Комарова А.Н.,
старший воспитатель
МДОУ «ЦРР – д/с № 104»
г. Магнитогорска
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ
«НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»
Доказано, что самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст.
В первые три года жизни закладываются основы личности ребенка (Б. Никитин, М. Ибука). Это стартовый период всех высоких человеческих начал (Н. Павлова). Маленькие дети обучаются всему намного быстрее. Этому способствует характерная для них познавательная активность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У детей развита интуиция, способность ярко и конкретно представлять образы и легко манипулировать ими. В основе интенсивного развития ребенка раннего возраста лежит неподдельный интерес к окружающему миру, тому, чем он воздействует на его органы чувств (цвет, форма, звук и пр.). Высокий уровень интереса к окружающему миру, объясняется тем, что по сути, ребенок многое (если не все) воспринимает впервые.
Существуют разные средства взаимодействия на чувства. Практика работы показала: одним из наиболее эффективных является искусство. В возрасте 2 – 3 лет ребенок очень восприимчив к устному народному творчеству, музыке, театру, литературе. Поэтому эти и другие виды искусства могут быть использованы с целью пробуждения его чувственной сферы.
На данном возрастном этапе искусство является сопровождающим фоном развития. восприятие произведений искусства способствует возникновению первых эстетических переживаний, развитию чувственной сферы, желания практически принять участие в художественном виде деятельности.
Наша система работы предполагала выделения ряда компонентов: целевого, содержательного и технологического.
Цель: раннее художественно-эстетическое, творческое развитие детей 3-го года жизни средствами искусства и изобразительной деятельности.
Задачи:
Приобщать детей к народному искусству, стимулируя интерес к его художественным образам.
Развивать сюжетно-изобразительный замысел через фольклор народов Южного Урала (потешки, прибаутки, заклички, стихи).
Создавать условия для накопления и активации эмоциональных переживаний, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
Знакомить детей с назначением отдельных предметов быта (одеждой, посудой, жилищем).
Стимулировать желание детей передавать свои впечатления в изобразительной деятельности (рисование, лепка).
Развивать интерес к собственной изобразительной деятельности, стимулировать желание детей рассказывать в рисунках и речи о том, что им интересно, что их волнует.
Продолжать знакомить детей со свойствами материала (краски, фломастеры, восковые мелки, карандаши) и элементарными традиционными приемами их использования, а также обучать владению основными инструментами (кисти, карандаши) и отдельными приемами нетрадиционной техники (пальцевая живопись, припечатка, тампонирование).
В содержательный компонент включен ряд принципов:
взаимосвязи сенсорного и творческого развития детей;
повторяемости сходных тем и программного содержания;
расширения, постепенного «наращивания» предметного содержания рисунка;
использование смещанной техники, который реализуется в следующих моментах:
рисование с использованием традиционной и нетрадиционной техники (рисование кистью, фломастерами, карандашами, пальцами, ладонью, тампонами, тычками – ватной палочкой);
использование в одном рисунке разных материалов;
сотворчество взрослого и детей;
комплексного использования разных форм работы, а также разных форм организации детей в процессе изодеятельности;
игровой подачи материала;
тесной взаимосвязи художественно-эстетического развития детей с речевым развитием;
опоры на идеи народной педагогики;
блочно-тематического планирования.
Третий компонент содержит технологию художественно-эстетического развития детей 3-го года жизни. В основе работы лежит сотворчество, активное использование народного фольклора, авторских стихов, элементов театрализации их содержания, атрибутов народного быта, игровая подача материала, развлечения, забавы на занятиях и др.
Предполагаемые результаты: интенсивное развитие у детей интереса к художественно-эстетической деятельности, развитие эмоционально-чувственной сферы.
Приложение
Октябрь
Тема: «Сорока – сорока»
1. «Сорока – сорока кашу варила». Пальцевая живопись.
2. «Украсим ложку». Рисование красками, тампонирование.
3. «Украсим ложку горошком». Рисование точек – горошка тычком – ватной палочкой.
4. «Листья распустились». Рисование красками, кисточкой.
Ноябрь
Тема: «Котя – котенька – коток ловит рыбок за хвосток»
1. «Разноцветные камешки». Рисование камешков на дне аквариума (пальцевая живопись) и травки – водорослей (кисточкой).
2. «Рыбка, рыбка – озорница». Тонирование силуэтов рыбок поролоном.
3. «Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла». Рисование пузырьков (пальцевая живопись) и корма для рыбок (смешанная техника рисования).
4. «Украсим шортики коту». Рисование кисточкой.
Март
Тема: «Весна»
1. «Веселые матрешки». Пальцевая живопись.
2. «Хоровод матрешек». Рисование кисточкой.
3. «Птицы весело запели возле нашего окна». Тонирование поролонов силуэтов птиц.
4. «Воробей с березы на дорогу прыг». Лепка птички с использованием дополнительного материала – тыквенных семечек.
Май
Тема: «Радуга»
1. «Радуга – дуга, принеси нам дождя!». Рисование красками. кистью.
2. «Дождик. Дождик, дай воды!». Рисование красками, ватными палочками.
3. «Травка зеленеет, солнышко блестит». Рисование фломастером.
4. «Одуванчики – цветы». Тампонирование поролоном.