СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС НОО при безотметочном обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оценивания достижений планируемых результатов при безотметочном обучении в 1-2 классах

Просмотр содержимого документа
«Система оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС НОО при безотметочном обучении»

Система оценки

достижения планируемых результатов при реализации ФГОС НОО

при

безотметочном обучении.





Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В.А.Сухомлинский. 

Одним из основных условий функционирования системы образования является  качественная система контроля и оценки знаний. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку оценивание оказывает решающее влияние на процесс обучения.

Система оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания». (СЛАЙД 2)

К примеру Галина Цукерман пишет, что «действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт».
Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. 
Поэтому безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. 
Безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности, отражает качественный результат процесса обучения, предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений и индивидуальную траекторию развития. 

Под безотметочным обучением понимается такое обучение, при котором ребенок учится самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть выращивается оценочная самостоятельность ребенка.

Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.

Функции безотметочного оценивания в начальном образовании. (СЛАЙД 4)

Здоровьесберегающаяопирается на технологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса. Обучение оценочной деятельности происходит через личностную поддержку ребенка.

Психологическаясвязана с развитием адекватной самооценки ребенка, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника.

Динамическая связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности, с присвоением коэффициента эффективности обучения, который реализует индивидуальный подход в образовании и состоит в том, что оценивается сегодняшнее достижение ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера.

При использовании безотметочной системы важно уви­деть рост каждого ученика, его умение работать в классе и самостоятельно.



Возможность для самооценивания мы предоставляем детям уже с первых дней обучения. Выполнив задание по математике, письму, ребенок оценивает красоту получившегося узора, правильность написания элементов букв и т.д., для чего на полях тетради напротив нужной строки дети ставят знаки (СЛАЙД 5)

! (работа выполнена красиво, аккуратно)

+ (допущены ошибки)

- (много ошибок, работа выполнена небрежно)



Во время проверки работы учитель может либо согласиться и обвести кружком этот знак, либо не согласиться и поставить свой знак.
Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской.

Если самооценка ученика совпадает с учительской оценкой, то таких детей педагог хвалит. Эти дети уже умеют делать важное дело – адекватно оценивать себя сами. 
Особую осторожность вызывает та группа детей, которые обладают заниженной самооценкой. К такому ребёнку следует проявлять особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере в первые дни занятий), исправляя ошибки, акцентировать только успехи, вселяя уверенность. Слова-напутствия учителя: «Пожалуйста, будь к себе подобрее». 
Ученики с завышенной самооценкой нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания или в маленьком учительском тренинге. Например, как бы ты оценил работу, в которой допущено 3 ошибки? Ни одной ошибки? 


Существуют различные приёмы безотметочного оценивания знаний и умений: (СЛАЙД 6)
• Волшебные линеечки 
• Словесное оценивание 
• Знаковая символика 
• «Лесенка» 
• «Солнышко» 
• «Подъём в гору» 
• «Дерево» 
• Карта достижений 
• Портфолио 

«Волшебные линеечки» подробно описаны в книге «Оценка без отметки» Галины Анатольевны Цукерман. (СЛАЙД 7)

Это отрезок, разделённый на высокий, средний или нижний уровни, который может быть расположен горизонтально или вертикально. Крайняя правая или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу. «Линеечка» может содержать несколько шкал: правильность, аккуратность, красота, пропуск букв и т.п. На полях тетради ученик рисует «линеечку» и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. При проверке тетрадей учитель ставит крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. 
На начальном этапе желательно задавать только один критерий. 
Словесное оценивание 
В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами: 

  • Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой. 

  • Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением. 

  • Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение. 

  • Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком. 

  • Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями, стремлением. 

  • Слова , которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Тебя было приятно слушать!»

  • Фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха: «Ты можешь сделать лучше», «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно» 

    Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение». 
    Знаковая символика 
    « ! » - отлично выполнил 
    «+» - хорошо 
    «?» - есть затруднения 
    «-» - не справился с работой 

    Оценочная лесенка 

    1.Работа получилась! 
    2.Получилась часть работы. 
    3.Работа не получилась… 

    «Солнышко» 
    В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе.

