Система оценивания образовательных достижений.
На сегодняшний день в своей работе использую пятибалльную систему оценивания. В связи с этим актуальным становится критериальное оценивание - оценивание по определенным критериям.
Для оценивания качества знаний учащихся применяю несколько видов контроля:
Методы и формы оценивания: самооценивание, взаимооценивание, оценочные листы на уроках, в конце четверти, в течение изучения какой-либо темы.
Использую:
устный контроль (индивидуальный опрос, фронтальный, групповой, взаимоопрос, устные зачеты);
письменный контроль (презентации, сочинение (математические темы), сообщения, рефераты, проекты, доклады, самостоятельные работы, диктант по терминологии, контрольные работы, тесты, графические работы, расчетно-графические работы, комплексные работы, разноуровневые и дифференцированные работы);
творческие работы (составление кроссвордов и сканвордов, тестов, текстов с грамматическими заданиями, текстов с ошибками, олимпиады, магические квадраты, задачи в загадках, задачи в стихах, портфолио и т.д.).
Итоговый контроль в конце четверти проводится в форме контрольных работ, практических работ, расчетно-графических, моделирование геометрических тел, тестов.
В процессе отслеживания веду листы индивидуальных достижений, проанализировав которые, можно получить ответы на различные вопросы: доступно ли был дан учебный материал, интересен ли он был для учащихся. Проанализировав результаты, можно сделать выводы о собственных ошибках, скорректировать деятельность детей, направить ее в творческое русло.
Оценивание может стать полезным, если оно даст информацию, которую учитель и ученики используют как обратную связь для понимания себя и друг друга и для направления преподавания и учения, в которые они вовлечены.
Такое оценивание становится формирующим, если его данные действительно используются, чтобы приспособить преподавание к учебным запросам. Эффективными способами индивидуальной и коллективной работы для гибкого оценивания достижений ученика становятся следующие методы и формы формирующего оценивания:
листы самооценки на уроке, которые играют решающую роль в социальной адаптации ученика, влияют на понимание ими учебных целей, позволяют научить школьника анализировать причины трудностей и способы преодоления их;
Тестирование позволяет проверить знания, обучающихся по широкому спектру вопросов, сокращает временные затраты на проверку знаний, практически исключает субъективизм учителя;
Устный опрос. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний учащихся, побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту усвоения.
промежуточная аттестация (система внутришкольного мониторинга);
итоговая аттестация: ОГЭ, диагностические работы, контрольные работы.
внеурочная деятельность: участие в конкурсах, участие в проектах.
Я считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом и результатом. Оценивание является
процессом, т.к. учитель самостоятельно или совместно с учащимися разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать работу учащихся.
Оценивание также является и результатом, показателем, на сколько полно, правильно усвоены знания,
какие умения приобретены, какие навыки развиты. Несомненно, оценивание может стимулировать
учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, развитие и появляется стремление
В своей работе я использую критериальные модели оценивания:
Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради. Кроме того, критерии оценивания направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных, исключая личностные. Они вносятся и затем отслеживаются в дневник планируемых результатов и всегда доступны учащимся и родителям. Оценивание производиться в баллах, которые затем переводятся в оценку. Например, за каждый правильно решенный пример на сложение натуральных чисел ученик получает один балл, а за верно решенное уравнение три балла. Эти критерии остаются неизменными в течение курса, и очень близки к экзаменационным, что позволяет избежать затруднений не только при оценке работ, но и при подготовке, и сдаче экзаменов.
В практике моей работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку.
Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в дневник планируемых результатов и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА 5 КЛАССА
ПО МАТЕМАТИКЕ
Раздел «Уравнения».
Критерии оценки достижений | Образец заданий | самооценка | max балл | Итоговый балл |
1.Знать понятие «уравнение» | Что такое уравнение? | | 1 | |
2.Знать понятие «решение уравнения» | Объясни, что значит решить уравнение? | | 1 | |
3.Уметь решать уравнения и выполнять проверку | 3 х=24 | | 1 | |
4.Уметь составлять уравнения для заданного корня | Составь уравнение корнем которого будет число 6. | | 1 | |
5.Уметь упрощать выражения. Выносить множитель за скобку | 1) Вычислите : 23 15+15 2)Упростите:6а-а 3а 8 | | 2 | |
6.Уметь решать уравнения, упрощая выражение. | 15х-8х=21 | | 2 | |
7. Уметь составлять буквенные выражения по заданному условию | В классе а мальчиков и девочек на 4 меньше, чем мальчиков. Запишите на математическом языке: число всех учащихся в классе; число девочек в классе. | | 2 | |
8.Уметь составлять математическую модель данной ситуации. | a-количество кошек,b- количество мышек. Составьте математическую модель: мышек в два раза больше, чем кошек. | | 2 | |
Всего 12 баллов
оценка | % | Кол- во баллов | уровень |
«5» | 90-100% | 12-11 | высокий |
«4» | 66-89% | 10-8 | повышенный |
«3» | 50-65% | 7-6 | средний |
«2» | меньше 50% | 5, 4, 3, 2. 1 | ниже среднего |
Итоговая оценка по данному разделу_____________________
Знаки для самооценки
+ знаю и делаю уверенно
? делаю неуверенно
- не овладел
Так разворачивается система критериального оценивания учащихся по математике в нашей школе. Предметом контроля и оценки со стороны учащихся являются: собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления; прогностическая оценка возможности действий; уровень изучения темы; личные достижения в изучении математике.
Оценка устных ответов учащихся по математике:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся», описанными в ФГОС);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике:
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере, правильно выполнено менее половины работы.
Отметка «1» ставится, если: работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Оценка выполнения тестовых заданий
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (50-74%).
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (75-85%).
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (86-100%).
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 50%).
Низкий уровень достижений – не достижение базового уровня. Ученик не способен работать с тестами.