СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания образовательных достижений, учащихся на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания образовательных достижений, учащихся на уроках химии»



МАОУ «Усть-Эгитуйская средняя общеобразовательная школа»


Система оценивания образовательных достижений, учащихся на уроках химии

Бардуева Аяна Батоевна – учитель химии 8-11 классов.


Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой человек объективно вынужден быть личностью более мобильной, информированной, критически и творчески мыслящим, а значит и более мотивирован к самообучению и саморазвитию.

Соответственно контроль результатов обучения является одной из важнейших компонентов процесса обучения предмету «Химия». Для этого на своих уроках я использую критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений, учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Структура системы оценки образовательных достижений, учащихся на уроках химии:

В педагогических измерениях выделяю три уровня результатов образования:

Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.

Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.

Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.

Особенности системы оценивания образовательных достижений:

1.         комплексный подход к оценке результатов образования;

2.         использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

3.         оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

4.         оценка динамики образовательных достижений, обучающихся;

5.         использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;

6.         использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Методы и формы оценивания предметных результатов:

1. Стартовая диагностика. Стартовые («входные») проверочные работы по химии для 9, 11 классов.   

2. Текущее оценивание предметной обученности:

- устный контроль (индивидуальный опрос, фронтальный, групповой, взаимный опрос, устные зачеты);

- письменный контроль (презентации, сообщения, рефераты, доклады, самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, практические работы, комплексные работы, разноуровневые и дифференцированные работы, диктант по терминологии, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки);

- творческие работы (составление кроссвордов и сканвордов, тестов, задачи и примеров с ошибками).

3. Итоговая оценка предметной обученности. Итоговые контрольные работы по химии.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и практические работы и т.п.) становятся: - продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

·       метапредметные диагностические работысоставленные из компетентностных заданий, требующих от ученика познавательных, регулятивных и коммуникативных действий;

·       диагностика результатов личностного развитиякоторая проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.).

Привычная форма письменной контрольной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как:

  • целенаправленное наблюдение;

  • кейсы;

  • контекстные задачи;

  • междисциплинарные экзамены;

  • компетентностно-ориентированные тесты;

  • ситуационные задания;

  • самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);

  • результаты учебных проектов;

  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;

  • портфолио становится главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика;

  • оценивание при участие обучающихся;

  • сотрудничество;

  • оценка процесса;

  • учебные результаты;

  • оценивание умений, способностей, компетенций;

  • оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза;

  • оценивание модуля;

  • формирующее, развивающее оценивание;

  • приоритетность учения;

  • формирующее оценивание.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает, как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся:

  • может помогать учиться на ошибках;

  • может помогать понять, что важно;

  • может помогать понять, что у них получается;

  • может помогать обнаруживать, что они не знают;

  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.