СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы общественного воспитателя с детьми с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлен опыт работы общественного воспитателя  с умственно отсталыми детьми, описывается система коррекционно-профилактических мероприятий для детей с девиациями в поведении.

Просмотр содержимого документа
«Система работы общественного воспитателя с детьми с интеллектуальными нарушениями»

Из опыта работы общественного воспитателя с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

В августе 2017 года двое обучающихся 4 класса Б Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ОКОУ «Курская школа»), Виталий П. и Дмитрий Н., за совершенное ими правонарушение были поставлены на внутришкольный профилактический учет и учет в Инспекции по делам несовершеннолетних. В связи с данным происшествием в течение 2017-2018 учебного года Координационным Советом школы на учителя начальных классов Е.И. Горякину были возложены функции общественного воспитателя этих детей.

Согласно «Примерному положению об общественных воспитателях несовершеннолетних», утвержденному постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курской области от 13 ноября 2009 года, общественным воспитателем может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, по своим деловым и моральным качествам способный быть авторитетным наставником, социально положительным примером для несовершеннолетнего, а также возлагающий добровольно на себя обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации.

Цель работы общественного воспитателя: совершенствование деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения роли общественности в воспитании несовершеннолетних и защите их прав.

Основными задачами общественного воспитателя являются:

- участие в осуществлении мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетнего в пределах своих способностей, возможностей и полномочий;

- оказание помощи родителям или иным законным представителям в воспитании несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации или склонного к нарушениям общественного порядка;

- оказание содействия в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в целях предупреждения его антиобщественных действий, совершения повторных общественно опасных деяний, преступлений;

- взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетнего.

Несмотря на то, что и Виталий П. и Дмитрий Н. являлись обучающимися ОКОУ «Курская школа» уже не первый год, с целью повышения эффективности педагогической работы общественным воспитателем Е.И. Горякиной были изучены диагностические материалы психолого-педагогического обследования детей, проведенного школьным педагогом-психологом в начале учебного года и включающего в себя исследование уровня мотивации обучения, степени агрессивности детей, познавательных способностей и сферы интересов обучающихся. Для диагностики были использованы стандартизированные методики, адаптированные для лиц с ОВЗ:

  • карта интересов (автор А.И. Савенков);

  • методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (автор Е.П. Ильин);

  • методика изучения познавательного интереса (автор В.С. Юркевич);

  • методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в потребностной сфере (автор Н.И. Гуткина).

Анализ диагностических данных показал, что, даже являясь родными братьями, Виталий П. и Дмитрий Н. – разные по особенностям характера, темпераменту, по способностям и увлечениям люди.

Виталий - ребенок довольно любознательный, открытый, общительный, рассудительный, отзывчивый, готовый прийти на помощь одноклассникам в различных бытовых ситуациях. Это мальчик, эмоционально неустойчивый, впечатлительный, импульсивный, внушаемый, легко поддающийся влиянию извне. Вместе с тем активный, подвижный, увлекающийся, обладающий хорошими творческими способностями в разных сферах деятельности. Виталий проявляет огромный интерес к рисованию, занятиям лепкой, аппликацией, спорту. Это человек, у которого довольно успешно сформировались учебная мотивация и положительное отношение к обучению в целом. Ребенок не склонен к проявлениям агрессии, признает авторитет взрослого и критику в свой адрес воспринимает адекватно ситуации.

Дима - мальчик, который несколько уступает в своем интеллектуальном развитии старшему брату, из-за чего, с одной стороны, находится под постоянным давлением со стороны родителей и родственников, с другой стороны, успехи Виталия становятся мощным стимулом для дальнейшего продвижения Дмитрия в учебной и внеурочной деятельности. В потребностной сфере ребенка преобладают игровые мотивы. Дмитрий воспринимает обучение как развлечение, как средство получения хороших отметок. Это ребенок, обладающий незаурядным упрямством, несговорчивый, нетерпеливый, скрытный, склонный к проявлению враждебности, даже по отношению ко взрослому. Любое критическое замечание он воспринимает как личную обиду, посягательство на его свободу и независимость. Однако под воздействием корригирующего обучения подобные негативные черты благополучно сводятся к минимуму. Изучив сферу интересов Димы, можно сказать, он тоже проявляет большой интерес к рисованию, занятиям спортом, любит конструировать. Наиболее важной и значимой чертой характера Дмитрия стало его стремление к повышению его социальной значимости: мальчик охотно помогает одноклассникам и классному руководителю в выполнении простых трудовых поручений.

