МОУ Китовская СШ Коровкина Надежда Михайловна – учитель математики
высшей категории
Система оценивания учебных достижений учащихся по математике
Оцениванию в документах стандарта второго поколения уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.
Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся
Различают два вида отметок: внутренняя отметка(формирующая) и внешняя отметка(суммирующая).
Внутренняя отметка устанавливает «обратную связь « между учащимися и степенью успешности достижения им целей обучения (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами).
Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном). Обе формы оценки взаимосвязаны. Часто формирующую оценку игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса обучения.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности.
Цели формирующего оценивания и результаты.
Оценивать опыт и потребности ученика | Ученики имеют широкий опыт, интерес к новой теме. Понимание имеющегося багажа знаний позволяет скорректировать процесс обучения на основе дифференцированного подхода |
Поощрять самодвижение и соотрудничество | Оценивание умения работать самостоятельно и в сотрудничестве позволяет учащимся самим планировать свою деятельность без принуждения, учась на своих ошибках |
Осуществлять мониторинг прогресса учащихся | В результате накопления полезных отзывов и комментариев учитель обращает внимание на слабые стороны учащегося и подтверждает его сильные стороны |
Организация формирующего оценивания.
планирование образовательных результатов по каждой теме, учитывая индивидуально уровень каждого ученика;
определение в рамках программы обучения тем, при изучении которых целесообразно использование листов обратной связи;
контроль, определение индивидуальных достижений каждого учащегося и нет сравнения результатов учащихся
оценивание результатов деятельности, оценка ориентирована на конкретного ученика, выявление пробелов в освоении учащимся содержания образования ,
с целью восполнить их с максимальной эффективностью, показать прогресс в обучении
предъявление учащимся планируемых образовательных результатов,
обратная связь относительно достижений учащегося, анализ;
Оценивается успешность, отдельно каждый вид работы: правильно сделать чертеж, составить ход решения, записать ответ. Это не должно быть отдельной частью урока, а должно пронизывать всю работу. Но оценивать нужно не только результат деятельности, но и прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, самостоятельность.
Здесь помогут приёмы самопроверки и взаимопроверки. Важно научить эталонам самооценки, способам обнаружения ошибок и их исправления
Проблемы и пути их преодоления.
Учащиеся и родители привыкли к контрольным работам. Обсудите с ними критерии оценки и покажите, как вы отслеживаете их прогресс с их помощью.
Отметки могут носить необъективный характер. Используйте формирующее и итоговое оценивание в процессе выставления отметок - их комбинирование дает более точную картину знаний учащегося.
Работа над оцениванием занимает больше времени. Включите оценивание в учебный процесс - каждый вид деятельности может предоставить вам информацию для формирующего оценивания
Принципы осуществления контроля.
1.Градация трудности заданий. Необходимо предложить виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся разной подготовки
2.Свобода выбора заданий. Ученик может выбрать сам уровень трудности задания, осознавая ответственность за результаты деятельности
3.Постепенное накопление учебных достижений. Не надо ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.
Формирующее (текущее оценивание) позволяет ученику и учителю скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты до проведения итоговой работы.
При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.
Формирующее оценивание для обучающихся
может помогать учиться на ошибках; понять, что важно; понять, что у них получается; обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Формы учета знаний: волшебные линеечки, лесенки знаний, лист индивидуальных достижений, диагностические карты, цветовая символика, знаковая символика, жестовая оценка, оценочные листы, недельные отчёты, рейтинг знаний,
портфолио.
Результатами применения формирующего оценивание является:
обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
формирование оценочной самостоятельности учащихся,
формирование адекватной самооценки.
Разработка листа формирующего оценивания по математике для учащихся 5 класса по теме «Проценты».»
Оценочный лист содержания темы «Проценты» (6 часов) по УМК Н.Я.Виленкина 5 класс
Ф.И.ученика(цы)_______________________ ______
Уровни усвоения | Образовательные ресурсы | критерии | Само- оценка ученика | Оценка учителя | Рекомендации уителя |
Воспроизведение | Я могу назвать определение процента. | 1 | | | |
Понимание | Я понимаю смысл термина «проценты»; Могу пояснить, как обратить десятичную дробь в проценты; Как перевести проценты в десятичную дробь. | 2 | | | |
Применение | Я могу определить задачи на проценты 3-х типов: * находить проценты от какой-либо величины; *находить число, если известно несколько его процентов; *находить, сколько процентов одно число составляет от другого. | 3 | | | |
Анализ | Я умею решать задачи всех 3-х типов. | 3 | | | |
Синтез | Я могу предложить подходящую схему для представления текста задачи. | 3 | | | |
Оценка | Я могу самостоятельно составить задачи для каждого типа. Доказать значимость данной темы. | 3 | | | |
| | 15 | | | |
Шкала для перевода баллов в школьную оценку:
Если вы набрали сумму : от 1 до 4 баллов – отметка «2»
От 5 до 8 баллов – отметка «3»
От 9 до 12 баллов – отметка «4»
От 13 до 15 баллов – отметка «5»
Ожидаемые результаты
Готовность учащихся к выполнению контрольной работы.
Умение систематизировать знания по теме «Проценты» с помощью самооценки.
8