МКОУ «Болотская средняя общеобразовательная школа»
Система работы классных руководителей с учащимися, воспитывающимися в социально-неблагополучных семьях
Выполнил:
классный руководитель 1 класса
Дубикова Т.А.
"Дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".
А. С. Макаренко
Основная задача классного руководителя (общая с родителями) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Одно из направлений деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Неблагополучная семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
Особенно часто при этом страдают дети, они же отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психо - эмоциональными расстройствами.
Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.
1. Нарушение поведения: бродяжничество, агрессивность, хулиганство, кражи, аморальные формы поведения, неадекватная реакция на замечания взрослых.
2.Нарушение развития: уклонение от учебы, низкая успеваемость.
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и призывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него с отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.
Задача классного руководителя - создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Алгоритм работы классного руководителя с неблагополучными семьями:
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью;
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
4-й этап: установление связей с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;
6-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями;
7-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
8-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
1. Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
3. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
4. Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
5. Эмоциональная поддержка.
Основные функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей:
1. Создать благоприятную обстановку в классе вокруг ребёнка из неблагополучной семьи.
2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
3. Планировать работу с неблагополучными семьями.
4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в классе.
5. Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей из неблагополучных семей.
6. Работать с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
7. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки и клубы по интересам, в том числе в занятость выходного дня.
В 1 классе обучаются три ребёнка из неблагополучных семей - Гусаков Радж, Стёпкан Владимир, Унгефуг Иван. Гусаков Радж проживал в неполной, многодетной, цыганской семье. Мать Гусакова Мария Алексеевна не работала, занималась бродяжничеством, воспитанием детей не занималась, семья проживала в антисанитарных условиях. На данный момент Гусакова М.А. уехала в неизвестном направлении, детей забрал их отец в свою новую семью. В этой семье дети получают необходимый уход. В настоящее время Гусаков Радж проживает в удовлетворительных жилищно-бытовых условиях, обеспечен одеждой, обувью, продуктами питания, но воспитательный процесс находится на самом низком уровне. Мальчик отстаёт в развитии от своих сверстников.