СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания образовательных успехов учащихся младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оценки  образовательных достижений в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания образовательных успехов учащихся младшего школьного возраста»

Система оценивания образовательных достижений

В моей работе я следую системы оценки, соответствующей ФГОС, в котором содержатся четкие требования к системе оценки достижений планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

А) ориентировать на достижение результата

  • Духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

  • Формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

  • Освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

Б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

В) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.):

1) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

2) метапредметные диагностические работы, составленные из заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).

3)диагностика результатов личностного развития.

Письменные контрольные работы необходимо дополнить такими новыми формами контроля результатов, как:

  • Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам),

  • Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

  • Результаты учебных проектов,

  • Результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Основные направления и функции оценочной деятельности

Основным направлением оценочной деятельности в образовательном учреждении является оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Основными функциями системы оценки являются:

• ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО;

• обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование системы образования на основании полученной информации о достижении обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО.

Основным объектом итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают все три группы планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО (личностные, метапредметные и предметные), составляющие содержание блоков «Выпускник научится» (базовый уровень) и «Выпускник получит возможность научиться» (повышенный уровень) для каждой учебной программы.

Виды оценивания

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или общеобразовательным учреждением. Внешняя оценка осуществляется как в форме мониторинговых исследований, так и в форме итоговых проверочных работ.

4. Процедура оценивания

Учитель для оценки подготовки обучающихся использует стартовую диагностику, текущее и промежуточное оценивание и итоговую оценку.

Стартовая диагностикаСтартовая диагностика в 1 классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе

Сводная таблица по результатам исследования эмоциональной сферы 1е класса.

Фамилия, имя

Вегетативный

компонент

(энергетический баланс организма)

