СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания образовательных достижений обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оценивания образовательных достижений обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания образовательных достижений обучающихся»

Система оценивания образовательных достижений обучающихся


  В примерных ООП основного или среднего общего образования есть пункты 1.3, в которых разработчики ООП описали систему оценки достижения планируемых образовательных результатов обучающихся. Это основные требования, чтобы формировать систему оценки в школе.

Чтобы оценочная деятельность учителя соответствовала ФГОС общего образования, администрация школы обеспечивает единые подходы к содержанию и структуре оценочной деятельности всех учителей и реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы.

Промежуточные образовательные результаты

Например, в ООП основного общего образования представлены образовательные результаты, которых достигнет выпускник 9-го класса. Для понимания, каких результатов достигают учащиеся 5-х, 6-х, 7-х, 8-х классов, педагоги на методических объединениях формулируют промежуточные образовательные результаты и учитывают динамику результатов – то, как эти результаты усложняются у школьника с 5-го по 9-й класс, когда он осваивает образовательную программу.

Промежуточные образовательные результаты учителя включают в рабочие программы, потому что без этих результатов невозможно делать тематическое планирование по ФГОС общего образования.

Предмет оценки – способность ученика решать учебные задачи. А функция оценки сегодня – коррекция технологий обучения. Учитель не только определяет, как лучше объяснить тему на уроке. Цель педагога – организовать деятельность учащихся, чтобы сформировать учебные действия. Это новое и сложное требование ФГОС общего образования и важное изменение в оценочной деятельности.

Предмет оценки – уже не репродуктивная деятельность школьника, как было раньше. Учитель, который работает по ФГОС общего образования, не может спрашивать у обучающегося только воспроизведение материала. Педагог формирует и развивает у школьника сложные учебные действия. С помощью оценки учитель выясняет, как учащийся применяет знания в практической деятельности. При этом необходимо понимать, что понятия не исчезли из обучения. История и обществознание включают сложный понятийный аппарат. Сначала надо узнать о понятии, усвоить, где применять понятие, а потом освоить виды деятельности.

Оценочную деятельность учитель обогащает именно практико-ориентированными заданиями. Это требование системно-деятельностного подхода.


Способы совершенствования промежуточных результатов:

1.  учитель увеличивает степень самостоятельности учеников при достижении результатов;

2. увеличивает самостоятельность обучающихся, когда объединяет несколько умений в одно более сложное умение;

3.  учитель изменяет характер изучаемых объектов или усложняет структуру объектов, увеличивает их функциональные связи или расширяет причинно-следственные и иерархические связи.

4.  усложнить результат за счет изменения способа деятельности. Предыдущий планируемый результат становится частью нового и более сложного результата.

5.  изменить контекст.

6.  увеличить объем и сложность содержания.


ФГОС фиксируют диапазон результатов, нигде не написано, что есть результаты, ниже которых нельзя опускаться. ФГОС не фиксируют минимальный уровень.

Для основного общего образования в примерной ООП два уровня результатов: первый – «Выпускник научится» – результаты для успешного обучения и социализации, их осваивают все школьники; второй – «Выпускник получит возможность научиться» – результаты, которые продемонстрируют отдельные обучающиеся. Это учебные действия и учебный материал повышенной сложности.

В среднем общем образовании четыре группы результатов: «Выпускник научится – базовый уровень»; «Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень»; «Выпускник научится – углубленный уровень»; «Выпускник получит возможность научиться – углубленный уровень». Результаты базового уровня – функциональная грамотность, компетентности для жизни; углубленного уровня – компетентности для профессиональной деятельности.

Результаты базового уровня в 11-м классе входят в блок «Выпускник научится – углубленный уровень». Это уровневый подход к содержанию оценки.

Также используется уровневый подход к интерпретации результатов. Здесь необходимо фиксировать: базовый уровень, уровень ниже базового, уровень выше базового.

  Базовый уровень – учащийся выполняет задания по блоку «Выпускник научится» на опорном материале.

  Уровень ниже базового вы наблюдаете, когда в классе есть ученики, которые приблизились к базовому уровню, но не достигли его. С ними учитель организует индивидуальную работу. Или ученики, которые не могут в настоящее время достичь базового уровня, – им необходимо повторное обучение.

  Уровень выше базового вы наблюдаете, когда ученик выполняет задания повышенной сложности из блока «Выпускник научится» и задания из блока «Выпускник получит возможность научиться».

 

Оценить все результаты (предметные, метапредметные, личностные.) позволяет комплексный подход. Используем весь комплекс процедур: стартовую, текущую, тематическую, промежуточную оценку, методы и формы оценки.

 

«Способы оценки учебных достижений»

 

Оценка учебных достижений

 

По количеству учащихся

По времени проведения

По целям проведения

По форме фиксации результатов

 По методам проверки учителем

- Индивидуальная

- Групповая

- Фронтальная

- Стартовая

- Текущая

- Тематическая

- Промежуточная

- Итоговая (ГИА)

- Диагностическая

- Проверочная

- Контрольная

- Классическая система   урочных отметок

- Зачетная система

- Критериальная

- Лабораторные и практические работы

- Письменный опрос

- Устный опрос

- Диктант

- Творческие работы

- Проекты, наблюдения

- Рефераты

- Взаимопроверка и самопроверка учащихся


В работе использую несколько видов оценки.

