, используются одни и те же типы предложений. Много речевых ошибок. Допущено более 8 ошибок, из них более 4 орфографических. Стиль не соответствует жанру |
| 3-4 | Словарь учащегося не отличается разнообразием: есть больше 3 повторов слов, одинаково построенных предложений, присутствуют 4 и более речевых ошибок. Допущено до 8 ошибок, но но не более 4 орфографических. Стиль в основном не соответствует жанру |
С | 5-6 | Словарь учащегося не всегда разнообразен: есть 2-3 повтора слов и одинаково построенных предложений, присутствуют 3-4 речевые ошибки. Допущено до 4 ошибок, но не более 2 орфографических. Стиль не всегда выдержан |
|
7-8
| Словарь учащегося достаточно разнообразен. Допущены 1-2 ошибки, до 4 орфографических и пунктуационных ошибок, но не более 2 орфографических. Стиль в основном соответствует жанру. |
|
9-10 |
В работе использована разнообразная лексика: нет повторов слов, неправильных употреблений слов, неправильно образованных форм слов. Допущены негрубая орфографическая, 1 пунктуационная, 1 грамматическая, 1 речевая ошибки. Стиль соответствует жанру. |
Шкала перевода общего уровня достижений учащихся в отметку:
24-30 баллов- «5»
20-23 балла - «4»
10 – 19 баллов - «3»
0 – 9 баллов - «2»
Инструменты оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении на дополнительном занятии или при подготовке к олимпиаде или НПК
«+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации
« - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием;
Процент выполнения
95-100% -высокий уровень усвоения
75 -95% - среде – высокий уровень
50 -74% - средний уровень
меньше 50% -низкий уровень
При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.
Рефлексия на уроке
АНКЕТА
1. На уроке я работал 1. активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я 2. доволен / не доволен
3. Урок для меня показался 3. коротким / длинным
4. За урок я 4. не устал / устал
.
5. Мое настроение 5. стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был 6. понятен / не понятен, интересен / скучен
полезен / бесполезен
7. Домашнее задание мне кажется 7. легким / трудным, интересным / неинтересным
2)«Благодарю…»
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
3) «РЮКЗАК»
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять план текста и конспект
я запомнил формулу для нахождения дискриминанта
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил, чем стандартный
многочлен отличается от не стандартного
4) СИНКВЕЙН
Первая строка- одно имя существительное;
Вторая строка- два прилагательных;
Третья строка- три глагола;
Четвертая строка- одно завершающее предложение- высказывание;
Пятая строка- одно итоговое слово.
5) «Плюс-минус-интересно»
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
7) Вопросы, требующие многовариантных ответов
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
8) Рефлексия содержания учебного материала
Сегодня на уроке я научился…
Своей работой на уроке я …
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне было интересно, потому что …
Для меня стало открытием, что …
Мне показалось важным…
Для оценки достижений обучающихся использую следующие виды и формы контроля:
– Контрольный диктант
– Тест
– Зачет
– Контрольное упражнение
– Контрольное сочинение
– Контрольное изложение
– Контрольная проверочная работа
– Взаимоконтроль
– Самоконтроль
Диагностика уровней сформированности компонентов учебной деятельности (Г.В.Репкин, Заика)
Диагностика орфографической грамотности «Грамотей»
Использую такие формы организации учебного процесса, где оцениваются знания, умения, навыки учащихся.
Урок – коммуникация
Урок – практикум
Урок – мастерская
Урок – письма
Урок – игра
Урок – исследование
Урок – консультация
Взаимообучающие уроки
Урок – лаборатория
Урок – зачет
Урок творчества и др.
В целях контроля и корректирования знаний и умений учащихся разрабатываю и применяю:
разноуровневые тесты для всех классов, в которых работаю;
карточки для индивидуальной и парной работы с сильными и слабыми учениками;
тесты в формате ЕГЭ и ГИА (учащихся 7, 8 классов в целях предварительной подготовки учащихся).