Эмоциональный

фон

Тревога

Утомление

Напряжение

Стресс

Мотивация

Цыбикова Валерия

компенсируемое состояние усталости

преобладание отрицательных

эмоций

0

3

0

0

высокий уровень мотивации

Эрдынеев Ананда

компенсируемое состояние усталости

преобладание отрицательных

эмоций

5

3

4

0

положительное отношение к школе

Тыхеева Дарина

компенсируемое состояние усталости

преобладание отрицательных

эмоций

0

3

0

0

хорошая школьная мотивация

Тарбаев

Ардан

перевозбуждение

преобладание отрицательных

эмоций

0

0

0

0

высокий уровень мотивации

Ошурков Федя

хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность

преобладание отрицательных

эмоций

4

8

0

0

положительное отношение к школе

Красиков Дима

оптимальная работоспособность

преобладание отрицательных

эмоций

0

0

2

4

положительное отношение к школе

Кагальницкая Софья

компенсируемое состояние усталости

эмоциональное состояние в норме

5

4

0

3

низкая школьная мотивация

Губкин Кирилл

оптимальная работоспособность

эмоциональное состояние в норме

5

2

3

2

низкая школьная мотивация

Попов

Матвей

оптимальная работоспособность

эмоциональное состояние в норме

3

0

0

6

негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Тюров Данил

оптимальная работоспособность

преобладание отрицательных

эмоций

5

0

0

0

высокий уровень мотивации

Алсаева Света

-

-

-

-

-

-

положительное отношение к школе

Бадмаева Мария

компенсируемое состояние усталости

преобладание отрицательных

эмоций

3

4

0

1

высокий уровень мотивации

Шведов Дима

оптимальная работоспособность

преобладание отрицательных

эмоций

3

0

0

1

хорошая школьная мотивация

Давыдов Влад

оптимальная работоспособность

эмоциональное состояние в норме

3

0

4

1

положительное отношение к школе

Симакова Даша

оптимальная работоспособность

преобладание отрицательных

эмоций

3

2

0

0

положительное отношение к школе

Шмидт Дима

оптимальная работоспособность

эмоциональное состояние в норме

0

0

0

1

хорошая школьная мотивация

Доржиев Олег

-

-

-

-

-

-

-

Гомбожапова Виктория

-

-

-

-

-

-

-

Кушнарев Миша

компенсируемое состояние усталости

эмоциональное состояние в норме

0

2

0

0

положительное отношение к школе

Сунграпов Арсалан

оптимальная работоспособность

преобладание отрицательных

эмоций

3

0

6

3

положительное отношение к школе

Багулова Лиза

оптимальная работоспособность

эмоциональное состояние в норме

0

0

0

0

высокий уровень мотивации

Арбалжинова Адиса

оптимальная работоспособность

преобладание отрицательных

эмоций

3

0

0

0

хорошая школьная мотивация

Богатуева Надя

оптимальная работоспособность

эмоциональное состояние в норме

0

2

0

0

высокий уровень мотивации

Рекунова Настя

оптимальная работоспособность

эмоциональное состояние в норме

0

0

0

2

высокий уровень мотивации

Лиза Еманакова

оптимальная работоспособность

преобладание отрицательных

эмоций

0

0

0

0

хорошая школьная мотивация

Кушнарева

Женя

оптимальная работоспособность

преобладание отрицательных

эмоций

0

0

0

0

высокий уровень мотивации

Рычков Аристарх

оптимальная работоспособность

преобладание отрицательных

эмоций

5

0

0

0

положительное отношение к школе

Сукнев Александр

оптимальная работоспособность

эмоциональное состояние в норме

3

0

2

0

негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Туркин Марк

оптимальная работоспособность

преобладание отрицательных

эмоций

0

0

0

0

положительное отношение к школе

Аллахвердиев Онур

перевозбуждение

эмоциональное состояние в норме

3

0

0

6

негативное отношение к школе, школьная дезадаптация



Хроническое переутомление. Истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка.

Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

Оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

Перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Отрицательные эмоции. У ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Положительные эмоции. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности – такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

Хорошая школьная мотивация – такие учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Норма.

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствует себя в школе, чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Низкая школьная мотивация – подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Климат в классе. 79% учащихся высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учатся. Для 14%; учащихся климат класса скорее безразличен, вероятно, у них есть другая группа, где общение для них более значимо. И 7% учащихся оценивают психологический климат в классе как очень плохой.

Интеллектуальный тест –Матрицы Равена (детский вариант).

Задания направлены на:

1. дифференциацию основных элементов структуры и раскрытие связей между ними,

2. идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами,

3. определение целостности предмета с учетом изменяющихся признаков,

4. нахождение аналогии.

Эрдынеев Ананда

-


Доржиев Олег

-


Гомбожапова Виктория

-


Сукнев Александр

-


Аллахвердиев Онур

-


Лиза Еманакова

12

очень низкий уровень

Арбалжинова Адиса

25

средний уровень

Рекунова Настя

28

высокий уровень

Попов

Матвей

29

Тюров Данил

29

Симакова Даша

29

Ошурков Федя

30

Губкин Кирилл

31

Давыдов Влад

31

Шмидт Дима

31

Сунграпов Арсалан

31

Тыхеева Дарина

32

Кагальницкая Софья

32

Алсаева Света

32

Бадмаева Мария

32

Кушнарев Миша

32

Красиков Дима

33

Шведов Дима

33

Кушнарева

Женя

33

Туркин Марк

33

Цыбикова Валерия

34

Багулова Лиза

34

Богатуева Надя

34

Тарбаев

Ардан

35

Рычков Аристарх

35



























и предметной стартовой диагностики. Мониторинг общей готовности проводится совместно со школьным психологом. Для мониторинга общей готовности используются:

  • Беседа для выявления внутренней позиции школьника ;

  • Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека;

  • Методика «Домик» для определения уровня внимания, восприятия и координации;

  • Тест Ю.З. Гильбуха на определение уровня фонематического слуха ();

  • Методика А.Р. Лурия «Заучивание десяти слов» для исследования памяти.

Для проведения предметной стартовой диагностикииспользуется тест из 8 заданий, направленный на выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса; выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.

Текущее оценивание

В текущем оценивании предметом оценки выступают образовательные предметные и метапредметные результаты. Личностные результаты отслеживаются в ходе различных мониторинговых исследований, проводимых психологической службой.

