Система профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с нарушениями интеллектуального развития в ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ»
Соколова Марина Владимировна ,
Учитель технологии ГБОУ «Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Республика Бурятия
Учащиеся СКОУ VIII вида представляют собой отдельную категорию детей. Особую сложность образовательного процесса определяет неоднородность состава учащихся. Разная степень выраженности основного дефекта, различные комбинации основного дефекта с сопутствующими факторами, несформированность эмоционально-волевой и познавательной сферы, поведенческие нарушения не позволяют использовать в педагогической работе единообразные подходы.
В ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ» обучается 118 учащихся, из них 69 обучающихся – инвалиды .
Основная цель профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с нарушениями интеллектуального развития - профессиональное самоопределение ребёнка с учётом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка труда .
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о возможностях учащихся;
- социально-трудовое становление личности молодого человека;
- обеспечение сознательного и прочного усвоения учащимися сообщаемых в процессе трудовой деятельности знаний, навыков и умений;
- выработка гибкой системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Формирование профориентационных знаний, умений и навыков в ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ» происходит в ходе:
Работа с педагогическими кадрами школы
Работа с родителями
Работа с учащимися
Работа библиотеки по профориентации
Из опыта работы:
На уроках трудового обучения целенаправленная работа по профориентации учащихся начинается уже в начальной школе. Хотя ученик еще далек от мысли о выборе профессии, он не может еще воспринимать и осмысливать в полной мере информацию профессионального характера, желания и мечты его весьма нестабильны, однако в этом возрасте закладывается основа будущего трудового самоопределения.
С первого класса, с первого урока по труду необходимо заинтересовать ребят идеей трудиться, желанием стать человеком труда. В этих классах следует создать фундамент, на базе которого в последующие годы будут развиваться интересы и склонности к профессиям. При работе учащихся с бумагой, пластилином, картоном, и тканью можно ознакомить их с такими профессиями, как слесарь, жестянщик, швея, вышивальщица и т. д.
В 5-9 классах учитель трудового обучения раскрывает содержание труда по профессиям изучаемых видов обработки материалов, о предметах, деталях, инструментах, о выпускаемой продукции, о значении конкретных профессий в общественном производстве. Используются сведения по истории профессий, перспективах их развития. Сведения о профессиях сообщаются в виде небольших информационных комментариев. При этом можно рассказать, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном уроке, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в производственных условиях.
К концу 9-го класса выпускники, овладев технологическими знаниями и умениями на уроках трудового обучения, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно должны сделать определѐнный выбор. Первый и сложный выбор в их жизни – продолжать обучение или нет. В силу своих особенностей, учащиеся не всегда желают продолжать обучение.
Работа по профориентации проводиться не только на уроках трудового обучения, но и во внеурочное время в рамках классного руководства и кружковой деятельности.
В ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ» осуществляется целая система профориентационной работы в соответствии со спецификой учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Спасибо за внимание!