Доклад на тему: «Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках английского языка».
Учитель английского языка Ануфриева Л.Г.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Главной целью системы оценочной деятельности является ориентирование ученика на достижение его результатов: в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты), в формировании учебных универсальных действий (метапредметные результаты), в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).
Метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требуют от ученика не только познавательные, регулятивные, коммуникативные действия. Новой будет и диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.)
В этой работе рассматриваются способы оценки, которые наряду с предметными результатами оценивают метапредметные и личностные результаты.
Приоритетными в диагностике освоения содержания такого предмета как английский язык становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению навыков, знаний и умений для создания учениками своего собственного информационного продукта.
Привычная форма контроля в виде тестов, зачетов и контрольных работ теперь дополняется новыми формами контроля результатов такими как:
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам);
самооценка ученика по принятым формам;
результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;
результаты учебных проектов.
Отмечу, что данные формы контроля должны быть направлены только на поддержание успешности и мотивации ученика, на обеспечение его психологической безопасности, а значит, у каждого должно быть право на индивидуальный образовательный маршрут, на свой темп освоения материала.
В данной работе хочу рассмотреть дополнительные формы контроля на уроке английского языка более подробно.
Наблюдение учащихся может проводиться по таким параметрам как отношение к деятельности на уроке, интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений учитель может давать словесную характеристику результатов действий (молодец, хорошо, ты прав, оригинально, очень логично, здесь неточно, а вот здесь тебе надо подумать, я даю тебе время исправить и т.д.)
Еще один способ контроля – это самооценка. Для развития самоконтроля и адекватной самооценки на уроках английского языка существует ряд методик: ведение дневников успешности; учитель индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса; при проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а дать возможность учащимся самим исправить ошибки; для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определённой схеме, включающей критерии оценивания определённого вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Такой способ помогает научиться адекватно воспринимать критику и корректно высказывать замечания.; другой способ – записать речь учащегося, а потом дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки (подготовка к экзаменам, устная речь); можно использовать групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д.
Важным условием для развития адекватной самооценки является совместная выработка критериев оценивания определенных умений. Что касается английского языка, то навыки и рецептивные умения (чтение и аудирование) оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений (говорение и письмо) должны быть выработаны определенные критерии.
Давайте рассмотрим способы оценивания достижений учеников в разных областях (учеба, творчество, общение, труд) и т. д. Одним из способов таких достижений является портфолио – сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс, и достижения ученика.
Применительно к английскому языку таким своеобразным портфолио может служить языковой портфель, который представляет собой пакет материалов, отражающий тот или иной опыт и результаты учебной и внеучебной деятельности учащихся по овладению иностранным языком. Он дает учителю и ученикам возможность накапливать результаты деятельности и совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащихся, исходя из результатов сформированности языковой, речевой и стратегической компетенций. Ценность работы над языковым портфелем заключается в том, что он дает возможность формирования у школьников способности к объективной самооценке и умения делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования. Причем цели, содержание, оформление, формы работы с языковым портфелем могут быть различными, он может быть адаптирован практически к любой учебной и неучебной ситуации.
Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проектная технология это эффективный способ развития личности и способ контроля образовательных результатов, который является средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект позволяет самостоятельно приобретать знания, получать опыт. Учащиеся включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.
Данный подход представляет модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении и развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, не бояться школьного контроля и оценивания, сберечь психофизическое здоровье детей, то необходимо использовать новые способы оценивания образовательных достижений учащихся.