ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико- социального сопровождения» « Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант»
Заседание методического объединения классных руководителей
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи:
- закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентирует образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП общего образования, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;
- предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Система оценки результатов опирается на следующие принципы :
дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;
динамичности оценки достижений , предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений
в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.
Программа системы оценки личностных результатов также включает:
перечень личностных результатов,
критериев оценки жизненной компетенции обучающихся,
перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата
Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах:
№
Балл
Характеристика продвижений
1
0 баллов
Нет продвижения
2
1 балл
3
Минимальное продвижение
2 балла
Среднее продвижение
4
3 балла
Значительное продвижение
Программа оценки личностных результатов
Критерий: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину
Параметры оценки
Индикаторы
Владение понятиями гражданско-патриотической направленности
Баллы
- сформированность представлений о символах государства (Флаг, Герб, Гимн России);
- сформированность элементарных представлений о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- сформированность элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина России.
Сформированность навыков гражданского поведения
- способность бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
- сформированность навыков соблюдения прав и обязанностей гражданина России.
Сформированность гражданско- патриотических чувств
- проявление положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
- проявление уважительного отношения к русскому языку как государственному
Программа оценки личностных результатов
Критерий: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов
Параметры оценки
Индикаторы
Сформированность представлений о полиэтническом составе России
Баллы
- наличие начальных представлений о народах России, их единстве и многообразии;
- знание культурных, религиозных традиций, истории и образа жизни представителей народов России.
Сформированность навыков взаимодействия с представителями других национальностей
- проявление толерантного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям;
- проявление уважения к культуре, традициям, религии народов мира.
Программа оценки личностных результатов
Критерий: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Параметры оценки
Индикаторы
Сформированность
Баллы
адекватных представлений
- умение излагать свое мнение и
о себе, своих
аргументировать свою точку зрения;
- умение адекватно выбрать взрослого и
обратиться к нему за помощью, точно
Сформированность
адекватная оценка собственного
возможностях
- поведения и поведения окружающих;
представлений о своих
описать возникшую проблему;
адекватные представления о
нуждах
-адекватные представления об устройстве домашней жизни;
собственном будущем
- умение устанавливать взаимосвязь
природных условий и уклада
собственной жизни в семье и в школе.
Программа оценки личностных результатов
Критерий: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Параметры оценки
Индикаторы
Сформированность
Сформированность
Баллы
навыков получения
- умение использовать доступные
информации
источники и средства получения
-умение использовать готовые алгоритмы
навыков осуществления
деятельности;
разных видов деятельности
информации для решения
коммуникативных, познавательных и
- проявление способности устанавливать
практических задач;
простейшие взаимосвязи и взаимозависимости;
-умение планировать, контролировать
-умение пользоваться в жизни и
деятельности межпредметными знаниями.
свою деятельность;
- умение самостоятельно выполнять
задания, поручения.
Программа оценки личностных результатов
Критерий: овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
Параметры оценки
Индикаторы
Сформированность навыков
Сформированность
Баллы
самообслуживания
- умение пользоваться средствами гигиены;
- умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности;
организационно-
- владение навыками уборки помещений,
мытья посуды, приготовления пищи,
практических умений и
- умение принимать и сохранять цели для решения типовых практических задач;
покупки продуктов и т.д.
навыков
- осознанность действий на основе разных видов инструкций для решения практических задач;
- умение планировать свою деятельность;
- умение применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности(природных, социальных, культурных, технических и др.);
- умение осуществлять поиск необходимой информации из различных источников
для решения различных задач.
Программа оценки личностных результатов
Критерий: владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
Параметры оценки
Индикаторы
Сформированность
Баллы
навыков коммуникации со взрослыми
- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми;
- способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях;
- способность обращаться за помощью.
Сформированность
Владение средствами
навыков коммуникации со
- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками;
- способность применять адекватные
сверстниками
коммуникации
- способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации.
способы поведения в разных ситуациях;
-способность обращаться за помощью.
