СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по подготовке к олимпиаде по русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале содержится обощенный опыт работы учителя русского языка по подготовке к олимпиаде по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по подготовке к олимпиаде по русскому языку и литературе»

Научно - практическая конференцияпедагогического фестиваля

работников образования ОУ Красногвардейского района

«Педагогические инновации, педагогический опыт и эксперимент в процессе модернизации районной системы образования»









Секция «Общее среднее образование»



Описание опыта работы





Тема: «Система работы учителя по подготовке учащихся

к олимпиаде по русскому языку и литературе»























Выполнила: Гущина Тамара Кузьминична, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1 имени кавалера Орденов Мужества Ильичева Ивана Евгеньевича»

















Содержание



Информация об опыте ………………………………………………………….. 3

Технология опыта ……………………………………………………………….5

Результативность опыта………………………………………………………… .12

Библиографический список………………………………………………………15

Приложение к опыту……………………………………………………………... 16





























































Образовательные стандарты, время и общество требуют от выпускника современной школы способности творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу и самостоятельность, работать в команде. Поэтому необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности и развития личности не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Одним из способов, ориентированных на интеллектуальное развитие учащихся, является участие в различных предметных олимпиадах.

Олимпиадные задания требуют от учащихся серьезной компетенции, так как всероссийские олимпиады отличаются высоким уровнем сложности. Задания по русскому языку требуют от участников олимпиады решения вопросов, связанных с пониманием конкретных фактов языка, а также с умением объяснять их происхождение, анализировать особенности использования в текстах различных стилей и жанров. Олимпиады помогают развить у учащихся самопознание, самоорганизацию, самоопределение по отношению к обществу, самому себе.

Из необходимости вызвать у учеников интерес к более глубокому изучению русского языка и литературы, желания системно готовить их к предметным олимпиадам различного уровня возникла тема моего педагогического опыта: «Система подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку и литературе».

Целью моей работы является обобщение опыта подготовки обучающихся к олимпиаде по русскому языку и литературе и систематизация олимпиадных заданий в виде методических рекомендаций для коллег. Методической литературы, олимпиадных заданий и приемов подготовки много, но выбрать оптимальные и нужные бывает сложно. В данной работе даны рекомендации, проверенные опытом.

Актуальность педагогического опыта  обусловлена тем, что высокий уровень сложности олимпиадных заданий, предлагаемых организаторами Всероссийской олимпиады школьников на региональном и заключительном этапах, вызывает определённые трудности у большинства школьников. Качественная подготовка школьника к выступлению на олимпиаде по русскому языку сегодня требует разносторонней филологической подготовки, системной организации процесса обучения, начиная со школьного уровня.

Практически любая система работы по подготовке учащихся базируется на основных принципах педагогической деятельности:

- максимальное разнообразие форм и методов, направленных на
формирование и развитие познавательной активности в рамках каждого урока;
- опережающее обучение;
- развивающее обучение;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- использование возможностей внеурочной деятельности.

В основе подготовки к олимпиадам лежит принцип системности и непрерывности: подготовка к олимпиаде – непрерывный процесс, начинающийся еще в начальной школе.Кроме этого, обратим внимание на следующие методические принципы, основы которых заложены выдающимся педагогом И.Ф.Шарыгиным.

Это регулярность занятий, когда рекомендуется ежедневно выделять время для самостоятельной работы.

Опережающая сложность. Как решать много простых задач, так и браться без должной подготовки за решение очень сложных одинаково плохо. Имеет смысл работать на индивидуальном пределе трудности.

Смена приоритетов. В период накопления приемов решения, а также при решении трудных задач главное – правильная идея, которую можно довести до ответа за разумное время.

Вариативность. Полезно на примере одного задания рассмотреть различные приемы и методы ее решения, а затем сравнить получившиеся решения с разных позиций.

Самоконтроль.Регулярный и систематический анализ своих ошибок–обязательный элемент самостоятельной работы.

Повторение.По мере накопления опыта и числа решенных задач следует просматривать и систематизировать свой архив.

Моделирование возможных ситуаций. Зная особенности своего поведения в экстремальных ситуациях, например, в условиях дефицита времени, имеет смысл искусственно их моделировать – хронометрировать время решения.



Определенная, большая часть работы по подготовке к олимпиадам происходит на уроках русского языка, во время практикумов, при решении эвристических задач, выполнения творческих заданий. Олимпиада школьников в целом опирается, конечно же, на школьную программу. Поэтому уверенное знание программы по русскому языку и хорошее владение ею – необходимое условие успеха. Среди обилия учебников по русскому языку лучше выбирать те, которые отличаются большей глубиной проникновения в излагаемый материал и рассчитаны на более вдумчивого учащегося. Это учебники Н.Г.Гольцовой, В.В.Бабайцевой, Е.А.Быстровой.

