СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценки качества знаний на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Одна из основных инновационной оценочной деятельности является овладение школьником оценочными умениями, что позволяет ему быть подлинным субъектом оценочной деятельности и овладеть соответствующими действиями самостоятельно, без вмешательства учителя.

    Таким образом, в современных условиях от учителя требуется использование инновационных способов оценивания достижений обучающихся, предоставление учащимся возможности для проявления необходимых умений и ключевых компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Система оценки качества знаний на уроках иностранного языка»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

городского округа город Михайловка Волгоградской области»





Система оценки качества знаний

на уроках иностранного языка





Подготовлено:

учителем английского языка

Прасол Е.В.

























2021-2022 учебный год

Новые подходы к оцениванию образовательных результатов как фактор достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС


Потребность в объективной оценке результатов труда – необходимое условие успешности любой деятельности человека, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее оценить ее. Системе точного и качественного оценивания принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом. Главная функция оценочной деятельности – повышение качества образования.

     Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования.   Система оценивания – это естественный внутренний механизм саморегуляции образовательного процесса. Становится очевидным, что субъективизм при оценивании крайне отрицательно влияет на успешность образовательного процесса.

Основные особенности системы оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС:

  • Планируемые результаты – содержательная и критериальная основа обучения и оценки.

  • Оценка предметных, метапредметных, личностных результатов.

  • Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

  • Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.).

  • Проектная деятельность как элемент итоговой оценки.

  • Оценка динамики учебных достижений.

  • Введение мониторинговых исследований на разных уровнях (сбор контекстной информации, использование неперсонифицированных данных и др.

Второй составляющей инновационной оценочной деятельности является введение правил технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, где технология оценивания рассматривается как технология действия в ситуациях оценивания, которая описывается в виде правил действия для каждого вида случаев:

«Что оценивать?» – оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.

«Кто оценивает?» – учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик может аргументированно оспорить выставленную отметку.

«Когда оценивать?» – за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка; за задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право её пересдать.

Одна из основных инновационной оценочной деятельности является овладение школьником оценочными умениями (рефлексией), что позволяет ему быть подлинным субъектом оценочной деятельности и овладеть соответствующими действиями самостоятельно, без вмешательства учителя. Оценка себя как субъекта деятельности есть, по существу, определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности.

В инновационном обучении используются различные способы оценивания:

1. Оценка деятельности учащихся в проекте (в новом Стандарте одно из важнейших мест занимает выполнение учащимися учебного проекта);

 2. Оценка умения работать с различными поисковыми системами;

3. Оценка умения работать с информацией;

4. Оценка умения представлять информацию;

5. Оценка умений и навыков учащегося в форме «Портфолио»;

6. Оценка собственных образовательных результатов – эссе;

7. Самооценка учащегося – рефлексия.

Таким образом, в современных условиях от учителя требуется использование инновационных способов оценивания достижений обучающихся, предоставление учащимся возможности для проявления необходимых умений и ключевых компетенций.


Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.

Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.

Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года. По учебным модулям регулярно (по мере окончания их изучения) проводится контроль и осуществляется оценивание учебных достижений студентов (промежуточный контроль). Число этапов промежуточного контроля совпадает с числом модулей - их может быть два, три или четыре в год. Общее количество зависит от особенностей предмета и объёма изучаемого курса. Крупные по объёму и важные по образовательной значимости модули имеют более высокий рейтинг, а потому им отводится большее число баллов. В результате изучения всех модулей осуществляется итоговый контроль с заданиями по всему учебному курсу (дисциплине).

Рейтинг (от английского «rating») - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения.

Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы, и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого обучающегося. Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:

• учитывает текущую успеваемость ученика и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всего учебного года;

• более объективно и точно оценивает знания обучающихся за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;

• создает основу для дифференциации обучающихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;

• позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учеником.

Учебное портфолио. Портфолио фиксирует изменения и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей, раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, показывает диапазон навыков и умений.

Мониторинг. Под мониторингом в системе «педагог - обучающийся» понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе.

Основы оценки индивидуальных творческих результатов учащихся

Сундук регалий

Еще одной моделью оценки личностных достижений и образовательных результатов учащихся можно назвать методику "Сундук регалий". "Сундук" составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.

«Сундук регалий» может включать:

• документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах;

• характеристики, данные педагогами;

• моя уникальность;

• членские удостоверения учреждений и организаций;

• рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы

• перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);

• образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.);

• личные замечания и другие оценки;

• спортивные свидетельства.

Данный список, несомненно, открыт, и учитель может его дополнить по своему усмотрению.

Шотландский аттестат

Данная методика отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Англии. Основная ценность данной методики заключается в том, что целью всех записей в аттестате является выявление полной картины личностных качеств, интересов, навыков и академических достижений, причем записи в аттестате, как правило, являются результатом обсуждения успехов учащихся с тьютором.

Шотландский аттестат представляет собой папку, заполнение которой производится в течение всего процесса обучения. Перед началом обучения ученик получает данную папку - аттестат незаполненным.

В аттестате намечен путь развития ученика в процессе обучения.

Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д. Аттестат заполняется как итоговый документ, и как промежуточный. Девиз данной методики – «Каждодневный прогресс ученика должен быть зафиксирован».

Тетрадь – паспорт

Тетрадь-паспорт представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в которых ученик, начиная с 6-го класса, пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по каждому предмету. В этих тетрадях в разделах «Надо» и «Есть» делают свои записи - характеристики учителя. Важнейшим аналитическим материалом становятся ответы учащихся в разделах «Хочу», «Могу», «Не могу», «Должно быть».

Анализ подобных материалов позволяет учителям увидеть сферу интересов учеников, их возможность оценить свои умения и навыки, убеждает в необходимости определенного учета и анализа достижений каждого ученика, особенно в тех классах, где необходимо отслеживание изменений, происходящих с детьми.

Документ, который конкретизирует, уточняет требования ФГОСов к образовательным результатам являются «Планируемые результаты освоения образовательных программ». Таким образом, оценка достижения требований стандартов сводится к оценке достижения планируемых результатов.

 Аксиомы оценивания:

  • Всегда есть более одного метода оценивания для каждой цели

  • Ни один метод не может адекватно оценить все разнообразие способностей ученика

  • Невозможно использовать все методы (время и ресурсы)

  • Необходимо установить приоритеты использования методов

  • Нет идеального метода для измерения всех целей/результатов

  • Необходимо использовать имеющиеся в наличие ресурсы

  • Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.

  • Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».

  • У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.

  • Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т.п.

  • Обеспечение личной психологической безопасности ученика.

  • Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.

  • При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленного за период обучения отметок.

  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся.

  • Оцениваются с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

  • Оценивать можно только то, чему учат.

  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценках.

  • В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!