Программа оценки личностных результатов
Критерий: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Параметры оценки
Индикаторы
Сформированность
- осознание себя в разных социальных ролей: члена семьи, друга, одноклассника и др.;
Владение навыками
представлений о социальных ролях, выполняемых
Баллы
человеком
-знание особенностей поведения людей, исполняющих различные социальные роли;
выполнения социальных
- способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью;
Сформированность
ролей
- адекватность реакций на исполнение социальных ролей другими участниками ситуаций.
представлений оценностях
- знание некоторых общечеловеческих ( базовых) ценностей: совесть, счастье, добро, честь, долг, вера, ответственность, достоинство и т.д.;
общества
- понимание семейных ценностей и уважительное отношение к ним.
Программа оценки личностных результатов
Критерий: принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности
Параметры оценки
Индикаторы
Сформированность
Сформированность
- бережное отношение к школьному
Баллы
социальной роли
обучающегося
имуществу, учебникам;
мотивов учебной
- проявление заинтересованности в посещении школы;
- проявление гордости за школьные успехи и достижения;
- адекватность учебного поведения во
деятельности
- стремление получить положительную
взаимоотношениях с учителем,
учащимися
оценку на уроке;
- успешное выполнение учебных заданий
Программа оценки личностных результатов
Критерий: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Параметры оценки
Индикаторы
Сформированность
- ориентировка в социальных ролях;
Баллы
представлений об
Сформированность
- умение обращаться за помощью и принимать помощь;
навыков коллективного
владение алгоритмами поведения в разных социальных ситуациях.
особенностях поведения в
разных социальных
взаимодействия
- умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
Сформированность
Ситуациях
- умение дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в разных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый/незнакомый и т.п.);
навыков поведения в
- умение договариваться с социальными партнерами;
- проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия;
конфликтных ситуациях
- умение изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных ситуациях.
- умение контролировать и оценивать свои действия и действия партнеров по взаимодействию
Программа оценки личностных результатов
Критерий: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Параметры оценки
Индикаторы
Сформированность
Баллы
эстетических чувств и
- проявление эмоционального отклика на произведения литературы, музыки,
Сформированность
умения выражать прекрасное
понимания прекрасного
живописи и др.;
- стремление и умение создавать прекрасное (делать «красиво»);
- наличие интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- наличие интереса к занятиям художественным творчеством;
в деятельности
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- стремление к опрятному внешнему виду.
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости .
Программа оценки личностных результатов
Критерий: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей
Параметры оценки
Индикаторы
Сформированность
- понимание личной ответственности за
Сформированность
основ морали
Баллы
свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилахповедения в современном обществе;
навыков морально - этического поведения
- умение соотносить собственные
- наличие представлений о добре и зле, должном и недопустимом
поступки и поступки других людей с
принятыми этическими нормами;
- способность давать элементарную
нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- проявление отрицательного отношения к
аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач .
Программа оценки личностных результатов
Критерий: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Параметры оценки
Индикаторы
Сформированность
Баллы
представлений о безопасном,
- знание основных компонентов культуры здоровья и здорового образа жизни;
Сформированность
Сформированность
здоровом образе жизни
- знание правил ЗОЖ.
навыков безопасного и
- владение навыками безопасного и
- осознанное отношение к выбору профессии;
мотивации к труду
здорового образа жизни
бережного поведения в природе и о бществе;
-проявление желания заботиться о своем здоровье;
- проявление уважительного и бережного отношения к людям труда и результатам их деятельности.
-соблюдение правил здорового образа жизни;
-наличие установки на использования здорового питания;
- проявление желания заниматься физической культурой и спортом.
Программа оценки личностных результатов
Критерий: формирование готовности к самостоятельной жизни
Параметры оценки
Индикаторы
Сформированность
- проявление чувства личной ответственности за свои дела и поступки;
Сформированность
личностных качеств,
Баллы
обеспечивающих готовность
- проявление уважения к труду и творчеству старших, младших, сверстников.
навыков самостоятельного
- возможность произвольно включаться в
к самостоятельной жизни
поведения
деятельность, следовать предложенному
плану;
- умение самостоятельно выполнять задания, поручения умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
- адекватность восприятия оценки своей деятельности;
- умение адекватно оценивать результаты своего труда с учетом предложенных критериев;
- умение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.