Так, учебно-методический комплекс под редакцией Е.А.Быстровой дает целостную систему знаний и является ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач. Многое в нем привлекает: научность, доступность, занимательность, системность в изучении языка, достижения современного языкознания. Его можно использовать и для организации исследовательской и проектной деятельности, и для подготовки к олимпиадам. Он включает:

  1. Комплексный анализ текста.

2. Систематизацию теоретического материала (схемы, таблицы, иллюстрации).

  1. Алгоритмизацию задания («найди ошибку», «выбери строку»).

  • Найдите «лишний» союз в каждой колонке. Объясните, почему он лишний.

Чтобы тоже как будто

Как только зато потому что

Однако хотя либо…либо

Лишь ни … ни ежели

  • В каждом ряду найдите непроизводное слово.

Дочь, доченька, удочерить.

Показать, показатель, показной, показ.

Сор, сорить, насорить, засорить.

  • Какое слово «лишнее» в каждом ряду?

Дельта, шоссе, берет, ателье.

Акварель, паштет, барельеф, коттедж.

Брусничный, песочница, горчичный, симпатичный.

Конечно, яичница, Ильинична, коричневый.

  1. Упражнения и задания, которые приучают учащихся работать со словарями, научно-популярными книгами.

  • Как вы понимаете фразеологизм кануть в Лету? В случае затруднения обращайтесь к любому фразеологическому словарю.

  • К басне Л.Н.Толстого предложено такое задание: Являются ли однокоренными слова баять, обаятельный, басня, краснобай, баснословный, побасенка?

  • Со словом береза составьте словообразовательное гнездо. Выделите морфемы. Проверьте себя по словообразовательному словарю.

  • Как вы думаете, родственны ли этимологически слова кольцо и колесо? В случае затруднения обратитесь к «Школьному этимологическому словарю русского языка « Н.М.Шанского, Т.А.Бобровой.

  • Объясните, как вы понимаете выделенное в тексте словосочетание скатныйжемчуг. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарику.

  1. Тематический подбор текстов, позволяющих расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

  • Тексты Ю.Коваля «Листок», А.Яшина «Сладкий остров», С.Сахно «Свои среди чужих, чужие среди своих», отрывок из книги С.Тер–Минасовой «Язык и культурная коммуникация», М.Королевой «Наш русский авось», В.Арро «Оренбургский пуховый платок» и другие.

  1. Задания творческого характера.

  • сочинения «Улица моего детства», «Музей, о котором хочу рассказать», устное рассуждение «Нужны ли будут книги на печатной основе?», сочинение по пословице «По одежке встречают».

Таким образом, выполняя эти задания на уроках русского языка, учащиеся не только систематизируют свои знания по предмету, нои учатся чувствовать силу и красоту, выразительность слова, а также готовятся к выполнению подобных олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады.

В процессе работы сложилась система из следующих форм работы: современный адаптивный урок, консультирование по проблемным вопросам, знакомствос литературой, новыми заданиями, интернет-олимпиады, конкурсы («Русский медвежонок», «Словесник», «Журавлик» и другие). Формы проведения занятий для подготовки к олимпиаде могут быть разными, но главное – это организация самостоятельной работы учащихся и создание условий для проявления их творческих способностей.Задания учебника помогут организовать такую работу.

Так, например, приизучении баллады «Лесной царь» В.А.Жуковского было предложено сравнить перевод произведения Гете не только В.А.Жуковским, но и М.И.Цветаевой, чтобы увидеть сходство и различия. Не менее интересным было задание прочитать знающим немецкий язык балладу на языке в оригинале.

В тексте рассказа М.Горького «Мой спутник» есть крылатая фраза «имя ему – легион», смысл которой трудно понять современному подростку, а обращение к специальным пособиям дает ответ, что легион означает несметное количество чего-либо, причем, с негативной оценкой исчисляемого. Кроме того, в кириллической системе счисления существовало слово легион (неведий), его значение – сто тысяч. И еще словом легион именовались демоны, изгнанные Иисусом Христом из человека в Гадаре (одно из чудес Христовых – «Исцеление бесноватых в стране Гадаринской»).

Деятельностный принцип – важнейшее педагогическое условие эффективности учебного процесса, поскольку он предполагает не только усвоение знаний, но и овладение способами усвоения знаний, развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Методически оправданы различные формы индивидуальной работы. Не менее эффективными представляются разнообразные виды групповой деятельности.

Учитывая все эти особенности, я подбираю задания для отработки необходимых знаний и умений. Вот примерные задания.

  • Что общего у слов перчатка, перстень, наперсток?

  • Этимологические словари указывают, что ближайшим родственником слова обои является глагол обивать. Как можно объяснить эту связь?

  • Каково происхождение слов спасибо, пожалуйста?

