Доклад «Система патриотического воспитания в школе»
Доклад подготовила : зам.директора по ВР филиала МОУ СОШ с.Репное Балашовского района Саратовской области в п.Октябрьский Старцева Любовь Григорьевна
“Как нет человека без самолюбия, –
так нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека...”
К.Д. Ушинский.
Патриотическое воспитание является одной из ключевых задач современной школы. Оно направлено на формирование у учащихся чувства любви и уважения к своей Родине, гордости за её достижения, а также ответственности за будущее страны. Патриотизм закладывает основы гражданского самосознания, способствует развитию духовно-нравственных качеств личности и готовности служить обществу.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, в национальном проекте "Образование", в которых указано: « Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Исходя их вышеизложенного, можно сформулировать цели и задачи гражданско-патриотического воспитания:
Цели:
Формирование у школьников чувства патриотизма. Воспитание любви к Родине, уважительного отношения к её истории, культуре и традициям.
Развитие гражданской позиции. Формирование активной жизненной позиции, готовности участвовать в общественной жизни и принимать решения, направленные на благо общества.
Воспитание нравственности и духовности. Развитие моральных ценностей, таких как честность, справедливость, уважение к другим людям и готовность помогать ближним.
Подготовка к службе Отечеству. Формирование готовности защищать свою страну и служить ей во всех сферах деятельности.
Задачи:
Изучение истории и культуры России. Организация мероприятий, направленных на изучение исторического наследия страны, культурных традиций и достижений.
Проведение воспитательных мероприятий. Регулярное проведение классных часов, встреч с ветеранами, экскурсий по историческим местам, участие в социальных акциях и волонтерских проектах.
Создание условий для развития творческих способностей. Проведение конкурсов, фестивалей, выставок, посвященных патриотической тематике.
Взаимодействие с общественными организациями и учреждениями. Установление контактов с ветеранскими организациями, музеями, библиотеками и другими учреждениями для совместной реализации проектов.
Мониторинг и оценка результатов. Постоянный анализ эффективности проводимых мероприятий и корректировка программы патриотического воспитания.
Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования у молодого поколения устойчивых ценностных ориентиров, основанных на принципах патриотизма, гражданственности и социальной активности. В условиях глобализации и информационных вызовов важно сохранить и передать подрастающему поколению лучшие традиции и ценности нашего народа.
2025 год объявлен годом Защитника Отечества, что ещё раз доказывает, что патриотическое воспитание как никогда ранее актуально и значимо.
План работы по формированию патриотизма включает в себя следующие этапы:
Разработка программы патриотического воспитания. Создание комплексной программы, включающей мероприятия различного формата (классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми, участие в конкурсах и т.д.).
Организация мероприятий. Проведение регулярных мероприятий, направленных на развитие патриотических чувств и гражданской позиции учащихся.
Привлечение родителей и общественности. Включение родителей и представителей общественных организаций в процесс патриотического воспитания через совместные проекты и акции.
Использование современных технологий. Применение интерактивных методов обучения, использование мультимедийных ресурсов и социальных сетей для популяризации патриотических идей среди молодежи.
Оценка и мониторинг. Регулярный сбор данных о результатах проводимых мероприятий, анализ их эффективности и внесение необходимых изменений в программу.
Результаты работы
Повышение уровня знаний об истории и культуре России. Учащиеся демонстрируют более глубокое понимание исторических событий, культурных традиций и достижений нашей страны.
Рост интереса к общественной жизни. Увеличение числа участников школьных и городских мероприятий, связанных с патриотическими инициативами.
Усиление гражданской позиции. Школьники проявляют больше инициативы в решении социальных проблем, участвуют в волонтерской деятельности и других общественно полезных проектах.
Укрепление связей между школой и обществом. Улучшение взаимодействия с родителями, общественными организациями и государственными структурами, что способствует более эффективному патриотическому воспитанию.
Вот несколько примеров мероприятий, направленных на воспитание патриотизма:
Торжественная линейка с использованием государственной символики.
Проведение традиционных мероприятий: День Знаний, День Учителя, День пожилого человека, День неизвестного солдата, День героя , Новый год, Пасха и День земли, День Здоровья. День флага, День защиты детей.
Месячник безопасности, спортивные соревнования.
Месячник оборонно-массовой работы, посвященный Дню защитника Отечества, который включает в себя такие мероприятия:
Встреча с участниками СВО;
Проведение военно-спортивных соревнований («Зарница», «Вперёд, мальчишки!»);
Конкурс рисунков и плакатов, поделок на военную тематику;
Посещение музеев военной техники и истории.
Уроки мужества, внеклассные мероприятия, посвященные Дням воинской славы;
Кинолекторий, выставки книг «Ни кто не забыт, ни что не забыто!»
День Победы:
Участие в шествии «Бессмертного полка».
Участие в Митинге.
Организация выставки фотографий и документов времен Великой Отечественной войны.
Проведение литературно-музыкальных вечеров, посвящённых героям войны.
Уроки мужества.
Концерт «Салют, Победа!».
Поездки к памятникам и мемориалам, возложение цветов.
Субботники:
Уборка территории школы и прилегающих территорий.
Озеленение школьного двора и посадка деревьев.
Ремонт и покраска школьных помещений и оборудования.
Акции:
Акция «Подарок ветерану» – изготовление подарков своими руками для ветеранов.
Акция «Письмо солдату», «Открытка участнику СВО», видео-обращение к участникам СВО.
Благотворительная акция «Подари ребёнку день!», «Помоги детям, поделись теплом!» – помощь нуждающимся семьям и детям.
Благотворительная акция «Дай лапу, друг!»-помощь бездомным животным.
Экологическая акция «Чистый двор» – уборка парка и школьного двора.
Эти мероприятия способствуют формированию у учащихся чувства долга перед страной, уважения к её истории и культурным традициям, а также развивают навыки коллективной работы и социальной активности.
Выводы
Система патриотического воспитания в школе играет важную роль в формировании гармонично развитой личности, способной внести вклад в развитие общества и государства. Эффективная реализация данной системы требует комплексного подхода, включающего разнообразные формы и методы работы с учащимися, активное взаимодействие с родителями и общественностью, а также регулярную оценку и коррекцию программы.
Гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.