В начальной школе частично используется технология оценивания образовательных достиженийТехнологический пакет, обеспечивающий эту технологию, включает следующие материалы:

  • Таблицы требований и достижений,

  • Дневники школьника ,

  • Сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам,

  • Электронные приложения для обработки данных проверочных работ.

Критерии оценивания предметных результатов связаны с качественными уровнями успешности. Задания в сборниках проверочных и контрольных работ по основным предметампредставлены на трёх уровнях:

  • «Необходимый» (базовый) или репродуктивный (знания-копии) – уровень осознанного восприятия и запоминания, которые внешне проявляются в точном или близком воспроизведении материала. Репродуктивная деятельность осуществляется путем прямого приложения ранее усвоенного способа действия в аналогичной ситуации, по образцу, по алгоритму, по правилу.

  • «Программный» (базовый или повышенный) или продуктивный (знания-умения) – уровень применения знаний в сходной ситуации, выполнение различных заданий, упражнений. Продуктивная деятельность осуществляется на основе преобразования усвоенных ранее знаний в уже известные человечеству способы деятельности.

«Максимальный» (повышенный) или творческий (знания-трансформации) – уровень творческого применения знаний в новой, ранее не знакомой ученику ситуации. При этом учащиеся способны генерировать субъективно новую для них информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Например, решение нетиповых задач, выбор из набора ранее изученных алгоритмов подходящего для решения конкретной творческой задачи.

В 1 классе успешность освоения предметных результатов фиксируется знаками «+» и «-», со 2 класса выставляется отметка по 5-балльной шкале.

Качественная оценка

Пятибалльная система, уровень

1 класс

2 – 4 классы

Не достигнут даже необходимый уровень

0

2, 0

Необходимый уровень (базовый)

+, Б

3, 4, Б

Программный уровень (базовый или повышенный)

+, Б или П

5, Б или П

Максимальный уровень (повышенный)

+, П

5 (дополнительная отметка), П

При оценке результата учитель выставляет отметки за каждое умение, проверяемое в работе, а затем выводит среднюю отметку за всю работу, которая и выставляется в журнал и в дневник в графу «отметка».

Средняя отметка выводится за совокупность продемонстрированных умений, исходя из процента успешно выполненных заданий: «5» - 100%, «4» - 99%-75%, «3» - 74%-50%, «2» -

В диктантах отметка выставляется в зависимости от количества допущенных ошибок: «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-5 ошибок, «2» - больше 5 ошибок. Таким же образом оценивается грамотность в изложении и сочинении.

В словарных диктантах и списываниях «5» ставится за работу без ошибок, «4» - с 1 ошибкой, «3» - с 2-3 ошибками, «2» - с 4 ошибками. Задания максимального уровня оцениваются отдельно и только при успешном выполнении.

Результаты текущего оценивания фиксируются в классном журнале, в таблицах достижений у учителя и в дневнике школьника .

Таблицы достижений заводятся отдельно по 4 основным предметам. Они включают в себя перечень умений, соответствующих планируемым результатам освоения ООП НОО, которыми обучающиеся должны овладеть, освоив программу определённого класса, и фиксацию результата по ним в виде отметки по 5-балльной системе (1 класс в виде знаков «+» и «-») в каждой учебной четверти и за год. Это позволяет учителю видеть продвижение каждого обучающегося, его успехи и неудачи, планировать индивидуальную коррекционную работу.

В текущем оценивании используется и оценка ученика. Самооценка и взаимооценка осуществляются по основным предметам в заданиях необходимого уровня, которые можно проверить по эталону. Успешность выполнения фиксируется знаком «+» или отмечается на линейке достижений. В дневнике школьника предполагается самооценка достижения метапредметной цели, ставящейся на неделю, и самооценка обучающимся проведённого в школе дня и своих успехов за неделю. Работа с таким дневником формирует у детей навык самоконтроля и самооценки.

Оценка УУД

В процедуре текущего оценивания результатов формирования УУД принимают участие учитель и психолог.

Деятельность учителя. У учителя и у обучающихся в дневнике есть таблица достижений по УУД.