Школа начинает оценку образовательных результатов учащихся обязательно со стартовой диагностики, выявляя стартовый потенциал обучающихся. Нельзя оценить на стартовой предметной диагностике метапредметные результаты: читательской грамотности, общелогические приемы, поэтому их диагностируют отдельно (примеры заданий есть на сайте МЦКО).

Текущее оценивание носит формирующий характер и развивает самооценку учащегося. Объект текущего оценивания – тематические планируемые результаты. Школьники осмысливают собственный опыт, сравнивают свои результаты, выявляют причины успеха или неуспеха, ищут вместе с учителем ресурсы, которые помогут решить проблемы.

Важно предлагать учащимся комплексные задания. Если педагог организует только репродуктивное обучение, то разрабатывает для учеников тесты, которые проверяют одно умение. Комплексные задания проверяют несколько метапредметных и предметных результатов: освоение понятий, умение планировать деятельность, работать с информацией. Профессионализм учителя сегодня заключается еще и в том, что он находит и предлагает или составляет для школьников комплексные задания.

Тематический контроль и промежуточная аттестация – это нормативно-ориентированное оценивание. Оценка в этом случае ранжирует обучающихся в классе. Оцениваться могут блоки «Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться» на базовом и на повышенном уровнях.

Текущее оценивание – это критериально-ориентированное оценивание. Важно оценить освоение учащимся блока «Выпускник научится». Учитель сравнивает результаты только одного ученика – его динамику по отношению к самому себе. Оценка мотивирует школьника на обучение. Педагог поощряет любую положительную динамику.

Педагог обязательно информирует учащихся и их родителей об особенностях оценки.

Информация включает:

•          список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (текущая; устная, письменная, практика);

•          требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (в том числе значимость отметок за отдельные оценочные процедуры);

•          график контрольных мероприятий.

Открытость образовательных результатов важна для текущей оценки. Ученик и его родители должны понимать, как анализировать образовательные результаты.

Как оценивать метапредметные результаты. Создать универсальную проверочную работу, которая выявляет уровень развития каждого универсального учебного действия (УУД), невозможно. Диагностику метапредметных результатов нужно проводить не реже чем один раз в два года (п. 1.3.2 примерной ООП основного общего образования).

 

УУД

Как проверить

Коммуникативные - индивидуальная коммуникация

Письменная речь -  письменные проверочные работы.

Устная речь – устные формы работ.

Коммуникативные - межличностная коммуникация

Деятельность учащихся в группе сверстников - задания для групповой работы и программы наблюдения.

Регулятивные и межличностные коммуникативные

Наблюдения в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности. Анализируйте, насколько активно школьники участвуют в целеполагании и планировании, распределяют функции и выполняют их в работе, насколько активно контролируют соответствие своей деятельности плану. Посмотрите на инициативность ученика в общении, ориентацию на партнера, согласованность их позиций в общении, лидерские качества учеников.

Познавательные

Наблюдения в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности - способность школьников работать с информационно-коммуникационными технологиями.

Специальные оценочные процедуры в рамках внутришкольного мониторинга, обобщение результатов предметных оценочных процедур.

 

Необходимо уделить особое внимание читательской грамотности. Это приоритетная область, так как читательская грамотность необходима каждому ученику для успешного обучения. Международные исследования PIRLS свидетельствуют, что учащиеся начальных классов из России демонстрируют первые места, а 16-летние ученики оказываются ниже среднего международного уровня.

Задания для оценки читательской грамотности делим на группы:

•          1-я группа – общая ориентация в тексте, поиск и понимание информации (ученики прочитали и поняли, что написано);

•          2-я группа – преобразование и интерпретация информации (учащиеся изучают параграф и его конспектируют);

•          3-я группа – рефлексия по поводу формы и содержания текста (оценка) и применение информации (школьники используют то, что прочитали, чтобы решить задачи, высказать оценочное суждение).

Учитель развивает читательскую грамотность учеников с 4-го по 10-й класс и расширяет тематику, увеличивает объем и усложняет содержание информационных блоков в текстах, изменяет соотношение между заданиями 1–3-й группы.

Документы, которые регламентируют оценочную деятельность учителя:

1.         Список промежуточных планируемых результатов для каждого класса.

В нем учитель указывает содержание (в каком содержательном разделе, теме или на каких элементах содержания) и способы оценки (практическая работа, проектная работа, тестовая работа, работа практикума, эссе и т. п.) для формирования результата.

2.         Примеры инструментария для важных оценочных процедур (письменных работ, практических заданий, тем проектов) с критериями достижения требований ФГОС общего образования и уровней достижения образовательных результатов.

Или инструментарий включает критерии выставления отметок по результатам оценочной процедуры.

3.         Требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию.

При необходимости педагог учитывает значимость отметок за отдельные оценочные процедуры. Правила выставления отметок за промежуточную аттестацию учитель изучает в локальном нормативном акте школы.

4.         График контрольных мероприятий.

График утверждает педагогический совет, а заместитель директора фиксирует в приложении к образовательным программам школы. График администрация и педагоги обязательно доводят до сведения учащихся и их родителей (законных представителей).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!