СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система приемов по формированию читательской компетенции младших школьников средствами современных технологий в ГПД

Нажмите, чтобы узнать подробности

предлагается система приемов по формированию читательской компетенции младших школьников в ГПД

Просмотр содержимого документа
«Система приемов по формированию читательской компетенции младших школьников средствами современных технологий в ГПД»

Кудряшова Н.Г., воспитатель ГПД

Система приемов по формированию читательской компетенции младших школьников средствами современных технологий

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили современное образование перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Именно поэтому формирование читательской компетентности и читательской самостоятельности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности – важнейшая задача современного учителя. Существует несколько подходов к определению читательской компетентности.

Грамотность чтения или читательская компетентность – это способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые ФГОС.

В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ), продуктивного чтения, смыслового чтения.

Для организации учебного процесса по формированию читательской компетенции целесообразно использовать приёмы активного чтения.

Приём «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Прогнозирование с помощью открытых вопросов


Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? и т.д.

Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза), оценочные (чем то-то отличается от того-то?), практические (как поступили бы на месте героя? Где в обычной жизни…?).

Прием «Ассоциативный куст»

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

1. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.

2. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.

3. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

4. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

Прием «Антиципация» (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Приём «Ромашка вопросов» ромашка Блума»

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель — с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

Прием «Зигзаг»

Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна

Для формирования навыков сравнения и классификации, структурирования информации.

1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.

Дневник двойных записей.

Для формирования умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Приём «Рафт»


Приём работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования.

Прием «Учебный мозговой штурм»

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

Прием «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Прием «Цветопись»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Благодаря целенаправленной системной работе по развитию читательской компетенции с применением методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ), продуктивного чтения были достигнуты определенные результаты.

Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, участвуют в районных конкурсах, где занимают призовые места.

Что даёт использование активных методов чтения?

Формируются УУД.

Познавательные УУД.

1) извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)оформлять свои мысли в устной форме;

4) работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Достоинства активных методов чтения:

Применимы на уроках любого цикла и на любом уровне обучения.

Ориентированы на развитие личности читателя.

Развивают умение прогнозировать результаты чтения.

Способствуют пониманию текста на уровне смысла.

В заключении хочется сказать, что компьютер сегодня отнимает у детей время и желание читать. Но можно сделать так, чтобы именно компьютер стал помощником учителя в формировании читательской компетентности. Использование возможностей сети Интернет, электронных изданий, сайтов традиционных библиотек, появление цифровых библиотек новых читательских приоритетов и ценностей. Главное, надо найти правильное разумное применение этим возможностям.

Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске. Анализируя педагогическую деятельность, А.В. Мудрик сказал,- немалым мужеством надо обладать учителю, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!