СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул "погружения" в предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к олимпиаде по русскому языку»

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку

Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Участники Олимпиады должны продемонстрировать:

  • владение орфоэпическими нормами русского литературного языка

  • знание истории русского алфавита, русской фразеологии, речевых норм русского языка;

  • навыки морфемного, словообразовательного анализа, морфологического разбора, знание синтаксической системы русского языка;

  • коммуникативные умения и навыки, творческие способности.

В основе подготовки к Олимпиаде, по-моему мнению, должен лежать принцип системности и непрерывности.  Качеств, которыми должен обладать «олимпиадник» слишком много: это и широкий кругозор, и формальная логика, и «умение учиться», и интерес к предмету. Главные критерии, на мой взгляд,  это: личная   заинтересованность ребёнка и широкие учебные возможности (память, мышление, способность к анализу и синтезу).

Подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года.

По подготовке к олимпиадам эффективно собирать задания разных лет из разных источников. Предлагать их ученикам целесообразно прежде всего во время работы на факультативных занятиях, при проведении конкурсов и викторин недели русского языка и литературы, тематических классных часов и т.д. Но некоторые задания надо включать и в план обычных уроков.

Например: 8 класс - повторяем тему "Морфемика и словообразование".

Найти слова с одинаковыми суффиксами: хлебушек, излишек, одинёшенек (не часто встречается такой суффикс), перешеек, пузырёч/ек, пельмешек.

Несмотря на одинаковое звучание, суффикс -ек- не во всех словах.

Тема "Паронимы" желанный - желательный

(к чему стремимся, милый - что лучше) -

желанный друг - желательное решение.

Тема "Фонетика".

Сколько во фразе звуков з? Обращаем внимание: мягкость не обозначена, вспоминаем о явлениях оглушение и озвончение, ассимиляция (уподобление).

Тема "Лексика. Заимствованные и исконно-русские слова". Известно, что почти все слова, которые начинаются на букву а в русском языке, заимствованы из других языков. Какие слова являются исконно-русскими? Африка, ах, ай, а (союз), Антон, аист, Алина, алфавит, ахать, Айболит.

Тема "Неполные предложения".

Повторяем средства выразительности - парцелляция:

Люблю ветер. Больше всего на свете. (Н.Рубцов)

Тема "Правописание наречий". Говорим о происхождении наречия:

Восвояси. (Сращение: во своя веси - в свою деревню, на своё место или во своя си - к себе)

Какие-то задания выполняются вместе, что-то - группами (лидером как раз и будет будущий олимпиадник), а что-то можно задать на дом индивидуально. Проверка тоже будет разной в зависимости от сложности задания (можно ответ представить классу, а можно обговорить только с конкретным учеником).

Необходимо повторить с учащимися требования написания сочинений.

 Наиболее эффективным способом работы по подготовке к олимпиадам являются факультативные занятия, основная задача которых – расширение лингвистического кругозора школьников, воспитание творческой, нестандартно мыслящей личности.

Роль учителя - разглядеть и раскрыть этот дар, помочь его освоить, активизировать познавательный интерес к изучению русского языка и литературы.

При подготовке учащихся к олимпиаде необходимо придерживаться нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями.

2.Принцип активности знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика.

5. Напутственное слово учителя. Настроить, убедить, что победителями все не бывают «Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».

Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!