СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«"Система профилактической работы образовательной организации по предупреждению проявлений экстремизма среди детей и молодёжи»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««"Система профилактической работы образовательной организации по предупреждению проявлений экстремизма среди детей и молодёжи»»

«Система профилактической работы образовательной организации

по предупреждению проявлений экстремизма среди детей и молодёжи»

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат. extremus - крайний) – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.

Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика.

Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп.

Существует классификация экстремизма:

  • Националистический экстремизм - отвергает интересы, права других наций. Он органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации.

  • Духовный экстремизм - отвергает опыт, достижения другой культуры, навязывает в качестве официальной идеологии определенные социальные, религиозные, этнические стандарты.

  • Религиозный экстремизм - проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии.

  • Экономический экстремизм – направлен на установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, полный отказ от принципов государственного регулирования экономической сферы.

  • Экологический экстремизм против природоохранительной политики, научно-технического прогресса.

Причинами образования неформальных молодежных формирований являются следующие:

Вызов обществу,

  • протест.

  • Вызов семье,

  • непонимание в семье.

  • Нежелание быть как все.

  • Желание утвердиться в новой среде.

  • Желание привлечь к себе внимание.

  • Неразвитая сфера организации досуга для молодежи.

  • Копирование западных структур, течений, культуры.

  • Религиозные идейные убеждения.

  • Дань моде.

  • Отсутствие цели в жизни.

  • Влияние криминальных структур, хулиганство.

  • Возрастные увлечения.



Понятно, что образовательная организация на сегодняшний день обладают большим потенциалом, способным противодействовать распространению идеологии экстремизма и терроризма среди детей.


Прежде всего наша с задача - воспитание толерантного сознания, уважения достоинств каждого человека, понимание, интерес к другим людям, акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.

Нужно понимать, что толерантность совершенно не противоречит патриотизму. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.

Кроме осуществления общепрофилактических мероприятий, особое внимание нам с вами нужно уделять детям, находящимся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности.

К таким категориям могут быть отнесены(группа риска):

  • дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, из семей с низким социально-экономическим статусом, имеющих склонность к алкоголизму, наркомании, физическому и морально-нравственному насилию;

  • так называемая «золотая молодёжь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу;

  • дети, подростки, молодёжь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров.


Основные задачи профилактики экстремизма:

  • Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

  • Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

  • Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;

  • Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;

  • Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения;

  • Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

  • Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.


В рамках воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма среди обучающихся можно использовать различные формы работы:


  • проведение инструктажей с обучающимися по противодействию экстремизму;

  • распространение тематических памяток и методических инструкций;

  • организация мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности обучающихся;

  • использование современных активных форм обучения и воспитания (тренингов, круглых столов, диспутов, деловых и ролевых игр, уроков дружбы, уроков толерантности, флешмобов, уроков-дискуссий, деловых и ролевых игр, практикумов, уроков-праздников, уроков-виртуальных экскурсий по стране или эпохе, творческих работ) с применением потенциала технологий социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности;

  • создание стендов антиэкстремистской и антитеррористической направленности;

  • выпуск школьной газеты по профилактике и противодействию терроризму и экстремизму, вопросам личной безопасности обучающихся;

  • подготовка школьной библиотекой циклов выставок, посвящённых роли и месту различных культур и религий в развитии ;

  • привлечение к работе с детьми и молодёжью органов правопорядка;

  • привлечение учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родителей для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений, по профилактике терроризма и экстремизма в молодёжной среде;

  • регулярный анализ состояния подростковой безнадзорности и её последствий, оценка эффективности системы профилактики;

  • своевременное выявление семей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, выявление детей, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации ;

Также при изучении учебных предметов, таких как обществознание, право следует использовать возможности программы для становления правового воспитания обучающихся.

Курсы литературы и истории помогут обратить внимание обучающихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили культуру нашей страны , и какой внесли вклад в развитие нашей страны.

Это будет способствовать формированию таких качеств, как чувство патриотизма, гражданственность, ответственность за жизнь своей страны, толерантность, уважение права других людей иметь разные точки зрения, способность самостоятельно анализировать информацию, умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия.

Но не следует забывать, что при проведении с детьми и подростками бесед, занятий, мероприятий не следует касаться самих экстремистских и террористических идей, чтобы не превратить профилактику в обучение экстремизму и терроризму и демонстрирование нацистской символики.

Вся наша работа должна быть построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков.

В начальной школе термин «экстремизм» вообще не применяется. Основная задача педагогов – познакомить обучающихся с нравственными ценностями своего народа, дать чёткие представления о добре и зле, чести и совести, справедливости и несправедливости.

В среднем звене воспитательная работа с обучающимися направлена на формирование непримиримости к нарушителям закона и ответственности, совместное создание и сохранение правил.


Методические рекомендации по противодействию терроризма и экстремизма, в которых дается примерная тематика классных часов, родительских собраний, календарь знаменательных дат, словарь терминов и понятий, Памятки для обучающихся, их родителей и сотрудников.


























Основные признаки того, что ребёнок начинает попадать под влияние экстремистов:

  1. Манера поведения становится более резкой и грубой

  2. Резко изменяется стиль одежды и внешнего вида

  3. На компьютере много роликов, текстов, изображений экстремистко- политического содержания

  4. Появляется непонятная и нетипичная символика

  5. Ребёнок проводит много времени за компьютером

  6. Повышенное увлечение вредными привычками