  • При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.

    «Подъём в гору» 
    Для отслеживания динамики развития техники чтения (критерий – скорочтение) используется график в координатной плоскости, где ось абсцисс – дата проверки, ось ординат – количество прочитанных слов за единицу времени (мин) 
    «Дерево» 
    У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево: 
    плоды –всё получилось; 
    цветок – получилось почти все; 
    зеленый листик – не все получилось, но я старался; 
    желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать. 

    Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов индивидуальных достижений». (СЛАЙД 8)

Это позволяет отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются после проведения самостоятельных и контрольных работ. (СЛАЙД 9)



Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности. Портфолио должно представить отчет по про­цессу образования школьника, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отсле­живание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его спо­собности практически применять приобретенные знания и умения.

Функции портфолио (Т.Г. Новикова) (СЛАЙД 10)

• Диагностическая — фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

• Целеполагания — поддерживает учебные цели.

• Мотивационная — поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.

• Содержательная — раскрывает весь спектр выполня­емых работ.

• Развивающая — обеспечивает непрерывность процес­са обучения от года к году.

• Рейтинговая — показывает диапазон навыков и уме­ний.
 

Не надо забывать о «Правилах оценочной безопасности»

- Не скупимся на похвалу.

- Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.

- «На ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности   и закрепиться на нем.

- Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»

- «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему  то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

- Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

- Не высмеиваем, а шутим по - доброму.

- Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.



При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.( СЛАЙД 11)
Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников и учителя, нейтрализует детскую тревожность, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся и учителей.

Решение проблемы оценивания достижений учащихся начальной школы тесно связано с формированием контроля и самоконтроля, с обучением самооценке.

При переходе на безотметочное обучение необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки. Речь идет о качественно новом обучении в начальных классах - педагогическом процессе с оценочным компонентом.

С самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенсвующемуся, умеющему учиться /Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. - М.: Русская энциклопедия, 1998/.

Поэтому наша задача - последовательно, системно вести работу по обучению детей умению оценивать результаты своей учебной деятельности.

Работа по формированию у учащихся самооценки начинается во время занятий в течение первых десяти дней сентября в 1 классе. Дети учатся пользоваться оценочной шкалой («волшебные линеечки»). Они оценивают себя по предварительно проверенной учителем работе. Если ошибок нет, ставят крестик на самом верху оценочной линеечки, если одна ошибка, на 1 клетку ниже и т.д. Чем выше положения крестика, тем выше уровень выполнения заданий. Ученики совместно с учителем оценивают свое умение не единожды, а несколько раз, по мере обучения. Урок я начинаю с определения обучающимися темы, цели, говорим о том ,чему должны научиться на уроке. В конце каждого урока провожу рефлексию. Дети определяют: «Что я знаю и умею».

Что позволяет такой способ оценивания. Ребенок видит успехи и пробелы в знаниях. Определив свое незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Это необходимо для мотивационного обучения, так как ребенок умеет сам определять качество собственных знаний: что ему удается, какие пробелы в знаниях следует восполнить. У ребенка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе. А это формирует способность к самостоятельности в учении.

У учащихся формируется навык самоконтроля и самооценки. А конечная оценка результата дает возможность самому ребенку определять качество и успешность своего продвижения.

Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию.

Предлагаемый способ оценивания показывает ученику его продвижение вперед, позволяет сделать оценку работы оптимистичной, закрепить уверенность в своих возможностях. А уверенность в успехе рождает интерес у ребенка к учению, стремление к познанию.

Итак, функцией самооценки и самоконтроля является определение учеником границы своего знания - незнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения.

Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности и личностного развития учащихся.

Таким образом, содержательная оценка необходима для того, чтобы сформировать и развить оценочную деятельность у детей и сделать педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Это условие и результат сотрудничества между учителем и учащимися, закрепление взаимопонимания и взаимодоверия.