Доклад
«Система поддержки детей с особыми образовательными потребностями: достижения и перспективы развития в рамках математического образования».
Подготовила учитель математики
МБОУ «СОШ №1» г. Кирсанова Струева С. И.
2020 год
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Дэвид Бланкет
Реформирование современной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), приводит к поиску аспектов продуктивности обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, разработке новых подходов психолого-педагогического сопровождения учащихся основной школы.
В утвержденной Президентом Российской Федерации Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркнуто, что новая школа - это школа для всех. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Современному обществу необходимы квалифицированные специалисты для этой работы. Перед школой ставятся проблемы подготовки учащихся, обладающих готовностью решать задачи различной сложности, совершенствования компетентности учащихся, способствующих развитию общества. Новые стандарты образования указывают на то, что все обучающиеся должны получить не только знания, но и овладеть определенными навыками. Особая роль педагога заключается в развитии всех учащихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.
Надо отметить, что общество довольно жестоко ранее обходилось с такими детьми, не признавая их как полноценных своих членов. Однако, большинство специалистов по специальной психологии сходятся во мнении, что, если окружить таких детей должным вниманием и обеспечить правильное обучение, они вполне способны адаптироваться и стать гармоничной частью современного общества. При этом образование детей с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
На сегодняшний день дети с ОВЗ есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребенка возникает вопрос: чему учить, как учить,
как взаимодействовать с таким ребенком. Как учителю математики и клас- сному руководителю, мне ежегодно приходится работать с детьми с ОВЗ.
В классе , где я работаю в настоящее время , тоже есть такие дети- их 6 чело- век из 22. Среди них 4 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенок с легкой формой умственной отсталости и ребенок- инвалид.
Дети с особыми образовательными потребностями – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитате- лей, родителей и специалистов разного профиля, и конечно же их тесного взаимодействия для решения различных проблем.
Специалисты выделяют следующие категории детей с особыми образовательными потребностями:
1. Дети с интеллектуальными нарушениями и социально-педагогической запущенностью.
2. Дети-инвалиды.
3. Дети с отклоняющимся развитием и поведением.
4. Дети с отклонениями в психоэмоциональном и речевом развитии:
5. Дети-сироты.
Для оказания помощи детям этой категории педагоги решают следующие задачи:
Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
Своевременная комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика особенностей психического, физического развития и поведения детей (совместная работа учителя - предметника с психологом) ;
Подготовка индивидуально ориентированной программы обучения для данных детей;
Формирование единого образовательного пространства и развития психолого-педагогической компетентности учащихся и педагогов;
Организация коррекционно - развивающего обучения.
Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Теперь общество берет на себя ответственность за обучение такого ребенка и разработку образовательных программ для него.
Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в следующем:
К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.
Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.
Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.
В содержание обучения такого ребенка вводятся специальные разделы, которые ориентированы на целенаправленное решение задач его развития, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника. Выделяется больше времени на решение заданий первого и второго уровня сложности.
Должны быть построены «обходные пути» обучения, использованы специфические средства, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка.
Необходимо осуществлять регулярный контроль за соответствием выбранной программы обучения и развития реальным достижениям и уровню в развитии ребенка, при необходимости корректировать ее.
Должна быть обеспечена особая пространственная и временная организация образовательной среды. Так, например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение.
Обеспечение контакта с одним учителем дает уверенность и комфорт в общении и обучении таких детей, они с большой неохотой контактируют с новыми педагогами.
Все окружающие взрослые должны быть подготовлены и реально участвовать в решении образовательных задач за пределами образовательного учреждения, и их усилия следует скоординировать.
Реабилитация средствами образования не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Практически такой ребенок нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться.
Процесс реабилитации средствами образования необходимо осуществлять квалифицированным специалистам, компетентным в решении задач развивающего обучения.
Инклюзия в образовании предполагает обеспечение равных возможностей качественного получения знаний и наиболее полное внедрение детей с ОВЗ в общество. Огромное значение на этом этапе имеет социальное развитие.