Сформированность ряда познавательных и регулятивных УУД можно оценить по результатам выполнения некоторых заданий контрольных работ (предметных и комплексных). Точно так же, как и при оценке предметных умений, учитель сначала определяет, какие метапредметные учебные действия будут оцениваться. Анализируя успешность выполнения заданий контрольных работ, учитель фиксирует уровень овладения УУД знаками «+» и «-» в таблице. В заданиях с открытым ответом можно оценить коммуникативное умение оформлять свою мысль в письменной форме.

На промежуточное оценивание выносятся предметные и метапредметные результаты. Контроль за предметными результатами и уровнем сформированности метапредметных УУД осуществляется в следующей форме и со следующей периодичностью:

Форма

Примерная периодичность

Предметные контрольные работы

(русский язык, математика)

В конце каждого полугодия

Комплексная проверочная работа

(на межпредметной основе)

1-2 раза в год

Контрольная работа по УУД

1-2 раза в год

Работа с текстом

В конце каждого полугодия

Уровень овладения предметными и метапредметными учебными действиями фиксируется в таблицах фиксации, анализа и интерпретации результатов выполнения работ.

Итоговое оценивание

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе. На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать на основе метапредметных действий учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний.

Итоговая оценка формируется на основе следующих результатов:

  • Накопленной в форме «Портфеля достижений» оценки по УУД и по 4 основным учебным предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир);

  • Оценок за выполнение трёх итоговых работ (по русскому языку, математике, комплексной итоговой проверочной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамикуобразовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

Итоговая оценка фиксируется в форме характеристики выпускника начальной школы.

Портфель достижений

Портфель достижений позволяет оптимальным способом организовать накопительную систему оценки обучающегося. Портфель достижений представляет собой сборник работ и результатов обучающегося. Цель формирования такого портфеля – продемонстрировать динамику образовательных достижений обучающегося. Портфель достижений – действенное средство для решения важных педагогических задач. С его помощью можно:

  • Фиксировать достижение планируемых результатов освоения обучающимися ООП НО;

  • Выявлять направления индивидуальной работы с ребёнком с учётом его достижений и проблем в развитии;

  • Накопить материал для аргументированной характеристики выпускника начальной школы.

Портфель достижений ученика начальных классов включает в себя следующие материалы:

  • Выборка детских работ (стартовая предметная диагностика; итоговые контрольные работы за каждый класс по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, УУД; комплексные проверочные работы);

  • Систематизированные материалы наблюдений (таблицы достижений за каждый класс по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, УУД);

  • Материалы, характеризующие достижения обучающегося во внеучебной деятельности (грамоты, дипломы, сертификаты).

В связи с новой технологией оценивания в образовательной системе начальной школы предполагаются новые подходы к оценочной деятельности.

Для начала давайте вспомним всем известное определение отметки.

Отметка -фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы.

Ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания. Осуществлял действия по поиску решения, получал и предоставлял результат.

За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

Новая технология предполагает, что за каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметкаСтавить среднюю оценку за урок бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока ученик демонстрировал разные умения.

Новая технология предполагает право ученика отказаться от отметки при изучении нового материала, так как в процессе овладения знаниями и умениями по теме он имеет право на ошибку.

Но ученик не всегда имеет право отказаться от отметки.

Право отказа от отметки не действует:

- при выполнении заданий по изученным темам;

- на уроках обобщения по изученным темам;

- на контрольных уроках.

За проверочные и контрольные работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Вводится отметка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы. Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. А в тетрадь и в дневник учитель выставляет две отметки: за правильность выполнения учебной задачи и за общее впечатление от работы. Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы: «Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?»

Технология оценивания предполагает, что в контрольных и проверочных работах учитель оценивает каждое задание и выставляет итоговую отметкуОдна задача – одна отметка . Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок.

Ставить среднюю отметку за урок или за всю контрольную работу (из разных заданий) – нецелесообразно. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усреднённой отметке ученик лишается ситуации успеха, а учитель (отдав работу ученику, забыв содержание урока) – лишается информации о том, какие именно типы заданий вызвали у ученика трудности, над чем ему ещё необходимо поработать.

Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

Когда ученик пересдаст соответствующий вид задач, ему выставляется полученная отметка, которая «отменяет» предыдущие, более низкие и только она учитывается при выведении итоговой отметки за четверть, что делает контроль более объективным.

Таблица требований помогает учителю при необходимости дать характеристику продемонстрированного уровня возможностей учащихся.

Таблица требований составляется на основе программных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на конец учебного года и на основе содержания учебного материала.

При этом учитель формирует у учащихся умение определять уровень сложности того или иного задания и соответствие его отметке. Эти вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности учащихся.

Для правильной организации контроля знаний и умений учеников учитель пользуется перечнем обязательных контрольных работ по каждому предмету.

Так, на уроках русского языка в начале первой четверти каждого года обучения проводится стартовая контрольная работа, которая полностью соответствует итоговой контрольной работе за предыдущий класс. За стартовые работы 2 не ставятся.

В конце каждой четверти проводится итоговая контрольная работа. Все остальные контрольные работы являются тематическими.

В конце 4 класса проводится две итоговые контрольные работы. Первая (в апреле) соответствует минимальному уровню требований к знаниям и умениям учащихся. С ней должны справиться все ученики. Вторая (в мае) соответствует программному уровню обученности

В каждой четверти в 3-4 классах проводится по одному контрольному списыванию, тесту обобщающего характера и словарному диктанту.

В помощь учителю в образовательной системе начальной школы разработаны тетради на печатной основе для каждого класса. В них предусмотрены все проверочные работы, тексты контрольных списываний и место для написания диктантов. За каждый из этих видов работ отметка выставляется обязательно. При этом проверочные работы не пересдаются. Пересдачей считается аналогичное задание контрольной работы.

За работы обучающего характера (изложение, сочинение) выставляются только положительные отметки. Самостоятельные работы обучающего характера проводятся на каждом уроке и занимают от 10 до 15 минут. Отметка 2 за самостоятельные работы не ставится На основе отметок за контрольные работы выставляется итоговая отметка – показатель уровня обученности, который ученик продемонстрировал в данной четверти.

Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учётом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определённого периода.

При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокую и повысить свою успеваемость.

Специфика оценивания МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов.

Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

  • Задания по отдельным универсальным учебным действиям;

  • Комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Эти задания, собранные в диагностические работы, могут быть разработаны

А) специалистами РАО (Федеральный институт педагогических измерений) и выпущены издательством «Просвещение»;

Б) авторами ОС на бумажных или электронных носителях;

В) специалистами региональных и муниципальных служб, работающих в сфере образования;

Г) педагогами самого образовательного учреждения (внутренняя оценка, в отличие от предыдущих – внешних оценок).

Дополнительные средства контроля метапредметных и личностных результатов – это - педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего коммуникативных УУД

  • Экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью ученика (учитель, педагог-воспитатель);

  • Самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфеля достижений».

С учётом требований ФГОС в образовательной системе вышли индивидуальные тетради на печатной основе «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» для каждого класса.

Итоговая оценка и итоговая отметка. Определение итоговых результатов.

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по Таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Четвертная оценка:

  • Высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку;

  • Для определения среднего балла должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи;

Наиболее эффективно в конце четверти дать возможность каждому ученику самому высчитать свою четвертную отметку.

Итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём «Портфеле достижений», и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Характеристика выпускника

В характеристике выпускника начальной школы отражаются следующие показатели:

  • Отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;

  • Определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

  • Даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

При характеристике образовательных достижений ученика делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «3», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «4» или «5», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня. Такой обучающийся не может быть переведён на следующую ступень обучения.

Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образованияпринимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании итоговой оценки выпускника. Одновременно рассматривается и утверждается характеристики 



Приложение 1

Экспериментальная беседа по определению внутренней позиции школьника

Ф.И., возраст_________________________________________________

  1. Ты хочешь идти в школу?

(В случае отрицательного ответа спросить:"Почему?")

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

(В случае отрицательного ответа спросить:"Почему?")

