Система оценки образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений на уроках истории и обществознания.
В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.
Сегодня оцениванию подвергаются не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива учащегося в школьной жизни. Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
ФГОС определяет новые требования к результатам освоения образовательных программ, где отводится особое место формированию метапредметных универсальных учебных действий - действия, которые можно перенести на любой учебный предмет и воспользоваться при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные УУД - познавательные, коммуникативные и регулятивные – действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Метапредметное задание – задание, предусматривающее овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделения главного и второстепенного, основной идеи, умение выстраивать последовательность действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.
Метапредметные результаты изучения истории включают:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- владение умениями работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями;
-использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и интернет-ресурсов;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
- владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Специфика уроков истории и обществознания заключается в необходимости применения большого объема знаний из смежных дисциплин, что создает благоприятные условия для формирования метапредметных знаний обучающихся.
Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и«обществознание»?
Работа на уроках направлена на развитие универсальных учебных действий(регулятивных, познавательных, коммуникативных). На уроке развиваются не толькопредметные компетенции, но и надпредметные, – информационная, культурологическая.
Учитель здесь выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников.Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательногопроцесса. Подобное положение на уроках истории особенно важно, когданеоднозначность и неоднородность исторического материала изначально подталкиваетучителя и ученика к развитию самостоятельности мышления, самобытности выводов.
Учитель должен использовать задания, требующие умений находить, анализировать,сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию.Хорошимподспорьем в развитии УУД являются рабочие тетради. Они включают в себя целый рядтаких типов заданий, которые затруднительно включить в сам учебник.
Метапредметные результаты достигаются:
В урочной деятельности: например, в 5 классе, на уроках изучения государств и народов привлекаем знания других предметов (географии, биологии и др.) для выявления причинно- следственных связей влияния климата, ландшафта на флору и фауну местности, а это в свою очередь на хозяйственную деятельность, религию, что определяет форму государственного устройства и значение роли коллектива и личности.
Задания ВПР являются наглядным примером формирования метапредметных образовательных результатов:
Задание 3
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.
Перечень тем
А) Древний Рим Б) Древний Китай
В) Персидская держава Г) Древняя Палестина
Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Гвардия бессмертных, шадуф, Иерусалимский храм, даосизм, гладиаторы, Геракл.
Объясните смысл этого слова.
Задание 4
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.
Перечень тем
А) Древний Рим Б) Древний Китай
В) Персидская держава Г) Древняя Палестина
Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.
Захват Вавилона царём Киром, борьба древних евреев с филистимлянами, битва при Херонее, земельные реформы братьев Гракхов, изобретение бумаги, строительство пирамид-гробниц фараонов.
Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.
Задание 5
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.
Перечень тем
А) Древний Рим Б) Древний Китай
В) Персидская держава Г) Древняя Палестина
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.
Задание 6
Перечень тем
А) Древний Рим Б) Древний Китай
В) Персидская держава Г) Древняя Палестина
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.
Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?
Задание 7
Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания.
Укажите одного исторического деятеля — Вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населённым пунктом).
На уроке истории в 9 классе. Тема: «Россия в эпоху правления Александра I»
Работаем с версиями, оценками:
1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведены спорные точки зрения, существующие в исторической науке.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить приведённую точку зрения, и два аргумента, которыми можно отвергнуть её.
«В царствовании Александра I можно выделить наступивший за периодом преобразований (1801 - 1812 гг.) период реакции (1812 – 1825 гг.)
В обществознании тоже много заданий, которые позволяют учителю сформировать у обучающихся метапредметные знания и умения. В качестве примера возьмём задание из курса 11 класса по теме «Правовые основы предпринимательской деятельности»: Назовите три проблемы, с которыми сталкивается частный предприниматель в России.
Отвечая на данный вопрос, обучающиеся не только используют знания, полученные на уроках обществознания, но и знания, полученные в реальной жизни.
Типичные и актуальные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели всех уголков России:
нет экономической стабильности в стране, особенно в настоящее время;
нехватка ресурсов, в том числе и финансовых;
изъяны в налоговом законодательстве - одна из острых проблем для предпринимателей;
нет устойчивых и действующих систем финансово-кредитных механизмов, также отсутствует материально-ресурсного обеспечения развития МСП;
высокая ставка кредитования и доступ к кредитным ресурсам;
высокая ставка единого социального налога;
длительность оформления документации;
неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
высокая конкуренция с теневым сектором;
нехватка квалифицированных кадров.
Урочная деятельность готовит основу для применения знаний во внеурочной, а в дальнейшем и внешкольной деятельности.
Во внеурочной деятельности метапредметные знания позволяют сформировать проектная, научно-исследовательская деятельность, участие в органах самоуправления и др.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все вышеперечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока,традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуютперехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским иисследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть соответствующим.