СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки учащихся к ОГЭ, ЕГЭ по информатике. Выявление проблемных вопросов и корректировка пробелов.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителя информатики подготовка учащихся к ГИА носит довольно широкий разноплановый характер. Это обусловлено и различным уровнем подготовки учащихся и различными условиями изучения самого предмета в общеобразовательном учреждении (количество часов, обеспечение техникой, квалификацией самого учителя и т. д.)

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки учащихся к ОГЭ, ЕГЭ по информатике. Выявление проблемных вопросов и корректировка пробелов.»

Система подготовки учащихся к ОГЭ, ЕГЭ по  информатике. Выявление проблемных вопросов и корректировка пробелов.

(МУМО 23.03.20, учитель информатики Фриауф Л.Н.)

Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ГИА. В спецификации указано, что содержание экзаменационной работы по информатике рассчитано на выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по материалам учебной программы по предмету. 

Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которой является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.

Для учителя информатики подготовка учащихся к ГИА носит довольно широкий, разноплановый характер. Это обусловлено и различным уровнем подготовки учащихся, и различными условиями изучения непосредственно самого предмета в образовательном учреждении (количество часов, обеспечение техникой, квалификацией самого учителя и т.д.).

Вообще ситуация непростая: учитель информатики в современной школе зажат в тиски: с одной стороны ГИА, с другой стороны образовательная программа, с третьей - социальный заказ общества, который требует от учащихся конкретных практических навыков работы на компьютере.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя задания, которые охватывают следующие содержательные разделы курса информатики:

    • информация и ее кодирование;

    • моделирование и компьютерный эксперимент;

    • системы счисления;

    • логика и алгоритмы;

    • элементы теории алгоритмов;

    • программирование;

    • архитектура компьютеров и компьютерных сетей;

    • обработка числовой информации;

    • технологии поиска и хранения информации.


Диагностические возможности экзаменационной модели позволяют проверять соответствие уровня подготовки участников экзамена требованиям к предметным результатам, отражающим в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования:

для базового уровня изучения информатики и ИКТ:

    • владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

    • владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном Алгоритмическом языке высокого уровня, знанием основных конструкций программирования, умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

    • владение стандартными приемами написания на Алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ;

    • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса), о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;

Первое, что предстоит сделать, познакомиться с имеющимися методическими рекомендациями для учителей, подготовленными ФИПИ на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по информатике и ИКТ, со справками об изменениях в КИМ, со спецификациями, кодификаторами, демонстрационными вариантами ОГЭ и ЕГЭ, рекомендациями по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения ГИА.


Работу по подготовке к экзамену в формате ГИА можно разбить на две части.

Первая состоит в том, что начиная с 7-го класса, в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ГИА практически на каждом уроке.

Вторая часть предпо­лагает разработку программы дополнительных заня­тий, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.

Планы уроков, начиная с 7-го класса, я заканчиваю пунктом "Примеры заданий из ГИА". Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандарт­ном формате, соответствующем ГИА.

После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий, подобных заданиям ГИА. Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ГИА по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ГИА, а также из сборников для подготовки к ГИА, допущенных Министерством образования и науки. Моя задача при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.

Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты могут носить не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

В сентябре в 9 классе провожу диагностический тест за курс 8-9 классов, который позволяет выявить проблемы в разных областях. На основании чего мною разрабатываются программы дополнитель­ных занятий.

Самые низкие результаты участники экзамена продемонстрировали по разделам «Основы алгебры логики» и «Алгоритмизация и программирование».

У участников ЕГЭ 2019 г. возникли затруднения при выполнении заданий, контролирующих следующие знания и умения:

  • знание базовых принципов адресации в компьютерной сети;

  • умение исполнить рекурсивный алгоритм;

  • умение анализировать алгоритмы и программы;

  • знание основных понятий и законов математической логики;

  • умение строить и преобразовывать логические выражения;

  • умение создавать собственные программы для решения задач средней сложности.

Рассмотрим эффективный способ решения.

