СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школе.  Классификация систем оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школе»

    Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школ е   Воронова М.В.  руководитель МО учителей физики и математики МБОУ»СОШ№10»

Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школ е

Воронова М.В.

руководитель МО учителей

физики и математики

МБОУ»СОШ№10»

Классификация систем оценивания Балльная Бинарная Рейтинговая Весовая Безотметочная Портфолио тестирование

Классификация систем оценивания

  • Балльная
  • Бинарная
  • Рейтинговая
  • Весовая
  • Безотметочная
  • Портфолио
  • тестирование
Балльная система оценивания В образовательной системе России принята к использованию система оценки знаний учащихся, которая определена едиными государственными программами еще в советской школе- пятибалльная система отметок.  Разработаны критерии каждого балла  В отдельных школах России работают по 10-балльной системе

Балльная система оценивания

В образовательной системе России принята к использованию система оценки знаний учащихся, которая определена едиными государственными программами еще в советской школе- пятибалльная система отметок.

Разработаны критерии каждого балла

В отдельных школах России работают по 10-балльной системе

Недостатки 5-бальной системы оценивания:  Субъективный подход учителя: что одна и та же работа, выполненная разными учащимися, учителем оценивает­ся по разному, с разностью в 1-2 балла.  Школьные отметки не учитывают абсолютного уровня знаний. Они не сопоставимы для разных учителей: один учитель очень строг, а другой лоялен, и тем более для разных Отметка является малоинформативной. По отметке нельзя судить о действительном уровне знаний. Дети смутно представляют разницу между «3» и «4»; «5» и «4». Часто происходит «выпрашивание» отметок. Отсроченность оценки: отметки выставляются в журнал  (особенно по письменным предметам) значительно позже. Вывод : В школе для обеспечения психологического комфорта педагогов ставится больше четверок и троек, потом идут пятерки, очень редко двойки.

Недостатки 5-бальной системы оценивания:

  • Субъективный подход учителя: что одна и та же работа, выполненная разными учащимися, учителем оценивает­ся по разному, с разностью в 1-2 балла.
  • Школьные отметки не учитывают абсолютного уровня знаний. Они не сопоставимы для разных учителей: один учитель очень строг, а другой лоялен, и тем более для разных
  • Отметка является малоинформативной. По отметке нельзя судить о действительном уровне знаний.
  • Дети смутно представляют разницу между «3» и «4»; «5» и «4».
  • Часто происходит «выпрашивание» отметок.
  • Отсроченность оценки: отметки выставляются в журнал

(особенно по письменным предметам) значительно позже.

  • Вывод : В школе для обеспечения психологического комфорта

педагогов ставится больше четверок и троек, потом идут пятерки, очень редко двойки.

Содержание пятибалльной системы отметок

( Г.И.Щукина «Педагогика школы)

Оценка «5» ( «отлично») ставится за глубокое понимание программного материала, за умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за логический и литературно правильно построенный ответ, за убедительность и ясность ответа, когда ученик не допускает ошибок.

Оценка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала, однако в ответе допускаются неточности и незначительные ошибки как в содержании, так и форме построения ответа.

Оценка «3» («посредственно») свидетельствует о том, что ученик знает основные, существенные положения учебного материала, но не умеет их разъяснять, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний и форме построения ответа.

Оценка «2» («плохо») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный ответ показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основных положений, допускает существенные ошибки, которые искажают смысл изученного. Он передает информацию, которую запомнил со слов учителя или из учебника, но которая логически не обработана в его сознании, не приведена в систему научных положений, доводов.

Оценка «1» (очень плохо») ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом.

Бинарная система оценивания А) зачет – незачет; Б) правильно – неправильно. В 2003 году Министерство образования Российской Федерации в целях реализации Концепции модернизации российского образования предложило изменить систему оценивания на уроках физической культуры, изобразительного искусства, музыки. Это объяснялось тем, что «данные предметы требуют наличия природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся, и отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры и искусства». Поэтому было рекомендовано переходить на систему «зачет/незачет».

Бинарная система оценивания

А) зачет – незачет; Б) правильно – неправильно.

В 2003 году Министерство образования Российской Федерации в целях реализации Концепции модернизации российского образования предложило изменить систему оценивания на уроках физической культуры, изобразительного искусства, музыки. Это объяснялось тем, что «данные предметы требуют наличия природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся, и отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры и искусства». Поэтому было рекомендовано переходить на систему «зачет/незачет».

Рейтинговая система оценивания (РСО) Оценка знаний в баллах не вызывает стресса у ученика. Глав­ное назначение системы рейтингового контроля знаний — это ранжирование по успешности усвоения изученного ма­териала Примером рейтинговой системы может служить оценивание решений районных и областных олимпиад. Можно предлагать учащимся контрольные работы, в которых каждое задание имеет свой балл. И тогда в классе устанавливается рейтинг по усвоению соответствующей темы. Несмотря на все свои плюсы РСО знаний не получила широкого применения, осо­бенно в школе. Причины: дополнительная нагрузка по регистрации баллов и их обработке, недоста­ток дидактического материала по применению системы на конкретных уроках.

Рейтинговая система оценивания (РСО)

  • Оценка знаний в баллах не вызывает стресса у ученика. Глав­ное назначение системы рейтингового контроля знаний — это ранжирование по успешности усвоения изученного ма­териала
  • Примером рейтинговой системы может служить оценивание решений районных и областных олимпиад.
  • Можно предлагать учащимся контрольные работы, в которых каждое задание имеет свой балл. И тогда в классе устанавливается рейтинг по усвоению соответствующей темы.
  • Несмотря на все свои плюсы РСО знаний не получила широкого применения, осо­бенно в школе. Причины: дополнительная нагрузка по регистрации баллов и их обработке, недоста­ток дидактического материала по применению системы на конкретных уроках.
Весовая система оценивания

Весовая система оценивания

Безотметочноя система оценивания  Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к системе оценивания, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.  Безотметочная система уже основательно закрепилась в начальной школе. Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие Одна из целей безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. По мнению психологов, это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.