По итогам изучения диагностических данных, Е.И. Горякиной для был разработан план реабилитационной работы с обучающимися, включающий в себя 3 основных направления: социальное, психологическое и педагогическое.

Основные направления, формы их организации и примерная тематика работы представлены на схеме.
















В течение всего учебного года социальным педагогом, педагогом-психологом, классным руководителем, учителями – предметниками, администрацией школы велась консультативная работа с несовершеннолетними и их мамой.

Е.И. Горякиной были составлены индивидуальные планы профилактической работы для каждого обучающегося, в рамках которых предполагалось проведение классных часов, бесед, индивидуальных консультаций, посвященных социально-правовому просвещению школьников, формированию нравственных качеств личности, стремления к здоровому образу жизни. Были запланированы мероприятия по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде, по профилактике употребления психотических веществ среди несовершеннолетних. В график мероприятий были включены беседы о том, с какого возраста наступает уголовная ответственность, о мерах наказания за совершенные противоправные действия. На одном из запланированных классных часов демонстрировался видеофильм, рассказывающий о жизни малолетних преступников в исправительной колонии.

Особое внимание уделялось организации внеурочной деятельности Виталия и Дмитрия. С целью пропаганды здорового образа жизни, привлечения обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом Виталий и Дмитрий были задействованы во всех спортивных соревнованиях, проводимых как в школе, так и за ее пределами. Кроме того, практически с самого начала учебного года мальчики стали посещать занятия по адаптивному дзюдо.

Необходимо отметить, что Виталий и Дмитрий являются постоянными участниками различных тематических конкурсов и соревнований, организуемых внутри школы. В группе продленного дня дети были задействованы в работе танцевального, хорового кружка, в подготовке всевозможных общешкольных мероприятий, концертов, посвященных различным календарным праздникам - Дню учителя, Дню матери, Новому году, Дню защитника Отечества, 8 Марта, а также мальчики принимали активное участие в организации выпускного бала, приуроченного к окончанию начальной школы.

Активно велась работа и по формировании морально-нравственных ценностей, воспитанию патриотизма и гражданской культуры: мальчики были задействованы в конкурсе открыток и плакатов, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы. Дети принимали участие в торжественном возложении цветов к памятнику К.К. Рокоссовскому.

В рамках недели начальных классов, ежегодно проводимой в ОКОУ «Курская школа», на конкурсах чтецов и рисунков Виталий и Дмитрий стали призерами, заняв второе и третье место соответственно.

К концу 2017-2018 учебного года педагог Е.И. Горякина прекратила свою деятельность в качестве общественного воспитателя для Виталия и Дмитрия в связи с выполнением плана профилактической работы с обучающимися и достижением положительной динамики в их социальной адаптации. Дети были сняты и с внутришкольного профилактического учета, и с учета в ОДН.

Необходимо подчеркнуть, что подобных результатов можно достигнуть лишь благодаря хорошо спланированной и скоординированной работе социальной, психологической и педагогической служб образовательного учреждения. Однако следует помнить, что возможные девиации в поведении данной категории обучающихся, безусловно, легче поддаются коррекции, сглаживаются, минимизируются в младшем школьном возрасте, но, к сожалению, не исчезают с поступлением детей в среднее и старшее звено.

Именно поэтому работа по обозначенным направлениям должна вестись непрерывно в течение всех последующих лет обучения детей.




Интернет-источник:

- http://adm.rkursk.ru/index.php?id=33&mat_id=35897