СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Система работы ДОУ по формированию экологической безопасности у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Вместе с тем она становится проблемой безопасности человека. Природа умеет залечивать свои раны. Но это удается с каждым годом все труднее и труднее. К тому же восстановление природных ресурсов возможно только тогда, когда соотношение сил самой Природы сопоставимо с величиной нанесенного ей ущерба. Поэтому так важно оценить влияние человека на окружающую среду и не допускать нанесения ей «смертельных ударов».

 

Просмотр содержимого документа
««Система работы ДОУ по формированию экологической безопасности у детей дошкольного возраста»»

Консультация для педагогов

«Система работы ДОУ по формированию экологической безопасности у детей дошкольного возраста»




«Ты пришел в гости в природу –

       не делай ничего, что бы счел

неприличным сделать в гостях»

       Д.Л. Арманд



Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Вместе с тем она становится проблемой безопасности человека. Природа умеет залечивать свои раны. Но это удается с каждым годом все труднее и труднее. К тому же восстановление природных ресурсов возможно только тогда, когда соотношение сил самой Природы сопоставимо с величиной нанесенного ей ущерба. Поэтому так важно оценить влияние человека на окружающую среду и не допускать нанесения ей «смертельных ударов».

Термин «экология» с греческого «эйкос» или «ойкос» - дом, «логос» - знание, наука) был введен в 1866г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккеле, который определил ее как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой».

С.И. Ожегов трактует экологию как науку «об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде».

В «Советском энциклопедическом словаре» дается определение: «Экология – наука об отношениях  растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой  и окружающей средой».

В дошкольной педагогической науке экологическое образование определяется как система представлений ребенка о мире, в которых природа и все природное воспринимается как полноправный субъект  по взаимодействию с человеком.

Экологическое образование – это один  из важнейших факторов  общего развития и формирования личности ребенка, подразумевающей конечный результат,  итоговую сумму знаний по экологии, которой должен овладеть человек на каждом этапе обучения  и которая предусмотрена Государственным стандартом и является частью экологической культуры.

Экологическая культура в толковом словаре – есть совокупность производственных, общественных  и духовных достижений, относящихся к природной среде, к среде обитания всего живого. Это часть общечеловеческой культуры, она тесно связана с развитием цивилизации и человеческого общества.

Исследователи проблемы Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков,  

Н.А. Ветлугина. Л.Н. Прохорова и др. определяют экологическую культуру как неотъемлемую часть общей культуры человека, которая включает различные виды деятельности  (восприятие природы, овладение знаниями, умениями и навыками, природоохранная деятельность), а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы…).

В учебном пособии «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» экологическое воспитание определяется как процесс формирования у детей осознанно правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

Будущее зависит от экологической культуры каждого из нас. В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому есть уникальная возможность для выработки правильных привычек. Именно  в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатств, разнообразию ее красок и форм целесообразно  формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

Важно  стремиться к тому, чтобы дети усвоили не только знания о влиянии человека на окружающую среду, но и об охране природы, то есть той деятельности, которая направлена не только на разумное использование природных ресурсов – леса, воздуха, полезных ископаемых, - но и на их восстановление.

Пристальное внимание необходимо уделять формированию у дошкольников сознательной  установки на здоровый образ жизни, умение  детей жить в гармонии с собой и окружающим, выработки эмоционально- нравственного и действенного отношения к миру.

 Формируя экологическую культуру, важно обращать внимание воспитанников на три проблемы:

  • Разъяснение последствий загрязнения окружающей среды;

  • Использование экологически безопасной  практической деятельности;

  • Формирование экологического сознания.

В современных условиях успешное решение задач экологической безопасности и благополучия в обществе связано с экологическим образованием, формированием, развитием экологической культуры каждого человека.

Педагогический процесс экологического развития, осуществляемый в детском саду  предусматривает:

  • Экологическое образование - освоение воспитанниками  объема

знаний о природных объектах и их экологической зависимости;

  • Экологическое воспитание -  воспитание экологической

культуры личности, формирование основ экологической безопасности, способности и желания поступать в соответствии с законами экологии.

Формирование основ экологической  безопасности предполагает осознание детьми опасности своих необдуманных действий в природе, провоцирующих  экологическую опасность и умение соблюдать личную экологическую безопасность.

В процессе работы  с детьми необходимо решать комплекс задач:

  • Показать многогранную природу здоровья;

  • Обеспечить детей необходимой информацией, позволяющей сохранить

и укрепить здоровье, соблюдая правила экологической безопасности;

  • Сформировать систему знаний, умений и навыков экологически целе

сообразного поведения.

