МАОУ «Усть-Эгитуйская средняя общеобразовательная школа»
Система оценивания образовательных достижений, учащихся на уроках химии
Бардуева Аяна Батоевна – учитель химии 8-11 классов.
Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой человек объективно вынужден быть личностью более мобильной, информированной, критически и творчески мыслящим, а значит и более мотивирован к самообучению и саморазвитию.
Соответственно контроль результатов обучения является одной из важнейших компонентов процесса обучения предмету «Химия». Для этого на своих уроках я использую критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений, учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Структура системы оценки образовательных достижений, учащихся на уроках химии:
В педагогических измерениях выделяю три уровня результатов образования:
Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.
Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.
Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.
Особенности системы оценивания образовательных достижений:
1. комплексный подход к оценке результатов образования;
2. использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
3. оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
4. оценка динамики образовательных достижений, обучающихся;
5. использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;
6. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Методы и формы оценивания предметных результатов:
1. Стартовая диагностика. Стартовые («входные») проверочные работы по химии для 9, 11 классов.
2. Текущее оценивание предметной обученности:
- устный контроль (индивидуальный опрос, фронтальный, групповой, взаимный опрос, устные зачеты);
- письменный контроль (презентации, сообщения, рефераты, доклады, самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, практические работы, комплексные работы, разноуровневые и дифференцированные работы, диктант по терминологии, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки);
- творческие работы (составление кроссвордов и сканвордов, тестов, задачи и примеров с ошибками).
3. Итоговая оценка предметной обученности. Итоговые контрольные работы по химии.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и практические работы и т.п.) становятся: - продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
· метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика познавательных, регулятивных и коммуникативных действий;
· диагностика результатов личностного развития, которая проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.).
Привычная форма письменной контрольной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как:
целенаправленное наблюдение;
кейсы;
контекстные задачи;
междисциплинарные экзамены;
компетентностно-ориентированные тесты;
ситуационные задания;
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
результаты учебных проектов;
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;
портфолио становится главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика;
оценивание при участие обучающихся;
сотрудничество;
оценка процесса;
учебные результаты;
оценивание умений, способностей, компетенций;
оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза;
оценивание модуля;
формирующее, развивающее оценивание;
приоритетность учения;
формирующее оценивание.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает, как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся:
может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять, что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.