СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы над пунктуационной грамотностью учащихся 7-9 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы учителя над пунктуационной грамотностью учащихся

Просмотр содержимого документа
«Система работы над пунктуационной грамотностью учащихся 7-9 классов»

Система работы над пунктуационной грамотностью учащихся 8-11 классов

Пунктуационная грамотность учащихся - проблема, с которой сталкивается каждый учитель. В моей педагогической практике был ученик, который ставил запятые чуть ли не через каждое слово. И на мой вопрос, зачем он так делает, услышала: «Я так чувствую…». Как же научить детей слышать учителя, когда, например, мы диктуем текст, и правильно чувствовать, где нужно и какой знак препинания поставить?

Начиная уже с 5 класса, я говорю детям о том, что знаки препинания выполняют две функции: выделительную и отделительную. В 5-7 классах ученики должны понимать, что выделяются обращения, вводные слова, прямая речь, причастные и деепричастные обороты (кстати, в 7 классе ввожу термин «обособленные члены предложения»), а отделяются однородные члены предложения, части сложного, слова автора.

К 8 классу учащиеся уже знакомы с ролью пунктуации в смысловом членении текста и основными знаками препинания. Совершенствование пунктуационных умений и навыков учащихся в 8 – 9 классах предполагает опору на уже полученные ранее знания и последовательное обогащение их новыми сведениями.

Работа по овладению пунктуационными нормами и правилами строится с учетом основных принципов русской пунктуации: интонационного, смыслового, структурного (формального). Принципы эти специально не изучаются в 8 – 9 классах, однако последовательно учитываются при формулировке правил и в комментариях к ним. Выполняя те или иные задания, объясняя постановку знаков препинания, учащиеся должны понимать, что отражает употребление каждого знака (смысловое членение речи, ее структурное членение, наконец, ее ритмико-интонационное строение). Необходимо обращать особое внимание учеников на то, что современная русская пунктуация не ограничивается только одним принципом, а опирается на их взаимодействие: и на структуру предложения (текста), и на его смысл, и на его интонационные особенности. Например, в предложении

В одной из московских домовых церквей, близ Пречистенских ворот, оканчивалось служение заутрени употребление двойной запятой обусловлено как смысловым, так и интонационным выделением уточняющего оборота, а постановка точки в конце предложения — знак его структурной и смысловой завершенности, в то же время употребление точки определяется и интонацией конца высказывания.



При изучении и закреплении правил пунктуации полезны упражнения на составление схем предложений с расстановкой в них знаков препинания и, наоборот, составление по данной схеме предложений. Работа со схемами способствует более прочному запоминанию пунктуационных правил и самостоятельному применению их на письме учащимися.

Например, при изучении однородных членов предложения целесообразны следующие упражнения.

1) Чтение графических схем.

не только , но и ].

(Предложение простое, осложнено однородными членами, связанными двойным союзом не только … но и, перед второй частью которого ставится запятая).

ни , ни ].

(Предложение простое, осложнено однородными членами, связанными повторяющимися союзами, между которыми ставится запятая).

2) Нахождение в тексте предложения (знаки препинания не расставлены), соответствующего схеме:

[ и , и , и , и ].

Народные сказки знакомы всем но в науке нет единого определения этого жанра. Словом сказка мы называем и нравоучительные рассказы о животных и полные чудес волшебные сказки и замысловатые авантюрные повести и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности своё содержание свою тематику свою систему образов свой язык.

3) Составление предложений по схемам:

[ ни , ни , ни – ––– ].


( Ни шум машин, ни грохот трамваев, ни гудки поездов – ничто не нарушало тишину ночи.)

[  –––– ––– то , то ].


(Полевая тропинка бежит то под откос, то на бугорок.)

4) Запись предложений, составление графических схем.

Ск азки слушают, рассказывают и читают во всех уголках земного шара.

[ , , ].

Они выражают мечты о будущем, отношение к действительности, эстетические идеалы, мировоззрение трудового народа.

, , , ].

Весёлые и грустные, страшные и забавные сказки для каждого связаны с воспоминаниями о детстве, с первым приобщением к искусству слова.

[ и , и ]. [ , ].

5) Графический диктант (составление схем предложений на слух).

Буран, и вьюга, и холода задерживали наше продвижение.

, и , и ].

Эт а мельница, кустарник и запах листьев – всё было необычно.

[ , и – ].

По вечерам он читал, или играл в шахматы, или смотрел телевизор.

, или , или ]. И т.д.


Чтобы закрепить изученные правила, отработать навыки их применения, развить пунктуационную зоркость учащихся, предупредить возможные ошибки, осуществить связь между формированием правописных навыков и развитием речи учащихся, на уроках по пунктуации эффективными являются следующие виды диктантов.

1. Предупредительный диктант предполагает устное объяснение пунктограмм до записи текста.

Данный вид диктанта, как правило, используется на уроках изучения нового пунктуационного материала. После ознакомления учащихся с правилом даётся задание: объясните изученную пунктограмму и запишите предложение. Один учащийся вслух проговаривает правило (опознавательные признаки пунктограммы и условия выбора написания) и после этого записывает предложение в тетради, графически обозначая пунктограмму, класс работает вместе с ним.

2. Комментируемый диктант (комментированное письмо).

При комментированном диктанте объяснение тоже опережает написание, но только на пунктуационно-смысловой отрезок. Цель диктанта – повторить и закрепить изученные ранее пунктограммы.

Учитель даёт задание: прокомментируйте постановку знаков препинания в предложении – и медленно начинает читать. Один учащийся комментирует, класс слушает, пишет вслед за ним, проверяет.

3. Объяснительный диктант предполагает объяснение пунктограмм после написания текста диктанта.

Учитель даёт задание: запишите предложения, объясните расстановку знаков препинания – и медленно начинает читать. Учащиеся слушают, записывают, графически выделяют пунктограммы и затем вслух объясняют их. Например, при закреплении темы «Вводные слова и предложения, знаки препинания при них»:

Вводное слово

1) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. (Вводное слово выражает уверенность, оно стоит в середине предложения, поэтому выделяется запятыми с обеих сторон).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!