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

(В случае отрицательного ответа спросить:"Почему?")

5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

(В случае отрицательного ответа спросить:"Почему?")

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Почему ты хочешь идти в школу?

8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее?

9. Тебе нравятся школьные принадлежности?

10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

11. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

12. В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

Опросы к методике „да и нет"

Ф.И., возраст.

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь слушать сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Тебе нравится гулять в лесу?

5. Ты любишь играть в игрушки?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты любишь играть во дворе с ребятами?

8. Тебе нравится болеть?

9. Ты любишь смотреть телевизор?




Приложение 2



Диагностика готовности к школе по Ю. Гильбух


1. Тест фонематического слуха 
Цель: Определение уровня развития фонематического слуха 
Инструкция: «Давай с тобой задумаем какое-нибудь слово, например, окно. Я буду все-время повторять его. А потом заменю другим словом, например, табуретка. Как только ты услышишь это другое слово, сделай вот так (хлопнуть ладонью по столу). Этим ты укажешь на мою ошибку, а потом назовешь то слово, которое я сказал неправильно. Если я буду все время повторять то слово, которое мы задумали, то в конце ты скажешь, что все правильно». 
Далее называем ребенку по одному любому ряду из каждой контрольной фонемы. Задание с фонемой Р – ознакомительное, оно не оценивается. Остальные три – оцениваются.

Контрольная фонема Р: 
1 ряд: лама, рама 
2 ряд: рампа, лампа 
3 ряд: коробок, колобок 
4 ряд: оклик, окрик

Контрольная фонема С: 
1 ряд: сон, тон 
2 ряд: коса, коза 
3 ряд: рассвет, расцвет 
4 ряд: сытый, шитый

Контрольная фонема Ч: 
1 ряд: чуб, щуп 
2 ряд: чадить, щадить 
3 ряд: чипать, щипать 
4 ряд: почесть, пошесть

Контрольная фонема Г: 
1 ряд: гора, кора 
2 ряд: голос, колос 
3 ряд: граб, краб 
4 ряд: пороги, пороки

Если при обычном темпе проговаривания (1 слово за 1 секунду) ребенок не смог выделить лишнее слово, то задание оставляется, а через 1-2 ряда возвращаемся к нему снова и предъявляем слово в замедленном темпе (1 слово за 1,5 секунды). Таким образом, всего ребенку предъявляется 4 ряда – один на фонему Р (не оценивается), один на фонему С, один на фонему Ч, один на фонему Г. 
Оценка результатов: 
3 балла – все три задания выполнил безукоризненно; 
2 балла – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово при обычном темпе, но не хлопнул вовремя ладонью, а лишнее слово назвал после того как прослушал весь ряд; 
1 балл – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово лишь при повторном предъявлении ряда в замедленном темпе; 
0 баллов – если ребенок хотя бы в одном ряду не смог выделить лишнее слово даже при замедленном предъявлении.

2. Тест словаря. 
Цель: Определение уровня словарного развития. 
Материал: 5 карточек, на каждой по 10 слов: 
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый 
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой 
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий 
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать 
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый

Ход проведения:

I этап: Предъявляем ребенку рассказ: 
Жили были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори. 
Если ребенок не может повторить, еще раз читаем ему рассказ. До тех пор, пока ребенок не повторит весь рассказ правильно. У себя фиксируем сколько потребовалось повторений, чтобы ребенок запомнил рассказ. 
Уровень развития кратковременной памяти определяем по количеству понадобившихся повторений. 
II этап: После того как ребенок повторил весь рассказ правильно, даем второе задание: «Молодец, ты повторил правильно. А теперь подумай и скажи, кто из мальчиков самый высокий?». Если ребенок сразу не может ответить, повторяем: «Коля ниже Пети, Петя ниже Вани.» После того как ответит, задаем второй вопрос: «А кто самый низкий?». Фиксируем каждое повторение, которое понадобилось для того, чтобы ребенок ответил на вопросы. 
Уровень развития способности к умозаключениям определяем по количеству всех повторений, зафиксированных на первом и втором этапах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!