СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках английского языка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках английского языка».»

Доклад на тему: «Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках английского языка».

Учитель английского языка Ануфриева Л.Г.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Главной целью системы оценочной деятельности является ориентирование ученика на достижение его результатов: в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты), в формировании учебных универсальных действий (метапредметные результаты), в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).

Метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требуют от ученика не только познавательные, регулятивные, коммуникативные действия. Новой будет и диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.)

В этой работе рассматриваются способы оценки, которые наряду с предметными результатами оценивают метапредметные и личностные результаты.

Приоритетными в диагностике освоения содержания такого предмета как английский язык становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению навыков, знаний и умений для создания учениками своего собственного информационного продукта.

Привычная форма контроля в виде тестов, зачетов и контрольных работ теперь дополняется новыми формами контроля результатов такими как:

  • целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам);

  • самооценка ученика по принятым формам;

  • результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;

  • результаты учебных проектов.

Отмечу, что данные формы контроля должны быть направлены только на поддержание успешности и мотивации ученика, на обеспечение его психологической безопасности, а значит, у каждого должно быть право на индивидуальный образовательный маршрут, на свой темп освоения материала.

В данной работе хочу рассмотреть дополнительные формы контроля на уроке английского языка более подробно.

  1. Наблюдение учащихся может проводиться по таким параметрам как отношение к деятельности на уроке, интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений учитель может давать словесную характеристику результатов действий (молодец, хорошо, ты прав, оригинально, очень логично, здесь неточно, а вот здесь тебе надо подумать, я даю тебе время исправить и т.д.)

  2. Еще один способ контроля – это самооценка. Для развития самоконтроля и адекватной самооценки на уроках английского языка существует ряд методик: ведение дневников успешности; учитель индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса; при проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а дать возможность учащимся самим исправить ошибки; для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определённой схеме, включающей критерии оценивания определённого вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Такой способ помогает научиться адекватно воспринимать критику и корректно высказывать замечания.; другой способ – записать речь учащегося, а потом дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки (подготовка к экзаменам, устная речь); можно использовать групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов  и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д.

Важным условием для развития адекватной самооценки является совместная выработка критериев оценивания определенных умений. Что касается английского языка, то навыки и рецептивные умения (чтение и аудирование) оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений (говорение и письмо) должны быть выработаны определенные критерии.

  1. Давайте рассмотрим способы оценивания достижений учеников в разных областях (учеба, творчество, общение, труд) и т. д. Одним из способов таких достижений является портфолио – сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс, и достижения ученика.

Применительно к английскому языку таким своеобразным портфолио может служить языковой портфель, который представляет собой пакет материалов, отражающий тот или иной опыт и результаты учебной и внеучебной деятельности учащихся по овладению иностранным языком. Он дает учителю и ученикам возможность накапливать результаты деятельности и совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащихся, исходя из результатов сформированности языковой, речевой и стратегической компетенций. Ценность работы над языковым портфелем заключается в том, что он дает возможность формирования у школьников способности к объективной самооценке и умения делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования. Причем цели, содержание,  оформление, формы работы с языковым портфелем могут быть различными, он может быть адаптирован практически к любой учебной и неучебной ситуации.

Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проектная технология это эффективный способ развития личности и способ контроля образовательных результатов, который является средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности  в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект позволяет самостоятельно приобретать знания, получать опыт. Учащиеся включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.

Данный подход представляет модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении и развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.

Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, не бояться школьного контроля и оценивания, сберечь психофизическое здоровье детей, то необходимо использовать новые способы оценивания образовательных достижений учащихся.