Система оценивания образовательных достижений:
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Письмо от 19 ноября 1998 года N 1561/14-15
Структура системы оценки: Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Оценка уровня стартовых возможностей (начало года)
Кол-во обучаю щихся по списку | Кол-во писавших | Уровни выполнения работы | |
|
Высокий | Средний | Ниже среднего | Низкий | |
|
Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | |
|
| | |
| 32 | 28 | 5 | 18% | 15 | 54% | 6 | 21% | 2 | 7 % | |
| |
Оценка уровня итоговых возможностей (конец года)
Кол- во уч- ся по списк у | Кол-во писавших | Уровни выполнения работы |
Высокий | Средний | Ниже среднего | Низкий |
Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % |
31 | 30 | 8 | 27% | 16 | 53% | 4 | 13% | 2 | 7% |
Таким образом, в сравнении с началом года повысилось количество учащихся высокого уровня, среднего; ниже среднего уровня, низкого уровня уменьшилось количество учащихся.
Методы и формы оценивания (перечислить)
Методы, формы и средства оценки предметных результатов:
тестирование,
практические работы,
творческие работы,
проект,
портфолио,
самоанализ,
самооценка,
самоконтроль.
Использование методики «Недельные отчеты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Эту методику можно использовать в работе с детьми, которые уже могут определить, насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно.
Методика «Составление тестов» - универсальная процедура. Её суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Шкалу оценки можно придумать вместе с учащимися.
К оценочным инструментам, развивающим рефлексию ученика и дающим важную информацию мне, как учителю, помимо недельных отчетов и составления тестов, относятся опросники самодиагностики.
Использование опросников самодиагностики позволяет мне получить информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению. Получив данные сведения, можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность и интерес ученика. Подобные методики надо отнести к мотивационно ориентированным оценочным инструментам, она позволяет оценить, насколько ученик погружен в содержание учебного предмета.
Методика «Карта понятий» опирается на критериальное оценивание. Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
Очень эффективным элементом для оценивания является оценочный листучащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку.
Форма проведения методики достаточно простая. «Недельные отчеты» - это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:
Чему я научился за эту неделю?
Какие вопросы остались для меня неясными?
Какие вопросы я задал бы ученикам, если я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал?
В качестве примеров методов оценивания можно назвать следующие:
Тест.
Экспресс-опрос («летучка»).
Расширенный опрос.
Игровые методы оценивания.
Контрольное упражнение.
Наблюдение.
Самооценка.
Беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов) и др.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля | Иные формы учета достижений |
текущая аттестация | итоговая (четверть, год) аттестация | урочная деятельность | внеурочная деятельность |
- устный опрос - письменная - самостоятель-ная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания - графическая работа - изложение - доклад - творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения | Диагностическая контрольная работа диктанты изложение контроль техники чтения | - анализ динамики текущей успеваемости | - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет |
- портфолио - анализ психолого - педагогических исследований |
Формы представления образовательных результатов:
1 табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
2 тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
3 устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
4 портфолио;
5 результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.