На уроках математики к этим ученикам я применяю индивидуальный подход. Такие обучающиеся очень плохо выполняют рисунки, чертежи, графики, плохо чертят таблицу и заполняют ее, поэтому при оформлении таких работ я допускаю запись результатов в строчку (без таблицы). Они не могут провести стрелки, фигурные скобки и т.п., но владеют калькулятором, что позволяет им успешно справляться с расчетными заданиями. Задачи с переводом единиц в систему СИ использовать в контрольных и самостоятельных работах не следует. Также они не могут быстро решить задачу в общем виде (свести все решение к одной формуле), а решают по действиям. Некоторые обучающиеся не могут решать задачи, не могут много писать (быстро устают), но хорошо отвечают на теоретические вопросы, могут объяснить причину явления.
Развитию социальной компетенции способствует именно нестандартный подход к преподаванию предметов через приближение учения к жизни. Любые физические понятия и любая теория только тогда становятся для учеников осознаваемыми, когда они подтверждены понятными и близкими примерами.
Так как все обучающиеся имеют разный уровень подготовки, я стараюсь подбирать для них задания и способ подачи материала по математике строго индивидуально. Но также существуют и общие принципы работы с такими детьми. Перечислю те, которые уже были опробованы и успешно себя зарекомендовали на протяжении трех учебных лет. Это:
- наглядность (индивидуальные карточки с рисунками, демонстрации, энциклопедия);
- цветные карточки с формулами, определениями, латинскими буквами; индивидуальные домашние задания (возможно с шаблоном для выполнения);
- сокращенные контрольные и самостоятельные работы с малым количеством заданий простого уровня;
- предоставление дополнительного времени для их выполнения;
- разрешение выполнять их дома, где не будет отвлекающих факторов;
- использование предложений с пропущенными словами и числами;
- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- обеспечение обучающихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
- использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;
- подготовка обучающихся к перемене вида деятельности;
- четкость в изложении материала;
- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- акцентирование внимания на хороших оценках;
- игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
Эмоциональная компетентность педагога- предметника является необходимым условием эффективного взаимодействия педагога с ребенком, имеющего ограниченные возможности здоровья. Именно такой учитель нужен современной школе, тот, кто опирается на гуманизм и личностно - ориентированный подход.
Рождение ребенка – это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие, порой, огромные надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с отклонениями в развитии. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. По данным исследователей рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, так, например, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, истерические расстройства. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз – чувство вины, ощущение незаслуженности случившегося.
Семьи, имеющие ребенка – инвалида, довольно часто распадаются, нередки также случаи, так называемых скрытых разводов, когда семья формально сохранена, но отец живет отдельно, оправдывая это жизненной необходимостью. Родители ребенка с ограниченными возможностями по-разному переносят его проблемы: мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, учится любить его таким, какой он есть, просто за то, что он существует, отец, прежде всего, смотрит в будущее, его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь.
Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода, психосоматическим расстройствам. Со временем он не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.
Возникают вопросы о целесообразности развития, воспитания, обучения ребенка в домашних условиях или помещения его в специализированные учреждения для детей с нарушениями.
Систематическая работа с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, помогает решить задачи по повышению социального и психологического статуса матерей, оптимизации отношений , гармонизации семейного климата.
В процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ происходит социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточности. При тяжелом течении болезни методы лечебной педагогики позволяют отвлечь внимание ребенка от недуга.
Одним из достижений поддержки детей с особыми образовательными способностями, есть выведение детей из замкнутости и зацикленности на то, что они не нужны в социуме. Некоторые из детей начинают участвовать в различных конкурсах и своей старательностью и трудом занимают призовые места. Одним из таких является наш выпускник, талантливый вокалист Гусев Николай. Мальчик особенный, слепой.
Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми.
Литература.
Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000 – с. 56.
Власова Т.А. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М.,1973 –
с. 112-113.
Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.2002 – с. 89.
Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия /Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб., 2002 – с. 78-80.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М ,2001 – с. 34-35.
Иванова А.Е. Инвалидность населения интернет ресурс Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России» режим доступа http://www.sci.aha.ru/ATL/ra61a.htm