СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы куратора студенческой группы на тему: «Формирование активной жизненной позиции студентов через внеучебную занятость»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование активной жизненной позиции студентов через внеучебную занятость - это осознанное участие в жизни отдельного коллектива и общества в целом, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей и достижение общественных целей при разумном соотношении личных и общественных интересов.

Просмотр содержимого документа
«Система работы куратора студенческой группы на тему: «Формирование активной жизненной позиции студентов через внеучебную занятость»»

Комитет образования и науки Волгоградской области 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский колледж машиностроения и связи»






Система работы куратора студенческой группы на тему:

«Формирование активной жизненной позиции студентов

через внеучебную занятость»




























Автор - Пенькова Анна Алисовна

преподаватель иностранного языка,

куратор



2025

Формирование активной жизненной позиции студентов через внеучебную занятость - это осознанное участие в жизни отдельного коллектива и общества в целом, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей и достижение общественных целей при разумном соотношении личных и общественных интересов.

Законодательная база деятельности куратора в системе среднего профессионального образования (СПО) в России основывается на нескольких ключевых нормативных правовых актах, которые регулируют образовательный процесс, права и обязанности участников образовательной деятельности, а также профессиональные стандарты. К ним относятся Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), постановления и распоряжения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации и профессиональные стандарты. Хорошо организованное кураторство способствует повышению качества образования, социализации студентов и подготовке их к успешной профессиональной деятельности. Целью работы куратора является создание условий для формирования активной жизненной позиции студентов, способствующей их социальной и профессиональной самореализации, развитию лидерских качеств, ответственности за свои поступки, пониманию важности участия в жизни коллектива и общества в целом. Задачи куратора: - организация внеучебной деятельности: проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий для вовлечения студентов в активную общественную жизнь; - сотрудничество с учреждениями города для участия студентов в городских акциях и мероприятиях; - содействие в самореализации: поддержка студенческих инициатив, помощь в организации творческих и общественных проектов; создание условий для проведения мастер-классов, тренингов и открытых дискуссионных площадок по актуальным темам; - информационная поддержка: проведение лекций, семинаров и консультаций по социально-правовым вопросам, информирование о возможностях участия в различных проектах и мероприятиях; распространение информации о правовых, социальных и культурных событиях через информационные каналы колледжа; - волонтерская деятельность: участие в волонтерских акциях, направленных на помощь различным категориям граждан (ветеранам, детям, людям с ограниченными возможностями); привлечение студентов к участию в акциях по благоустройству, помощи бездомным животным, экологическим проектам и т.д.; - психологическая поддержка и наставничество: обеспечение индивидуальной и групповой поддержки для студентов, нуждающихся в помощи в процессе их социальной адаптации и самоутверждения; осуществление регулярного мониторинга уровня вовлеченности студентов и выявление затруднений на пути к формированию активной жизненной позиции.

Со студентами закрепленных групп при формировании активной жизненной позиции мной используются следующиенаправлениядеятельности:

участие в культурно-массовых и спортивныхмероприятиях;

участие в организационно-массовой работе на добровольной основе;

проведение социально-правовой и информационной работы;

участие в тематических конференциях, диспутах, семинарах, уроках-деловых играх;

участие в волонтёрской деятельности;

адаптация и инклюзия.

Современная социокультурная среда, в условиях которой происходит становление мировосприятия студентов характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. К таким особенностям относятся: увеличение скорости изменений в жизни, быстрое освоение новыми поколениями социального опыта; стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира; смещение ценностных ориентаций; углубление социальных и культурных противоречий, локальных конфликтов и других факторов, угрожающих человеку, его жизни, здоровью и др. Существенная роль в разрешении проблем и противоречий современного мира отводится образованию человека. Образование как важный фактор социализации призвано помочь человеку осмыслить окружающий мир, свою взаимосвязь с социокультурной и природной средой, выработать достаточно определенное непротиворечивое видение современного мира и своего места в нем. Следовательно, проблемы человека, его мировосприятия и воспитания необходимо рассматривать во взаимосвязи с образовательной средой.Формирование активной жизненной позиции у студентов колледжа является важной задачей, которая способствует их социальному и личностному развитию.


Ниже приведены примеры участия студентов закреплённых учебных групп во внеучебных мероприятиях по разным направлениям.


Участие студентов в культурных и спортивных мероприятиях колледжа и города способствует развитию командного духа, улучшению межличностных отношений и повышению общей мотивации. Эти мероприятия могут варьироваться от спортивных соревнований до фестивалей искусств. Ключевым аспектом является создание положительного имиджа колледжа и интеграция студентов в культурную жизнь города.Участие студентов в спортивных мероприятиях в колледже и за его пределами: сдача ГТО, участие в общеколледжных соревнованиях по армрестлингу, волейболу, стритболу, баскетболу.

Этот метод организации деятельности студентов эффективен для создания у студентов чувства принадлежности и общности, а также развития лидерских качеств и социальных связей.

П ривлечение студентов к организационно-массовой работе на добровольной основе.

