Система оценки
достижения планируемых результатов при реализации ФГОС НОО
при
безотметочном обучении.
Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А.Сухомлинский.
Одним из основных условий функционирования системы образования является качественная система контроля и оценки знаний. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку оценивание оказывает решающее влияние на процесс обучения.
Система оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания». (СЛАЙД 2)
К примеру Галина Цукерман пишет, что «действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт».
Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе.
Поэтому безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия.
Безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности, отражает качественный результат процесса обучения, предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений и индивидуальную траекторию развития.
Под безотметочным обучением понимается такое обучение, при котором ребенок учится самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть выращивается оценочная самостоятельность ребенка.
Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.
Функции безотметочного оценивания в начальном образовании. (СЛАЙД 4)
Здоровьесберегающая — опирается на технологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса. Обучение оценочной деятельности происходит через личностную поддержку ребенка.
Психологическая — связана с развитием адекватной самооценки ребенка, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника.
Динамическая — связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности, с присвоением коэффициента эффективности обучения, который реализует индивидуальный подход в образовании и состоит в том, что оценивается сегодняшнее достижение ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера.
При использовании безотметочной системы важно увидеть рост каждого ученика, его умение работать в классе и самостоятельно.
Возможность для самооценивания мы предоставляем детям уже с первых дней обучения. Выполнив задание по математике, письму, ребенок оценивает красоту получившегося узора, правильность написания элементов букв и т.д., для чего на полях тетради напротив нужной строки дети ставят знаки (СЛАЙД 5)
! (работа выполнена красиво, аккуратно)
+ (допущены ошибки)
- (много ошибок, работа выполнена небрежно)
Во время проверки работы учитель может либо согласиться и обвести кружком этот знак, либо не согласиться и поставить свой знак.
Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской.
Если самооценка ученика совпадает с учительской оценкой, то таких детей педагог хвалит. Эти дети уже умеют делать важное дело – адекватно оценивать себя сами.
Особую осторожность вызывает та группа детей, которые обладают заниженной самооценкой. К такому ребёнку следует проявлять особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере в первые дни занятий), исправляя ошибки, акцентировать только успехи, вселяя уверенность. Слова-напутствия учителя: «Пожалуйста, будь к себе подобрее».
Ученики с завышенной самооценкой нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания или в маленьком учительском тренинге. Например, как бы ты оценил работу, в которой допущено 3 ошибки? Ни одной ошибки?
Существуют различные приёмы безотметочного оценивания знаний и умений: (СЛАЙД 6)
• Волшебные линеечки
• Словесное оценивание
• Знаковая символика
• «Лесенка»
• «Солнышко»
• «Подъём в гору»
• «Дерево»
• Карта достижений
• Портфолио
«Волшебные линеечки» подробно описаны в книге «Оценка без отметки» Галины Анатольевны Цукерман. (СЛАЙД 7)
Это отрезок, разделённый на высокий, средний или нижний уровни, который может быть расположен горизонтально или вертикально. Крайняя правая или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу. «Линеечка» может содержать несколько шкал: правильность, аккуратность, красота, пропуск букв и т.п. На полях тетради ученик рисует «линеечку» и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. При проверке тетрадей учитель ставит крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться.
На начальном этапе желательно задавать только один критерий.
Словесное оценивание
В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами:
Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.
Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением.
Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение.
Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.
Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями, стремлением.
Слова , которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Тебя было приятно слушать!»
Фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха: «Ты можешь сделать лучше», «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно»
Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение».
Знаковая символика
« ! » - отлично выполнил
«+» - хорошо
«?» - есть затруднения
«-» - не справился с работой
Оценочная лесенка
1.Работа получилась!
2.Получилась часть работы.
3.Работа не получилась…
«Солнышко»
В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе.
При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.
«Подъём в гору»
Для отслеживания динамики развития техники чтения (критерий – скорочтение) используется график в координатной плоскости, где ось абсцисс – дата проверки, ось ординат – количество прочитанных слов за единицу времени (мин)
«Дерево»
У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево:
плоды –всё получилось;
цветок – получилось почти все;
зеленый листик – не все получилось, но я старался;
желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать.
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов индивидуальных достижений». (СЛАЙД 8)
Это позволяет отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются после проведения самостоятельных и контрольных работ. (СЛАЙД 9)
Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности. Портфолио должно представить отчет по процессу образования школьника, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Функции портфолио (Т.Г. Новикова) (СЛАЙД 10)
• Диагностическая — фиксирует изменения и рост за определенный период времени.
• Целеполагания — поддерживает учебные цели.
• Мотивационная — поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.
• Содержательная — раскрывает весь спектр выполняемых работ.
• Развивающая — обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
• Рейтинговая — показывает диапазон навыков и умений.
Не надо забывать о «Правилах оценочной безопасности»
- Не скупимся на похвалу.
- Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
- «На ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
- Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»
- «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
- Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
- Не высмеиваем, а шутим по - доброму.
- Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.( СЛАЙД 11)
Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников и учителя, нейтрализует детскую тревожность, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся и учителей.
Решение проблемы оценивания достижений учащихся начальной школы тесно связано с формированием контроля и самоконтроля, с обучением самооценке.
При переходе на безотметочное обучение необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки. Речь идет о качественно новом обучении в начальных классах - педагогическом процессе с оценочным компонентом.
С самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенсвующемуся, умеющему учиться /Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. - М.: Русская энциклопедия, 1998/.
Поэтому наша задача - последовательно, системно вести работу по обучению детей умению оценивать результаты своей учебной деятельности.
Работа по формированию у учащихся самооценки начинается во время занятий в течение первых десяти дней сентября в 1 классе. Дети учатся пользоваться оценочной шкалой («волшебные линеечки»). Они оценивают себя по предварительно проверенной учителем работе. Если ошибок нет, ставят крестик на самом верху оценочной линеечки, если одна ошибка, на 1 клетку ниже и т.д. Чем выше положения крестика, тем выше уровень выполнения заданий. Ученики совместно с учителем оценивают свое умение не единожды, а несколько раз, по мере обучения. Урок я начинаю с определения обучающимися темы, цели, говорим о том ,чему должны научиться на уроке. В конце каждого урока провожу рефлексию. Дети определяют: «Что я знаю и умею».
Что позволяет такой способ оценивания. Ребенок видит успехи и пробелы в знаниях. Определив свое незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Это необходимо для мотивационного обучения, так как ребенок умеет сам определять качество собственных знаний: что ему удается, какие пробелы в знаниях следует восполнить. У ребенка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе. А это формирует способность к самостоятельности в учении.
У учащихся формируется навык самоконтроля и самооценки. А конечная оценка результата дает возможность самому ребенку определять качество и успешность своего продвижения.
Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию.
Предлагаемый способ оценивания показывает ученику его продвижение вперед, позволяет сделать оценку работы оптимистичной, закрепить уверенность в своих возможностях. А уверенность в успехе рождает интерес у ребенка к учению, стремление к познанию.
Итак, функцией самооценки и самоконтроля является определение учеником границы своего знания - незнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения.
Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности и личностного развития учащихся.
Таким образом, содержательная оценка необходима для того, чтобы сформировать и развить оценочную деятельность у детей и сделать педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Это условие и результат сотрудничества между учителем и учащимися, закрепление взаимопонимания и взаимодоверия.