Система подготовки к олимпиаде по русскому языку
Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Участники Олимпиады должны продемонстрировать:
владение орфоэпическими нормами русского литературного языка
знание истории русского алфавита, русской фразеологии, речевых норм русского языка;
навыки морфемного, словообразовательного анализа, морфологического разбора, знание синтаксической системы русского языка;
коммуникативные умения и навыки, творческие способности.
В основе подготовки к Олимпиаде, по-моему мнению, должен лежать принцип системности и непрерывности. Качеств, которыми должен обладать «олимпиадник» слишком много: это и широкий кругозор, и формальная логика, и «умение учиться», и интерес к предмету. Главные критерии, на мой взгляд, это: личная заинтересованность ребёнка и широкие учебные возможности (память, мышление, способность к анализу и синтезу).
Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года.
По подготовке к олимпиадам эффективно собирать задания разных лет из разных источников. Предлагать их ученикам целесообразно прежде всего во время работы на факультативных занятиях, при проведении конкурсов и викторин недели русского языка и литературы, тематических классных часов и т.д. Но некоторые задания надо включать и в план обычных уроков.
Например: 8 класс - повторяем тему "Морфемика и словообразование".
Найти слова с одинаковыми суффиксами: хлебушек, излишек, одинёшенек (не часто встречается такой суффикс), перешеек, пузырёч/ек, пельмешек.
Несмотря на одинаковое звучание, суффикс -ек- не во всех словах.
Тема "Паронимы" желанный - желательный
(к чему стремимся, милый - что лучше) -
желанный друг - желательное решение.
Тема "Фонетика".
Сколько во фразе звуков з? Обращаем внимание: мягкость не обозначена, вспоминаем о явлениях оглушение и озвончение, ассимиляция (уподобление).
Тема "Лексика. Заимствованные и исконно-русские слова". Известно, что почти все слова, которые начинаются на букву а в русском языке, заимствованы из других языков. Какие слова являются исконно-русскими? Африка, ах, ай, а (союз), Антон, аист, Алина, алфавит, ахать, Айболит.
Тема "Неполные предложения".
Повторяем средства выразительности - парцелляция:
Люблю ветер. Больше всего на свете. (Н.Рубцов)
Тема "Правописание наречий". Говорим о происхождении наречия:
Восвояси. (Сращение: во своя веси - в свою деревню, на своё место или во своя си - к себе)
Какие-то задания выполняются вместе, что-то - группами (лидером как раз и будет будущий олимпиадник), а что-то можно задать на дом индивидуально. Проверка тоже будет разной в зависимости от сложности задания (можно ответ представить классу, а можно обговорить только с конкретным учеником).
Необходимо повторить с учащимися требования написания сочинений.
Наиболее эффективным способом работы по подготовке к олимпиадам являются факультативные занятия, основная задача которых – расширение лингвистического кругозора школьников, воспитание творческой, нестандартно мыслящей личности.
Роль учителя - разглядеть и раскрыть этот дар, помочь его освоить, активизировать познавательный интерес к изучению русского языка и литературы.
При подготовке учащихся к олимпиаде необходимо придерживаться нескольких принципов.
1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями.
2.Принцип активности знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика.
5. Напутственное слово учителя. Настроить, убедить, что победителями все не бывают «Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».
Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.