СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы на «Экологической тропе» ДОУ в старше-подготовительной группе «Паровозик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Один из путей повышения эффективности  развития и воспитания на «Экологической тропе»  состоит в использовании разнообразных форм, методов и приемов работы.

Просмотр содержимого документа
«Система работы на «Экологической тропе» ДОУ в старше-подготовительной группе «Паровозик»»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Зиняковский детский сад»

Нижегородская область Городецкий район








Система работы на

«Экологической тропе» ДОУ

в старше-подготовительной группе

«Паровозик»

Воспитатель:

Корчик Е.А.







2021

   Природа оказывает на ребенка не только воспитательное, но и оздоровительное воздействие. Поэтому уже с дошкольного возраста надо учить детей правильно относиться к окружающей среде, а значит и к своему здоровью. Этот удивительный мир встречает детей множеством тайн и загадок, звуков, запахов, заставляет смотреть, слушать, думать. Каждая прогулка дает возможность наблюдать, познавать, удивляться новому и интересному! Важно формировать у детей потребность изучать и беречь природу. Осуществить эту задачу можно посредством «Экологической тропы» на которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно делать выводы.

           Экологическая тропа - это подготовленный выход в природу. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для получения экологических занятий, воспитания экологической культуры и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

ЦЕЛЬ создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников, формирование экологической культуры (совокупность экологических чувств и экологической деятельности).

ЗАДАЧИ экологической тропы:

- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и о формирования познавательной активности дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

- Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром. Привлекать детей к уходу за растениями и животными, охране и защите природы.

- Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе. Развивать познавательный интерес ребенка к миру природы, формировать его самоидентификацию в качестве части природы. Прививать ответственность за ее сохранность.

- Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности

- Формировать навыки грамотного поведения в природе;

- Знакомить  с простейшими способами ориентирования на местности;

- Оздоровить дошкольников на свежем воздухе при помощи тропы здоровья.

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождения: с.Зиняки ул.Ветеранов д.16 МБДОУ «Зиняковский детский сад»

Год закладки: 2015

Состояние тропы: удовлетворительное

Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, элементарные опыты и исследования, акции, театрализованные занятия, игры, эколого-оздоровительные походы.


Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы.

Ноачало маршрута от « » -хозяйки тропы, затем движение по территории вокруг детского сада: стенд «Правила поведения в природе», «Пень», «Ландыш», «Цветник», «Зеленая аптека», «Водоем», «Чудо-огород», «Метеостанция», «Птичий городок», «Русская береза», «Рябина», «Муравейник», «Мини лаборатория», «Сельский дворик», «Тропа здоровья», «Дерево желаний».


Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Один из путей повышения эффективности развития и воспитания на «Экологической тропе» состоит в использовании разнообразных форм, методов и приемов работы.

Наблюдение является основным методом экологического воспитания.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важных задач умственного воспитания. Например наблюдение за природными объектами в разное время года, серия наблюдений за одним объектом (за березой, за божьей коровкой…), за сезонными изменениями в природе и жизни растений, за насекомыми, за птицами, за явлениями природы (дождь, снег, туман), за объектами неживой природы и т.д. («Домок-теремок», «Как вода превращается в лед», «Почему «плачут» сосульки», «В гости к рябинке», «Здравствуй лето», «Кто-кто в водоемчике живет» и др.)

Знакомя детей с природой, мы используем разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, альбомы, серии развивающих картинок («Птицы средней полосы России», «Дикие животные средней полосы России», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Деревья», «Цветы», «Фрукты», «Овощи» и т.д.»)

Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к самостоятельным суждениям и умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей («Влияние подкормки на цветы», «Определить, где различные растения лучше растут: в тени или на свету», «Как зависят свойства песка от погоды (солнечная, дождливая)», «Где быстрее растает снег», «Что происходит с почками деревьев» и др.)

В экологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры:

Дидактические игры уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе («С какого дерева листок», «Найди дерево по описанию», «Назови правильно», «Что сначала, что потом», «Цепочка слов», «Найди такой же цветок», «Найди лишнее», «Волшебный мешочек», «Узнай по описанию», «Найди по следу», «Чем отличается» и др.)

Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Деревья, цветы, плоды», «Четыре времени года», «Растения», Лото «Фрукты, овощи» и др.).

Словесные игры проводятся для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» «Кто знает, пусть продолжает» и др.

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Например, такие игры как «К дереву беги», «Кто мороза не боится», «Собери овощи в корзинку», «Ручеёк», «На одной ножке вдоль дорожки», «Воробушки и кот», «Птицы и автомобиль», «Наседка с цыплятами», «Гуси-гуси…»,«Мыши и кот», «Волк и овцы», «Кролики», «Куры в огороде», «Птицы в гнёздах» и др.

 Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать» «Тонущий корабль», , «Волшебное превращение», «Песочные струйки» и т.п.). В старших группах с успехом используем  соревновательные игры («К дереву беги», «Кто быстрее до пенька», «Рыбалка», «Водоносы»), игры-путешествия («Клад», «Следопыты»), игровые упражнения («Волшебные елочки», «Река, берег, парус» и др.)

Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями:

- для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе.

Беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т.д. Или она может строиться на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач. Беседа также используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т.д. Она проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. .(«Березка белоствольная», «Насекомые», «Ветерок», «Что растёт на огороде», «Насекомые польза или вред», «Встреча с растениями», «Деревья на нашем участке», «Строение цветов» и др.)

В общении с детьми воспитатели используют рассказы о природе. Основная цель – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы или, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах. («Знакомьтесь – ландыш», «Это интересно», «

Чтение художественной литературы детям помогает воспитателю обогащать их знания, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» В.Бианки; и др.). В каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому слушателю беречь, защищать и изучать природу (Н.А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял», Б. Заходера «Про всех на свете», К. Чуковский «Чудо-дерево», С. Козлов «Такое дерево», И Бунин «Листопад», С. Чёрный «Загадки» и др.). Заучивание стихов, поговорок, отгадывание загадок.

Современное образование требует от педагогов применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность («Луковка», «Огород на окне»,

Экскурсии - особая форма организации работы на «Экологической тропе». Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. 
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений  о взаимосвязях в природе, а также развитию наблюдательности. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья («Экологический рейд», «Зимняя экскурсия», «Отговорила роща золотая», «Муравьишка» и др.)

Экологические акции – это значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность («Елочка-зеленая иголочка», «Покормите птиц зимой», «День Земли», «День птиц» , «Чтобы деревья были большими», «Майский букет (к 9 мая)» и др.).

Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Педагогический смысл экологических праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком («День воды», «Праздник березки», «Праздник мыльных пузырей», «Знатоки природы» и т.д.)

Эколого-психологический тренинг - одна из новых технологий экологического образования и просвещения, находящаяся на стыке педагогики, экологии и психологии. Она основанная на общей методологии социально-психологических тренингов и направленная на коррекцию и развитие отношений ребенка к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью) и к окружающей социоприродной среде (игра «На участке дождь», «Лесной карнавал», упражнение «Забавные танцы», «Необычное знакомство»). В тренингах могут участвовать дети разного возраста, даже двухлетние малыши, особенно, в разновозрастных группах. Хорошо, если в работу включаются также младший воспитатель, педагоги, родители, братья и сестры воспитанников.

Организованная образовательная деятельность на «Экологической тропе («Насекомые», «Колюча природа», «Лекарственные растения», «Витамины на грядке», «Осенние деревья», «Птицы зимой», «Экологическая тропа.Зима,» и др.) Свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях музыкой, изобразительной («Осенний ковер», «Листочки и почки», «Снегопад», «Кисть рябины», «Сказочное дерево», «Мой любимый цветок»), театрализованной деятельностью (сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Три поросенка» и т.п.).

В процессе труда в природе у детей воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Дошкольники знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных (уход за растениями: прополка, рыхление, полив; сбор семян, гербария, материала для поделок; подкормка птиц, уборка снега, уборка сухих листьев с клумбы).

Совместно с родителями организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье по экологическому воспитанию дошкольников

Формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство.

Грамотная с точки зрения экологии организация «Экологической тропы» обеспечит проявление у каждого ребёнка интереса и потребности

во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать

познавательное отношение к ней и обеспечит становление осоознанно-

правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей