СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания образовательных достижений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оценивания образовательных достижений

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания образовательных достижений»


Система оценивания образовательных достижений

В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход - сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т.е. результатами большинства школьников.

При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.

Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания.

Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:

  • учитель выполняет контролирующую функцию;

  • отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

  • отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

  • система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;

  • традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;

  • такая система часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации;

В качестве альтернативы традици­онной системе в последнее время предлагается технология кри­териального оценивания, выдержанная в ло­гике компетентностного и личностно ориенти­рованного подходов. Внедрение технологии критериального оценивания способствует комплексному развитию учащихся и профес­сиональной компетентности учителей рос­сийских школ.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на

сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Критериальное оценивание снижа­ет субъективность выставления отмет­ки, обеспечивает учителя и учеников механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании, явля­ющемся важнейшим компонентом об­разовательного процесса. Кроме того, использование технологии кри­териального оценивания способствует развитию памяти, внимания, индиви­дуальных способностей учащихся, формированию у них критического (открытого, оценочного, рефлексивно­го) мышления; воспитанию стремле­ния и способности к непрерывному образованию в течение всей жизни; формированию личной системы цен­ностей, выражающейся в реальных поступках; продуктивному взаимодей­ствию детей друг с другом, развитию их индивидуальности, способностей к творчеству и самоорганизации. Педа­гогическая технология контроля и оценки становится личностно ориенти­рованной, направленной на развитие ключевых компетенций школьника.

Данная технология включает в се­бя формирующее и констатирующее

оценивание.

Формирующее (текущее) оценива­ние предназначено для определения текущего уровня сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы в классе. Оно поз­воляет учителю и ученику скорректи­ровать свою работу и устранить воз­можные пробелы и недочёты до прове­дения констатирующей работы. При выведении итоговых отметок форми­рующие оценки не учитываются. Констатирующее (итоговое) оцени­вание предназначено для определения уровня сформированности ключевых компетенций при завершении изуче­ния блока учебной информации и про­водится по результатам выполнения констатирующих работ различных ви­дов (тесты, проекты, контрольные и т.д.). Отметки, выставленные за эти работы, являются основой для опреде­ления итоговых отметок по курсу за от­чётные периоды (четверть, полугодие). В течение отчётного периода учащийся получает не менее двух отметок по каждому из критериев.


Пример критериального оценивания на уроке литературы

Учащиеся выполнили домашнюю работу, написали отзыв по прочитанному произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок». Оценивание осуществлялось по коллективно составленным критериям.



Критерии

Максимальный уровень достижений учащихся

А

Содержание (дана оценка произведению, правильно понята авторская позиция, идея, выражено отношение к героям произведения)

10 баллов

В

Организация(умение строить работу по схеме: вступление, основная часть – аргументы с использованием цитат, заключение-выводы)

10 баллов

С

Стиль и использование языка (стиль соответствует жанру, разнообразная лексика, ошибок негрубая 1 орфографическая, 1 пунктуационная, 1 речевая,1 грамматическая),

10 баллов


Итого:

30 баллов

Критерии оценивания в предметах «Русский язык» и

«Литература» (5-6-й классы)

Критерий

Уровень

достижения

учащихся

Дескрипторы

А

Содержание

0





Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже


1-2





Учащийся очень ограниченно понимает тему. Работе недостаёт деталей, аргументов, мысль не развита.


не развита


3-4

Учащийся демонстрирует неточное понимание темы. Работа не­достаточно аргументирована, мысль недостаточно развита. Творческая часть отражает некоторую фантазию и эмоциональную окраску


отражает ограниченную фантазию и эмоцио­нальную окраску


5-6

Учащийся демонстрирует достаточное понимание темы. Работа содержит подходящие детали и аргументы, мысль неплохо раз­вита. Творческая часть отражает некоторую фантазию и эмоци­ональную окраску


7-8

Тема работы в основном понятна. В работе анализируются и приводятся аргументы, мысль хорошо развита. Творческая часть хорошо отражает некоторую фантазию и эмоциональную окраску


9-10

Тема работы понята правильно. Работа последовательно про­иллюстрирована деталями и аргументами, мысль последова­тельно развита. Творческая часть отражает высокий уровень фантазии и эмоциональной окраски

В

Организация

0

Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже


1-2

В работе нет введения и вывода, есть 1-2 абзаца, переходы между частями не сделаны. В основной части использован пересказ текста, анализ отсутствует, цитат нет


3-4

В работе неявно выражены композиционные части. Есть 1-2 аб­заца, переходы между частями выражены слабо. В основной части приводится одно доказательство, цитаты не используют­ся или не анализируются. В заключении нет вывода


5-6

В работе неявно выражены вступление или вывод. Есть 2-3 аб­заца, переходы между частями. В основной части приводится 1-2 доказательства, не анализируется позиция автора


7-8

В работе есть вступление, основная часть и заключение. Есть 3 абзаца, сделаны переходы между частями. В основной час­ти приведены 2-3 доказательства, среди них - одна цитата. Аргументы и цитаты не комментируются. Вывод выражен не­точно