Задание. Перевести число 516 в двоичную систему 516=512+4= 29+22 Т.е. получаем единицы в числе при соответствующих коэффициентах степени числа 2. Ответ: 1000000100

Типичная ошибка!!!!! Для решения данных примеров школьник должен хорошо знать таблицу степеней числа 2. Напомним, 20 = 1, 21 = 2, 22 = 4, 23 = 8, 24 = 16, 25 = 32, 26 = 64, 27 = 128, 28 = 256, 29 = 512, 210 = 1024

С целью оказания помощи учителю были подготовлены методические рекомендации «Методика подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике и ИКТ», в которых рассмотрена система работы учителя по предупреждению типичных ошибок при выполнении заданий ОГЭ по предмету, особенности решения задач по темам «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы», «Основы алгоритмизации и программирования». Для решения задач ОГЭ по информатике и ИКТ рассматриваются эффективные по времени методы решения, которые быстро позволяют решать задания ОГЭ и укладываться во временные рамки, которые указаны в спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по информатике и ИКТ.

Методические рекомендации «Методика подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике и ИКТ» позволят учителю качественно подготовить школьников к ОГЭ по информатике, спланировать свою работу по достижению более высоких результатов преподавания предмета «Информатика и ИКТ».

Провожу индивидуальные и групповые консультации после уроков, в строго определённое  время. Они охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и   слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Каждое задание из тестов ГИА анализируется, дается не­обходимая теоретическая база для решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты из ГИА, чтобы закрепить тему. Тестируя учеников, указываю, на какие разделы основ теории по информатике следует обратить дополнительное внимание. Где взять материал для изучения. Рекомендую материал для самостоятельной работы, комментирую наиболее сложные и непонятные разделы. После дополнительной теоретической работы с использованием лекций перехожу к тренингам учени­ков. В практической работе показываю, как оптимально решить тесты по ГИА, какие ловушки возможны, какие типовые ошибки допускают ученики. Что де­лать, если ответ неизвестен.

С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности»  ученика  к ГИА следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, в свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. С уча­щимися, у которых выявились затруднения и уровень сформированности ком­петенций средний или ниже среднего, проводятся дополнительные занятия, консульта­ции. В течение  года провожу тренировочные, репетиционные работы внутри школы. Стараюсь создать реальные условия проведения ГИА.

Когда речь идет о технологии подготовки к экзамену, прежде всего, нужно отметить, что нет единого универсального решения, а есть типовые варианты, из которых учитель может подобрать себе подходящий. Учитель выступает организатором процесса, обеспечивая его системность, содержательную часть, консультационную и контролирующую. Итак, основной метод моей подготовки учащихся к ГИА – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Только системная работа в течение учебного года позволяют повысить продуктивность и качество подготовки к ГИА и даст шанс надеяться на положительные результаты сдачи экзамена. Такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать  темп своей  работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет  веру в свои  силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ


1. http://fipi.ru/ – сайт Федерального института педагогических измерений;

2. http://gia.edu.ru/ - официальный информационный портал ГИА 9 класс;

3. http://ege.yandex.ru/ – тренировочные online-тесты;

4. http://kpolyakov.spb.ru – сайт Полякова К.Ю.;

5. https://inf-oge.sdamgia.ru - сайт «РЕШУ ОГЭ» предоставляет разбор заданий, тренировочные online-тесты

6. http://www.metodist.lbz.ru сайт методической службы издательства «Бином», авторские мастерские авторов учебников по информатике;

7. https://ideone.com/ - онлайн система программирования, компиляторы для любого языка программирования;

8. http://pascalabc.net – онлайн система программирования Pascal ABC;

9. http://www.klyaksa.net – портал Клякс@.net (информационно-образовательный портал, созданный с целью помочь учителю информатики);

10. http://www.problems.ru – задачи по информатике (интернет-проект «Задачи»: помощь при подготовке уроков, кружковых и факультативных занятий);

11. http://labs.org.ru/ - лабораторные работы и задачи по программированию и информатике