Безотметочноя система оценивания

  • Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к системе оценивания, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.
  • Безотметочная система уже основательно закрепилась в начальной школе.
  • Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие
  • Одна из целей безотметочного обучения – сделать оценку учащихся

более содержательной, объективной и дифференцированной.

По мнению психологов, это позволит учителю, во-первых,

не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и,

во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.

Портфолио Портфолио должно представить отчет по про­цессу образования школьника, Традиционное портфолио представляет собой коллек­цию работ, целью которой является демонстрация обра­зовательных достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания, Портфолио позволя­ет решать две задачи: 1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, до­стигнутый им в процессе получения образования, вне срав­нения с достижениями других учеников. 2. Оценить его образовательные достижения и допол­нить (заменить) результаты тестирования и других форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата (как в амери­канской профильной школе). России разра­ботаны следующие типы портфолио: портфолио докумен­тов, портфолио работ, портфолио отзывов. Процедура оценивания портфолио является достаточно сложным процессом и требует вовлечения и учащихся, и учителей, и родителей

Портфолио

  • Портфолио должно представить отчет по про­цессу образования школьника,
  • Традиционное портфолио представляет собой коллек­цию работ, целью которой является демонстрация обра­зовательных достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания,
  • Портфолио позволя­ет решать две задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, до­стигнутый им в процессе получения образования, вне срав­нения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и допол­нить (заменить) результаты тестирования и других форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата (как в амери­канской профильной школе).

  • России разра­ботаны следующие типы портфолио: портфолио докумен­тов, портфолио работ, портфолио отзывов.
  • Процедура оценивания портфолио является достаточно сложным процессом и требует вовлечения и учащихся, и учителей, и родителей
 Тестирование  Достоинства тестовой формы:  за ограниченный проме­жуток времени проверяется большой объем раз­нообразного учебного материала у большой группы испы­туемых;  возможен контроль на необходимом, заранее опреде­ленном уровне; допускается изменение степени трудности вопросов, в качестве вариантов ответа приводятся типич­ные ошибки, встречающиеся на данном уровне;  возможен самоконтроль на предварительном этапе с целью оценки результатов подготовки;  фиксирование внимания учащихся не на формирова­нии ответов, а на осмысливании их сути;  возможность автоматизации процесса проверки ответов;  возможность свести к минимуму субъективное влия­ние преподавателя на результат измерения; |  статистическая оценка результатов контроля, а зна­чит и самого процесса обучения.  возможность проводить тест на всех этапах обучения (ввод­ный и текущий, рубежный и итоговый контроль), что по­зволяет эффективно управлять учебным процессом.

Тестирование

Достоинства тестовой формы:

  • за ограниченный проме­жуток времени проверяется большой объем раз­нообразного учебного материала у большой группы испы­туемых;
  • возможен контроль на необходимом, заранее опреде­ленном уровне; допускается изменение степени трудности вопросов, в качестве вариантов ответа приводятся типич­ные ошибки, встречающиеся на данном уровне;
  • возможен самоконтроль на предварительном этапе с целью оценки результатов подготовки;
  • фиксирование внимания учащихся не на формирова­нии ответов, а на осмысливании их сути;
  • возможность автоматизации процесса проверки ответов;
  • возможность свести к минимуму субъективное влия­ние преподавателя на результат измерения; |
  • статистическая оценка результатов контроля, а зна­чит и самого процесса обучения.
  • возможность проводить тест на всех этапах обучения (ввод­ный и текущий, рубежный и итоговый контроль), что по­зволяет эффективно управлять учебным процессом.
Тестирование Тестовый контроль обладает рядом недостатков:  значительные затраты времени на первичную подго­товку качественных контрольно-измерительных материа­лов (КИМов); большая вероятность выбора ответа наугад; проверка лишь конечных результатов действий, за­труднение со стороны учителя, а чаще невозможность про­следить логику рассуждений учащихся;  категоричность оценки выполнения задания — зада­ние выполнено правильно и полностью, и задание не вы­полнено; разработка учебников, ориентированных на тестовую форму контроля ;

Тестирование

Тестовый контроль обладает рядом недостатков:

  • значительные затраты времени на первичную подго­товку качественных контрольно-измерительных материа­лов (КИМов);
  • большая вероятность выбора ответа наугад;
  • проверка лишь конечных результатов действий, за­труднение со стороны учителя, а чаще невозможность про­следить логику рассуждений учащихся;
  • категоричность оценки выполнения задания — зада­ние выполнено правильно и полностью, и задание не вы­полнено;
  • разработка учебников, ориентированных на тестовую форму контроля ;

"идеальная модель" школьной отметки

  • Оценка должна быть прозрачной, то есть ребенок должен всегда понимать, почему ему поставили три или пять. Учащимся должны быть заранее предъявлены «открытые» требования к оцениванию выполняемых ими заданий или критерии оценивания;
  • Отметки должны восприниматься как совместный результат работы учителя и ученика. Не "ты сделал плохо", а "мы с тобой что-то недоработали".
  • Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.

Оценочная деятельность учителя в рамках ФГОС.  Оценивание является постоянным процессом.  Оценивание может быть только критериальным.  Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.  Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.  В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.  Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

Оценочная деятельность учителя в рамках ФГОС.

  • Оценивание является постоянным процессом.
  • Оценивание может быть только критериальным.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
  • В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

© 2019 2669 13