«Система оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС начального общего образования при безотметочном обучении»
Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А.Сухомлинский.
Одним из основных условий функционирования системы образования является качественная система контроля и оценки знаний. Оценивание оказывает решающее влияние на процесс обучения.
Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе.
Поэтому безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
В первом классе система оценивания является безотметочной, но учитель же постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика.
Организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:
оценивание должно начинаться с первого дня обучения;
при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;
оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке её содержания;
оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;
оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев;
оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения, навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;
оценивание должно проводиться в системе.
Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию.
Я остановлюсь на тех, которые непосредственно применяю в своей работе.
1. Оценочные суждения должны быть построены на поощрении тех шагов, которые удались ребёнку, и обозначении ближайших шагов, которые необходимо сделать. Строя такие суждения, опираюсь на памятку:
выдели то, что должен делать ребёнок;
найди и подчеркни то, что у него получилось;
похвали его за это;
выяви то, не получилось, определи то, на что можно опереться, чтобы получилось;
сформулируй то, что ещё нужно сделать, чтобы получилось, что из этого ребёнок уже умеет (найди этому подтверждение), чему надо научиться, что (кто) ему поможет.
Такие оценочные суждения позволяют показать ученику результат его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Оценочными суждениями фиксируются прежде всего успехи («Твоя работа может служить образцом», «Какие красивые цифры ты написал», «Как быстро ты решил задачу», «Ты очень постарался сегодня» и т.д.).
При этом результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлыми показателями для подтверждения прогресса («Какой сложный пример ты сегодня решил сам»; «Как хорошо ты понял правило, вчера оно вызывало у тебя затруднения. Я вижу, что ты очень хорошо поработал»).
Необходимо отмечать и поощрять малейшее продвижение школьника вперёд, постоянно анализируя причины, которые этому способствуют или мешают. Поэтому, указывая на недостатки в работе, оценочным суждением нужно обязательно определить, на что можно опереться, чтобы в дальнейшем всё удалось. («Ты старался сосчитать быстро, но не всё учел. Вспомни правила сложения с единицей и вычитания единицы. Попробуй сосчитать еще раз, у тебя обязательно получится»).
При указании на недостатки на определённых этапах работы одновременно обязательно отмечаются даже незначительные положительные моменты («Ты порадовал меня тем, что не допустил ни одной ошибки, осталось только приложить усилия и записать примеры красиво»).
2. Поощрения:
мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка, ласковый одобряющий взгляд и др.);
словесные («Умница», «Молодец!», «Отлично!», «Хорошо» «Ты сегодня лучше всех работал», «Мне приятно было читать твою работу», «Я радовалась, когда проверяла тетрадь» и т.п.);
материализованные (поощрительный приз, значок «Лучший математик», «Спасибо за работу», «Друг трудных примеров» и др.);
деятельностные («Ты сегодня выступаешь в роли учителя», «Тебе даётся право выполнить самое трудное задание», «Ты получаешь право писать в волшебной тетради», «Сегодня работу ты будешь выполнять волшебной ручкой», выставка лучших тетрадей).
Поощряются не только успехи в учебной деятельности, но и старание ребёнка (присваивается звание «Самый старательный», вручается приз за участие в конкурсе «Самая аккуратная тетрадь» и др.), взаимоотношения детей в классе (приз «Самой дружной группе», звание «Самый лучший друг»).
В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе, ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
3. «Волшебные линеечки»:
Линеечки – это педагогический инструмент оценки и самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек.
При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальные линеечки, вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться та или иная работа и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т.д.
Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво; в середине, если работа сделана не совсем правильно; внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне.
Использую также прием «Волшебная лесенка», где ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
4.«Светофор»:
оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.
5. «Солнышко»:
При проверке заданий учитель «зажигает лучики»
6. Диагностические карты:
Диагностические карты завожу для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса, сопоставления реально полученных на отдельных этапах результатов в усвоении умений, необходимых для формируемых навыков.
В карту заносятся основные программные требования по математике, которые должен освоить ребёнок в ходе обучения (достижения).
Регулярно отслеживаются успехи в обучении и поступательное развитие всех учеников с начала и до конца учебного года. Первая диагностическая работа (входная) проводится в начале учебного года. Итоги входной диагностики определяют стартовый уровень развития ребёнка до обучения, сигнализируют, какой учебный материал необходимо повторить, какие вопросы требуют специальной проработки с отдельной группой учащихся.
Промежуточная диагностика позволяет учителю оценить надежность усвоения учебного материала. Диагностические карты заполняются учителем и учениками.
Лист индивидуальных достижений заводится на каждого ученика по четвертям, в нем фиксируется продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формирования навыков. Лист заполняется сначала ребёнком, а потом учителем.
Родителю важно знать о проблемах и успехах своего ребёнка, и он вправе получить от учителя нужную ему информацию. А вот как эту информацию донести до родителя, как сделать её доступной его пониманию, зависит от учителя.
В «Листах индивидуальных достижений» фиксируются все маленькие победы и трудности детей при обучении.
7. «Портфолио»:
Это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности. Портфолио должно представить отчет по процессу образования школьника, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника, демонстрирующее его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Для работы привлекаются и родители, которые сотрудничают с педагогом, заполняют анкеты, участвуют в работе по подготовке к проектам, праздникам, экскурсиям. Для того чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, заполняется карта успешности, в которой дети вместе с родителями отслеживают динамику учебной успешности относительно самого ребёнка.
Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам анализируются по отдельным знаниям и умениям.
Критерии определения уровня овладения знаниями и умениями:
- очень высокий уровень(ОВУ) - 95-100% выполнения;
- высокий уровень(ВУ) - 75-94% выполнения;
- средний уровень(СУ) - 50-74% выполнения;
- ниже среднего уровень (НСУ)- 30-49% выполнения;
- низкий уровень(НУ) - менее 30% выполнения.
Результаты анализа работ каждого учащегося оформляются на листе и доводятся до сведения родителей учащихся.
Практическая значимость безотметочного оценивания состоит в том, что:
Повышается уровень профессионализма учителей начальной школы в формировании умений самоорганизации младших школьников.
Повышается уровень сознательности, самостоятельности и активности младших школьников в учебной деятельности.
Повышается качество уровня обученности младших школьников, уровень воспитанности.
Формируется контрольно-оценочная деятельность школьников.
Сохраняется и укрепляется их физическое и социально-психологическое здоровье.
Подготовила Магомедова П.М.