Система оценки достижения планируемых результатов в основной школе
Ключевые понятия
- Система оценивания образовательных результатов – механизм контрольно – диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и самостоятельного определения этой успешности учениками
- Оценивание – процесс определения, сбора, накопления и анализа данных, используемых для оценки достижения результатов учебной деятельности
Ключевые понятия
Оценка – определение степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям
Отметка – количественное выражение оценки
Методы оценки – способы, с помощью которых определяется результативность учебно – познавательной деятельности обучающихся
Нормативно-правовая основа системы оценки на уровне основного общего образования
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» (статьи 58, 59, 95)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(пункт 18.1.3. - требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП )
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП должна
Определять
Описывать
Ориентировать
Обеспечивать
Объект, содержание оценки, критерии, процедуры, состав инструментария, формы представления результатов
На духовно-нравственное развитие обучающихся, реализацию требований к результатам освоения ООП
Основные направления и цели оценочной деятельности
Комплексный подход и оценку динамики индивидуальных достижений
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП должна
Предусматривать
Включать описание
Позволять
Использование разнообразных методов и форм
Использовать результаты итоговой оценки выпускников при оценке деятельности ОО, педагогов
Организации и содержания ГИА обучающихся
Организации и содержания промежуточной аттестации, итоговой оценки по предметам, не выносимым на ГИА
Организации, критериев оценки проектной деятельности
Направления оценочной деятельности
- Оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их итоговой аттестации
- Оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур
- Оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных результатов
Требования ФГОС ООО
Итоговые планируемые результаты освоения ПООП ООО
Промежуточные планируемые результаты детализируются в рабочих программах
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи
Комплексный подход к оценке образовательных результатов
Три группы результатов
Метапредметные
Предметные
Личностные
Комплекс оценочных процедур
Разнообразие методов и форм оценки
Стандартизированные, практические работы, проекты, самооценка
Оценка динамики достижений
Итоговая оценка
Уровневый подход к оценке образовательных результатов
- К содержанию оценки на уровне основного общего образования
Выделение блоков: «Выпускник научится» и
«Выпускник получит возможность научиться»
- К представлению и интерпретации результатов
Фиксация различных уровней подготовки: базового, выше базового и ниже базового.
Достижение базового уровня – на основе выполнения заданий базового уровня, которые оценивают результаты из блока «Выпускник научится»
Оценка личностных результатов
Предмет оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации
(не выносятся на итоговую оценку)
Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования
Внутришкольный мониторинг
Общепринятые методики психолого-педагогической диагностики
Ежедневные наблюдения в ходе уроков и внеурочной деятельности
Обобщаются и представляются в виде характеристики
(форма определяется ОО)
Результаты используются только в виде анонимных данных
Оценка метапредметных результатов
Оценка достижения планируемых результатов освоения ООП, представленных в примерной программе развития УУД
Познавательные УУД
Внутренний мониторинг, осуществляемый администрацией ОО
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Оценка смыслового чтения
Письменные измерительные материалы
Оценка познавательных УУД
Оценка ИКТ-компетентности
Практическая работа на компьютере
Оценка сформированности коммуникативных и регулятивных УУД
Наблюдения за ходом выполнения проектов и исследований
Оценка предметных результатов
Оценка достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам
Промежуточные планируемые результаты
Итоговые планируемые результаты
Итоговая оценка
Текущая оценка
Учитель
Тематическая оценка
Государственная итоговая аттестация
Промежуточная оценка
Администрация
Внутренний мониторинг
Средства оценки
Учебные задания (решение учебно-познавательных и учебно-практических задач)
Компетентностно-ориентированные задания
Комплексные задания
Контрольно-оценочная деятельность учителя
Описание особенностей оценки по предмету (приложение к образовательной программе)
- Список планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки
- Требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учетом значимости отметок за отдельные оценочные процедуры)
- График контрольных мероприятий
Организация и содержание оценочных процедур
Стартовая диагностика
Оценка готовности к обучению на уровне ООО
Оценка индивидуального продвижения в освоении учебной программы
Текущая оценка
Тематическая оценка
Оценка уровня достижения промежуточных планируемых результатов по предмету
Процедура аттестации в конце каждой четверти и в конце учебного года по каждому предмету
Промежуточная оценка
Итоговая оценка
Процедура аттестации по завершении освоения основной образовательной программы
Оценка уровня достижения предметных, метапредметных, части личностных результатов
Внутренний мониторинг
Стартовая диагностика
Диагностика готовности к изучению отдельных предметов
Диагностика освоения метапредметных результатов
Структура мотивации
Владение познавательными УУД
Учитель в начале изучения предметного курса (раздела)
Администрация в начале 5 класса
Индивидуализация учебной деятельности
Корректировка учебных программ
Текущая оценка
Объект – сформированность метапредметных результатов
Объект – промежуточные предметные планируемые результаты
Формирующая, т.е. поддерживающая усилия обучающегося
Диагностическая, способствующая выявлению и осознанию учителем и обучающимся проблем
Устные и письменные опросы
Учебные проекты и исследования
Практические и творческие работы
Индивидуальные и групповые формы оценки
Основа для индивидуализации учебной деятельности и корректировки индивидуального учебного плана
Тематическая оценка
Объект – промежуточные предметные планируемые результаты
Объект – сформированность метапредметных результатов
В ходе изучения темы
В конце изучения темы
Основа для индивидуализации учебной деятельности и корректировки индивидуального учебного плана
Промежуточная аттестация
Основа промежуточной аттестации
Результаты выполнения тематических проверочных работ
Результаты накопленной оценки
Оценка достижения планируемых результатов на уровне не ниже базового – основание для перевода в следующий класс и для допуска к государственной итоговой аттестации
Порядок проведения регламентируется Законом
«Об образовании в РФ» (ст.58) и локальным нормативным актом образовательной организации
Государственная итоговая аттестация
Обязательная процедура, завершающая освоение основной образовательной программы основного общего образования
Порядок проведения устанавливается Федеральным Законом
«Об образовании в РФ» (ст.59)и Приказом Министерства просвещения РФ
В форме ОГЭ
По обязательным учебным предметам
КИМы разрабатываются на основании планируемых результатов обучения
По предметам по выбору
Условия допуска к ГИА
Выполнение в полном объеме учебного плана
Итоговая оценка по предметам
Результаты внутренней оценки
Результаты внешней оценки
Предметные результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки
Результаты выполнения итоговой работы по предмету
Результаты ГИА
Фиксируется в документе об уровне образования государственного образца – аттестате об основном общем образовании
Итоговая оценка по междисциплинарным программам
На основе результатов внутришкольного мониторинга
Фиксируется в характеристике обучающегося
Отмечаются образовательные достижения обучающегося
Предоставляются рекомендации к выбору индивидуальной образовательной траектории
Этапы разработки системы внутренней оценки достижения предметного результата образования
- 1 этап. Конкретизация планируемых результатов по годам обучения
- 2 этап. Определение содержания итоговой оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся
- 3 этап. Разработка инструментария для итоговой оценки
- 4 этап. Определение содержания и контрольно-оценочных процедур для текущей оценки
- 5 этап. Разработка инструментария для текущей оценки
Свинья не прибавляет в весе от того, что ее часто взвешивают
Английская поговорка
Но если свинья прибавляет в весе, то доказать это без взвешивания весьма затруднительно
Из наблюдений животноводов
Система оценки необходима для обслуживания системы образования, но не наоборот