9-10

В работе ярко выражены вступление, основная часть и заключе­ние. Есть 3 и более абзацев, сделаны переходы между частями. В основной части приведены 3 и более доказательств точки зрения, в том числе цитаты. Аргументы и цитаты анализируются. В заключении есть вывод по теме работы

Стиль и

0

Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже

использование языка

1-2

Словарь учащегося ограничен: повторяются слова, используют­ся одни и те же типы предложений. Много речевых ошибок. Допущено более 8 ошибок, из них более 4 орфографических. Стиль не соответствует жанру


3-4

Словарь учащегося не отличается разнообразием: есть больше 3 повторов слов, одинаково построенных предложений, присут­ствуют 4 и более речевых ошибок. Допущено до 8 ошибок, но но не более 4 орфографических. Стиль в основном не соответ­ствует жанру

С

5-6

Словарь учащегося не всегда разнообразен: есть 2-3 повтора слов и одинаково построенных предложений, присутствуют 3-4 речевые ошибки. Допущено до 4 ошибок, но не более 2 орфо­графических. Стиль не всегда выдержан


















7-8





Словарь учащегося достаточно разнообразен. Допущены 1-2 ошибки, до 4 орфографических и пунктуационных ошибок, но не более 2 орфографических. Стиль в основном соответствует жанру.






9-10




В работе использована разнообразная лексика: нет повторов слов, неправильных употреблений слов, неправильно образованных форм слов. Допущены негрубая орфографическая, 1 пунктуационная, 1 грамматическая, 1 речевая ошибки. Стиль соответствует жанру.





Шкала перевода общего уровня достижений учащихся в отметку:

24-30 баллов- «5»

20-23 балла - «4»

10 – 19 баллов - «3»

0 – 9 баллов - «2»



Инструменты оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении на дополнительном занятии или при подготовке к олимпиаде или НПК

  • Символы – фиксация оценки производится следующим образом:

«+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

« - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием;

  • Балловая оценка

Процент выполнения

95-100% -высокий уровень усвоения

75 -95% - среде – высокий уровень

50 -74% - средний уровень

меньше 50% -низкий уровень


  • Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.

При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

  • При оценивании правильного ведения тетради использую поощрительные наклейки или звездочки.



Рефлексия на уроке




АНКЕТА


1. На уроке я работал 1. активно / пассивно


2. Своей работой на уроке я 2. доволен / не доволен



3. Урок для меня показался 3. коротким / длинным



4. За урок я 4. не устал / устал

.


5. Мое настроение 5. стало лучше / стало хуже


6. Материал урока мне был 6. понятен / не понятен, интересен / скучен

полезен / бесполезен

7. Домашнее задание мне кажется 7. легким / трудным, интересным / неинтересным


2)«Благодарю…»

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

3) «РЮКЗАК»

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

  • я научился составлять план текста и конспект

  • я запомнил формулу для нахождения дискриминанта

  • я разобрался в такой-то теме

  • я наконец-то запомнил, чем стандартный

многочлен отличается от не стандартного



4) СИНКВЕЙН

  • Первая строка- одно имя существительное;

  • Вторая строка- два прилагательных;

  • Третья строка- три глагола;

  • Четвертая строка- одно завершающее предложение- высказывание;

  • Пятая строка- одно итоговое слово.


5) «Плюс-минус-интересно»

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

7) Вопросы, требующие многовариантных ответов

  • Почему было трудно?

  • Что открыли, узнали на уроке?

  • Оправдались ли ваши ожидания от урока?

  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?

  • Над чем заставил задуматься урок?

8) Рефлексия содержания учебного материала

  • Сегодня на уроке я научился…

  • Своей работой на уроке я …

  • Урок заставил меня задуматься о …

  • А особенно мне удалось …

  • Я понял, что …

  • Мне было интересно, потому что …

  • Для меня стало открытием, что …

Мне показалось важным…


Для оценки достижений обучающихся использую следующие виды и формы контроля:

  • Система контрольных работ

– Контрольный диктант

– Тест

– Зачет

– Контрольное упражнение

– Контрольное сочинение

– Контрольное изложение

– Контрольная проверочная работа

– Взаимоконтроль

– Самоконтроль

  • Диагностика уровней сформированности компонентов учебной деятельности (Г.В.Репкин, Заика)

  • Диагностика орфографической грамотности «Грамотей»

Использую такие формы организации учебного процесса, где оцениваются знания, умения, навыки учащихся.

  • Урок – коммуникация

  • Урок – практикум

  • Урок – мастерская

  • Урок – письма

  • Урок – игра

  • Урок – исследование

  • Урок – консультация

Взаимообучающие уроки

  • Урок – лаборатория

  • Урок – зачет

  • Урок творчества и др.

В целях контроля и корректирования знаний и умений учащихся разрабатываю и применяю:

  • разноуровневые тесты для всех классов, в которых работаю;

  • карточки для индивидуальной и парной работы с сильными и слабыми учениками;

  • тесты в формате ЕГЭ и ГИА (учащихся 7, 8 классов в целях предварительной подготовки учащихся).