СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по адаптации первоклассников учителя Порчинской Н.А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы по адаптации первоклассников учителя Порчинской Н.А.»

Система работы учителя Порчинской Н.А.

по успешной адаптации первоклассников

В 1-В классе обучается – 21 человек. 7 девочек и 14 мальчиков.

3 обучающихся – 2014 года рождения, 18 – 2013 года рождения.

Все дети из полных семей.

19 обучающихся-основная группа здоровья,4-подготовительная.

«Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление.

Адаптация к школе – «перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» (Коломинский Я.Л.)

Успешность адаптации первоклассников к школе зависит конечно от родителей и учителя. Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от неё новой интересной жизни. Но зачастую малыш быстро понимает, что учёба – это тяжёлый труд, и не всегда он приносит радость. И тут желание ребёнка гаснет, а иногда и пропадает совсем. Поэтому главная моя задача, как учителя не дать погаснуть этому желанию. Желанию учиться. Уже с 1 сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников. Процесс адаптации занимает, как правило, около двух месяцев. Хотя у некоторых детей нередко затягивается до шести месяцев. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, я прежде всего, ставлю задачу познакомить детей друг с другом, стараюсь создать доброжелательную атмосферу в классе, даю детям возможность почувствовать себя школьниками. Всю первую неделю мы знакомились друг с другом и со школой. Учили имена и отчества учителя, директора школы. Знакомила с профессиями работников школы, учила ходить ребят по школе парами. Учили как по- разному можно произносить имена ребят, например, Сашу можно называть Сашенькой, Александром, Сашулей. Были проведены классные часы на тему «Познакомьтесь- это Я», на которых сначала Я рассказала о себе, затем каждый из ребят рассказывал о себе, о своей семье. Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 3-4 урока. Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно использую игровые приёмы обучения. Проводим уроки- сказки, уроки путешествия.В целях снятия напряжения провожу физминутки в классе, затем ребята их учат и сами проводят. Очень нравятся детям анимационные физминутки.

Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов формирования учебно- познавательной деятельности постоянно хвалю, одобряю, поддерживаю ребят. В первом классе оценки не выставляются. Вместо оценок в прописях и тетрадках пишу «Молодец!», «Хорошо!», наклеиваю наклейки в виде сердечек, звёздочек, солнышек.

На уроках использую ИКТ. Учитывая возрастные особенности детей, вовлекаю своих воспитанников в различные формы работы: коллективные; групповые, парные; индивидуальные.

В сентябре была проведена стартовая диагностика работоспособности и готовности детей к учебной деятельности с целью выявления стартовых возможностей первоклассников.

С самого начала я поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использую правила:

- скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка);

-хвалить исполнителя,

-критиковать только исполнение;

-не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.

В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.


Рефлексивноеобучение
Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Рефлексии настроения и эмоционального состояния.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, так и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности
Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: уверен в своих знаниях в основном уверен нужно ещё повторить нуждаюсь в помощи

Рефлексия содержания учебного материала
Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Для сохранения здоровья провожу курс внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым!», где я знакомлю ребят с правилами игр, провожу подвижные игры.

В адаптационный период проводила работу с родителями. Старалась заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:

- эмоциональной поддержке ребенка;

- организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении).

- проработке правил для учащихся.

В октябре провела родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе». Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период.

В конце первой четверти, как итог адаптационного периода провели традиционный праздник: «Посвящение в первоклассники». Для этого праздника были подготовлены стихи, песни, развивающие и весёлые игры. Все родители и ребята остались очень довольными.

Самым непростым делом для первоклассников оказалось спорить не ссорясь и не обижаясь друг на друга. Первоклассники пришли в этом году гиперактивные. Никто не хочет уступать друг другу, ругаются, плачут, обижаются, поэтом я веду планомерную работу по воспитанию своих ребят. Учим законы дружной жизни, правила поведения в классе, на перемене, в столовой, в туалете.

Мною организована воспитательная работа в классном коллективе «Пчелки». Материально-техническое оснащение школы высокое. В классе есть много: игр, лото. На перемене и после уроков ребята учатся играть коллективно. Таким образом, создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нём субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.В классе было выявлено 2 человека (Аширбеков Д. Пестряков С.) с нарушениями звукопроизношения т.е. дефектами речи. А так же 2 человека с нарушениями саморегуляции поведения(Ордынский Т. Климович Г.)Для детей и родителей испытывающих трудности в обучении(усвоение материала, поведенческие проблемы) работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум ПМПк. По запросу классного руководителя специалисты работают с ребенком и родителями для выявления причин этих трудностей и оказания своевременной помощи.