Организационная работа помогает студентам развивать навыки управления проектами и работы в команде. Когда студенты принимают участие в планировании и проведении мероприятий, это способствует развитию их организаторских способностей и ответственности. Участие студентов в различных концертах разного уровня: от общеколледжного фестиваля иностранных языков «ФИЯ» до Фестиваля34.

Это хороший способ формирования активной жизненной позиции, так как студенты учатся принимать инициативу и нести ответственность за результаты своей деятельности.

К онсультирование по социально-правовым вопросам и информирование о возможностях самореализации помогают студентам ориентироваться в сложной правовой и социальной среде. Это создает у них уверенность в своих правах и возможностях, что особенно важно для молодежи.Ежемесячно в колледже проводятся различные мероприятия, в том числе встречи с работодателями.

Успех таких мероприятий зависит от доступности и качества предоставляемой информации. Студенты становятся более инициативными и активными, что положительно сказывается на их жизненной позиции.

У частие в тематических фестивалях, диспутах, семинарах, уроках-деловых играх.

В первую очередь хотелось бы упомянуть проведение ежегодного фестиваля иностранных языков «ФИЯ».

Эти формы работы развивают критическое мышление, навыки публичных выступлений и аргументации. Студенты учатся высказывать свою точку зрения и слушать мнения других, что способствует развитию более глубокого понимания различных социальных и профессиональных тем.Данный метод способствует расширению кругозора студентов и формированию навыков взаимопонимания, что делает его высокоэффективным.


В ГБПОУ «ВКМиС» действует волонтерское объединение студентов «Созвездие добра». Участие в волонтёрских акциях и проектах объединения принимают и мои подшефные студенты(например, помощь ветеранам, работа в центрах реабилитации).Сотрудничеств по этому направлению развивает у студентов не только чувство ответственности, но и эмпатию. Это помогает им осознать важность социальной ответственности и готовности помочь другим.Участие в таких мероприятиях как «Добрый автобус», сбор подарков для участников СВО, в акции «Письмо солдату».

В олонтёрство формирует активную жизненную позицию, так как студенты видят результаты своей работы и получают эмоциональное удовлетворение от помощи другим.

Адаптация и инклюзия. Это в первую очередь, помощь студентам с ограниченными возможностями в интеграции в учебный процесс и создание условий для равного доступа к образовательным ресурсам.Посещение детской больницы, выступления для пожилых людей.





Все перечисленные формы внеучебной занятости студентов вносят вклад в формирование их активной жизненной позиции. Каждый вид мероприятий имеет свои особенности, но все они направлены на развитие ключевых компетенций: социальных, организационных, правовых и личностных. Успех применения такого сотрудничества зависит от заинтересованности студентов, качества организации мероприятий и условий, в которых они реализуются. Самая высокая эффективность наблюдается тогда, когда интересы комбинируются и поддерживают друг друга, создавая целостную систему вовлечения студентов.



Ожидаемые результаты от внеучебной занятости студентов:
  1. Увеличение числа студентов, активно участвующих в жизни колледжа и города.
  2. Формирование у студентов навыков лидерства, ответственности и социальной ответственности.
  3. Повышение уровня информированности студентов о возможностях социального участия и саморазвития.
  4. Создание позитивной атмосферы в учебном заведении, способствующей активному социальному взаимодействию и взаимопомощи.

Куратор, реализуя эту систему работы, будет способствовать созданию активного студенческого сообщества, способного не только к самореализации, но и к совместному решению актуальных проблем общества.
Список использованной литературы:

1. Мотивация изучения иностранных языков учащимися профессиональных училищ/ А.А. Пенькова; Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы: Материалы международной научно- практической конференции/под ред. Л.А. Миловановой. Т.1. Актуальные проблемы лингводидактики. Волгоград: Парадигма, 2008.- 442С.

2. Аспекты нравственного воспитания на уроках английского языка / А.А. Пенькова; Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы: материалы IV международной научно- практической конференции/под ред. Л.А.Миловановой. Т.1. Актуальные проблемы лингводидактики. Волгоград: Парадигма, 2012.- 226С.

3. Проблема сформированности межэтнической толерантности у учащихся гимназии/ А.А. Пенькова; VIII Международная Актуальные проблемы научно- практическая конференция «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире»(дата разная – 30 июня 2012г.)-Краснодар, 2012. – 158с.

4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебное пособие для студентов педагогических институтов. -Москва: Просвещение 2006 г.

5. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.-М.: Педагогика, 1982.- Т.1. – С.405.

6. Локк Дж. Мысли о воспитании // Хрестоматия по зарубежной педагогике / Сост. А.И. Пискунов. М., 1971.-С.193.

7. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические сочинения - М.: Учпедгиз, 1945.-С.61-69.

8. Адашева Н.В. Формирование исследовательских умений в процессе гражданского воспитания студентов. Журнал СПО № 10, 2009г.

9. Пивоварова, О. Н. Формирование активной жизненной позиции у студентов в урочное и внеурочное время / О. Н. Пивоварова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1409/ (дата обращения: 09.02.2025).