  • Вызывать желание принимать участие в природоохранных мероприя

тиях.

Важно сформировать осознание детьми существования связи между своим здоровьем и состоянием окружающей среды, развивать умение  ограничивать свои желания и потребности, если они могут нанести вред окружающей природе.  

Необходимо подвести воспитанников к осознанию детьми опасности своих необдуманных действий в природе в случае:

- загрязнения мест отдыха в природе: леса, луга, водоема;

- разведения в лесу костров (строго с соблюдением правил пожарной безопасности);

- разорения гнезд, муравейников;

- безжалостный сбор грибов и ягод…

Еще одним из направлений  данной работы является развитие навыков экологически грамотного поведения в быту (умение своевременно закрывать краны, выключать свет…).

        Вместе с этим задача взрослых состоит в развитии у детей умения выделять и распознавать экологическую опасность (знать, где можно играть и отдыхать, а где – нет, способы определения загрязненности воды и воздуха).

Для этого в детском саду в рамках специально-организованных занятий (по развитию речи,  ознакомлению с окружающим, экологии, рисованию и лепке) и совместной деятельности с детьми необходимо пристальное внимание уделять развитию навыков безопасного взаимодействия с природой.

    В увлекательной наглядно - практической форме необходимо:

- обогащать  представления детей о здоровье, его потребностях, влиянии природы на состояние здоровья, о предупреждении травматизма;

- разучивать  пословицы и поговорки о природе и здоровье;

- проводить  циклы познавательных занятий:

  • «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»,

  • «Прежде чем за стол мне сесть я подумаю, что съесть»,

  • «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»,

  • «Как люди вредят природе»,

  • «Как бережно относиться к природе»,

  • «Как можно восстанавливать природу»,

  • «Человек – часть окружающего мира»;

  • уроки Мойдодыра и Айболита, которые помогают им расти здоровыми.

Для обогащения знаний детей можно использовать различные формы организации детской деятельности:

- беседы: «Вода – источник здоровья»; «Не расходуйте  воду напрасно»; «Откуда приходят кислотные дожди?»; «Как защитить воду от загрязнений»;  «Загрязнение воздуха»; «Как защитить воздух Земли от загрязнений»; «Муравьи – санитары леса»; «Правила друзей леса»; «Сохраним нашу планету», «Для чего нужны лесу дятлы (муравьи, червяки…)… ;

- наблюдения: за осадками; дымящимися  трубами котельных; выхлопными газами машин;

- экскурсии: «Озеро Ковдозеро»; «Залив Белого моря»; «Родник»; «Сосновый бор»; «ГЭС»; «Транспорт на наших улицах»;

- опыты: «Какая бывает вода?»; «Свойства воды», «Свойства воздуха»; «Путешествие Капельки»; « Как можно очистить воду»; «Как определить чистоту воды»; «Как определить чистоту воздуха»…;

- природоохранные мероприятия: трудовые десанты: «Снежное одеяло для сосенки», «Помощники природы»; экологические акции «Друзья природы», «Весенняя теплица», «Украсим Землю цветами», «Зеленая аптека»…,

изготовление и размещение кормушек; подкормка птиц; уборка снега с веток после сильного снегопада; утепление нижней части ствола дерева снегом; заготовка корма для подкормки птиц зимой.

Дидактические игры « Что лишнее», «Лесные цепочки», «Природа и человек», «Живое - неживое», «Что было, если бы …»…;

- чтение художественной литературы:

  • В.Танасийчук «Экология в картинках»,

  • И.Акимушкин «Жил – был Бобр»,

  • Н.Сладков «Рыбы»,М.Горький «Случай с Евсейкой»,В.Кашо «Путешествие на дно морское»,

  • Г.Снегирёв «Про птиц», В. Бианки «Птичьи разговоры», «Стая птиц под снегом», Н. Сладков  «Друг или враг», Ф.Троицкий «От чего зацвёл цветок», П.Молчанов «Спасительница», М.Пришвин «Этажи леса», О.Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра», П.Синявский «Зелёная аптека».

Приобщая детей к здоровому образу жизни, необходимо обращать внимание на что, только бережное отношение каждого человека к каждому растению и животному поможет сохранить нашу планету красивой и уютной. Необходимо объяснять детям, что после себя мы должны оставить Землю такой же и даже лучше, чем она была до нас, формировать осознание детьми, что мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранялась везде: в лесу, в реке, в городе. Мы должны заботиться о себе, своем здоровье, других людях, воздухе, которым дышим, воде, которую пьем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!