СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания образовательных достижений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается система оценивания образовательных достижений учащихся, письменных и устных ответов учащихся. Представлен пример оценочного листа по теме "Уравнения" в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания образовательных достижений»

Система оценивания образовательных достижений.

На сегодняшний день в своей работе использую пятибалльную систему оценивания. В связи с этим актуальным становится критериальное оценивание - оценивание по определенным критериям.

Для оценивания качества знаний учащихся применяю несколько видов контроля:

  • стартовый (входящая диагностика);

  • текущий, промежуточный;

  • итоговый.

Методы и формы оценивания: самооценивание, взаимооценивание, оценочные листы на уроках, в конце четверти, в течение изучения какой-либо темы.

Использую:

  • устный контроль (индивидуальный опрос, фронтальный, групповой, взаимоопрос, устные зачеты);

  • письменный контроль (презентации, сочинение (математические темы), сообщения, рефераты, проекты, доклады, самостоятельные работы, диктант по терминологии, контрольные работы, тесты, графические работы, расчетно-графические работы, комплексные работы, разноуровневые и дифференцированные работы);

  • творческие работы (составление кроссвордов и сканвордов, тестов, текстов с грамматическими заданиями, текстов с ошибками, олимпиады, магические квадраты, задачи в загадках, задачи в стихах, портфолио и т.д.).

Итоговый контроль в конце четверти проводится в форме контрольных работ, практических работ, расчетно-графических, моделирование геометрических тел, тестов.

В процессе отслеживания веду листы индивидуальных достижений, проанализировав которые, можно получить ответы на различные вопросы: доступно ли был дан учебный материал, интересен ли он был для учащихся. Проанализировав результаты, можно сделать выводы о собственных ошибках, скорректировать деятельность детей, направить ее в творческое русло.

Оценивание может стать полезным, если оно даст информацию, которую учитель и ученики используют как обратную связь для понимания себя и друг друга и для направления преподавания и учения, в которые они вовлечены.

Такое оценивание становится формирующим, если его данные действительно используются, чтобы приспособить преподавание к учебным запросам. Эффективными способами индивидуальной и коллективной работы для гибкого оценивания достижений ученика становятся следующие методы и формы формирующего оценивания:

  • листы самооценки на уроке, которые играют решающую роль в социальной адаптации ученика, влияют на понимание ими учебных целей, позволяют научить школьника анализировать причины трудностей и способы преодоления их;

  • Тестирование позволяет проверить знания, обучающихся по широкому спектру вопросов, сокращает временные затраты на проверку знаний, практически исключает субъективизм учителя;

  • Устный опрос. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний учащихся, побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту усвоения.

  • промежуточная аттестация (система внутришкольного мониторинга);

  • итоговая аттестация: ОГЭ, диагностические работы, контрольные работы.

  • внеурочная деятельность: участие в конкурсах, участие в проектах.

Я считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом и результатом. Оценивание является

процессом, т.к. учитель самостоятельно или совместно с учащимися разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать работу учащихся.

Оценивание также является и результатом, показателем, на сколько полно, правильно усвоены знания,

какие умения приобретены, какие навыки развиты. Несомненно, оценивание может стимулировать

учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, развитие и появляется стремление

В своей работе я использую критериальные модели оценивания:

Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради. Кроме того, критерии оценивания направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных, исключая личностные. Они вносятся и затем отслеживаются в дневник планируемых результатов и всегда доступны учащимся и родителям. Оценивание производиться в баллах, которые затем переводятся в оценку. Например, за каждый правильно решенный пример на сложение натуральных чисел ученик получает один балл, а за верно решенное уравнение три балла. Эти критерии остаются неизменными в течение курса, и очень близки к экзаменационным, что позволяет избежать затруднений не только при оценке работ, но и при подготовке, и сдаче экзаменов.

В практике моей работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку.

Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в дневник планируемых результатов и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА 5 КЛАССА

ПО МАТЕМАТИКЕ

Раздел «Уравнения».

Критерии оценки достижений

Образец заданий

самооценка

max

балл

Итоговый балл

1.Знать понятие «уравнение»

Что такое уравнение?



1


2.Знать понятие «решение уравнения»

Объясни, что значит решить уравнение?


1


3.Уметь решать уравнения и выполнять проверку

3 х=24


1


4.Уметь составлять уравнения для заданного корня

Составь уравнение корнем которого будет число 6.



1


5.Уметь упрощать выражения. Выносить множитель за скобку

1) Вычислите : 23 15+15

2)Упростите:6а-а

8


2




6.Уметь решать уравнения, упрощая выражение.

15х-8х=21


2


7. Уметь составлять буквенные выражения по заданному условию

В классе а мальчиков и девочек на 4 меньше, чем мальчиков. Запишите на математическом языке: число всех учащихся в классе; число девочек в классе.


2


8.Уметь составлять математическую модель данной ситуации.

a-количество кошек,b- количество мышек. Составьте математическую модель: мышек в два раза больше, чем кошек.


2


Всего 12 баллов

оценка

%

Кол- во баллов

уровень

«5»

90-100%

12-11

высокий

«4»

66-89%

10-8

повышенный

«3»

50-65%

7-6

средний

«2»

меньше 50%

5, 4, 3, 2. 1

ниже среднего

Итоговая оценка по данному разделу_____________________

Знаки для самооценки

+ знаю и делаю уверенно

? делаю неуверенно

- не овладел

Так разворачивается система критериального оценивания учащихся по математике в нашей школе. Предметом контроля и оценки со стороны учащихся являются: собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления; прогностическая оценка возможности действий; уровень изучения темы; личные достижения в изучении математике.

Оценка устных ответов учащихся по математике:

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся», описанными в ФГОС);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике:

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);

Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере, правильно выполнено менее половины работы.

Отметка «1» ставится, если: работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Оценка выполнения тестовых заданий

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (50-74%).

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (75-85%).

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (86-100%).

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 50%).

Низкий уровень достижений – не достижение базового уровня. Ученик не способен работать с тестами.