  • Какие из приведенных слов являются этимологически родственными? Аргументируйте свой ответ. Лукавый – лукоморье – луковый – луковица – излучина – луг – лукошко – лужа.

Известно, что детей привлекает все новое, необычное. А познание начинается с удивления. На мой взгляд, этимологический анализ - прекрасный способ открыть тайны языка. Этимологический анализ оказывает на учащихся сильное эмоциональное воздействие, помогая сосредоточить внимание на языковом явлении. Одно слово, проанализированное с исторической точки зрения, может поразить ясностью своего значения и правописания (ухищрения – хитрый, противник– против), Другое удивляет необычной историей (копейка от копье). Третье – неожиданными родственными связями (акварель – акваланг – аквариум), четвертое – своими образными свойствами («астра» в переводе с греческого означает «звезда»).

Умения, приобретенные школьниками в результате применения данного анализа слова, становятся важной основой для получения самого важного из них - умения самостоятельно рассуждать, искать ответы, используя словари и справочную литературу.

Обратимся к лингвистическим задачам. Их решение развивает логическое и образное мышление, и занятия подготовки к олимпиадам способствует развитию интеллекта учащихся, приобретается навык решения нестандартных задач. Конечно, такие задания должны быть не только разнообразными по содержанию и форме, но и интересными для ученика.

При работе со школьниками подбираю различные лингвистические задачи.

1. Разделите на две группы имена собственные – географические названия. Ответ обоснуйте. Дополните своими примерами каждую группу. Город Брянск, река Лена, улица Бежицкая, пустыня Сахара, полуостров Крым, штат Вермонт, гора Буковель, планета Марс.

2.Прочитайте глаголы. Что их объединяет? На какие три группы их можно разделить Ответ обоснуйте. Дерзить, казаться, начаться, убедиться, затмить, родиться, светать тошнить, чудить, вскипеть (о воде), вечереть.

3.В последнее десятилетие в русском языке появилось огромное количество не только заимствований из других языков, но и новых слов, которые образовались на базе уже имеющихся в языке. Приведите примеры подобных слов, покажите, от каких слов они образованы. Пример: «Растишка» - раст(ить) + -ишк(а).

Решение олимпиадных задач занимает большую часть времени. Начинаем подготовку к олимпиаде с анализа и решения заданий предыдущих лет, то есть своеобразной работы над ошибками. Выполняем задания по степени их усложнения, уделяя каждой теме достаточно времени. Из-за разного уровня подготовки учащихся предпочтение отдается не групповой, а индивидуальной форме работы. Особенно это касается творческих заданий.

Олимпиадное задание - написать сочинение на определенную тему – вызывает определенные затруднения. Поэтому необходимо повторить требования написания сочинения. Важно научить составлять интересные сочинения-рассуждения в логической последовательности, с соблюдением всех частей – вступления, основной части, заключения, с выражением собственной позиции. Необходимо научить школьника конкретно, доказательно ответить на вопрос темы, опираясь на текст произведения. Используем такие темы, как «Экскурсия по дому Манилова» («Мертвые души» Н.В.Гоголя), «Монолог халата Обломова» («Обломов» Гончаров), которые помогают определить знания учащихся.

Очень эффективна проектная деятельность, она усиливает интерес учащегося, по мере выполнения задания этот интерес возрастает, поскольку становится виден результат труда. Определить тему и цель предстоящей работы, спланировать деятельность, найти нужные материалы, точно реализовать свой план, внести необходимые коррективы, выполнить презентацию своей работы – специфические умения, развивать их необходимо систематически.

Так, в этом году было предложено в рамках Недели русского языка и литературы учащимся 8 класса выступить с индивидуальным или групповым проектом. Ребята выбирали такие темы: Как Интернет влияет на речь современного подростка? Утерянные буквы русского языка. Удивительные омонимы. Происхождение фамилий людей.
Косил косой косой... Омонимы коварные и смешные.Богатство русского фразеологизма.
История письма.Проживём без англицизмов? Самое распространённое слово в русском языке.
Что мы знаем о людях, чьи имена дали названия городов, деревень, улиц.После выступления в классе школьники назвали самые интересные, самые лучшие, с их точки зрения, работы. Думается, что подобные задания тоже могут помочь при подготовке к олимпиаде по русскому языку. Две участницы этого проекта были победителями школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.

Творчески был выполнен проект – школьная газета «Что значит русский?» Быковым Владимиром. Он включил много интересных материалов «Откуда взялся русский язык? Что в мире называют русским? Интересные факты о русском языке. Пожалуйста, говорите по-русски! (Это список популярных у молодежи слов вызывающий непонимание, недоумение у взрослых). Рассказ из 69 слов, начинающихся на букву Р.

Как и в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими, но в сравнении с самим собой. Вспоминается самооценка одного учащегося в ответ на похвалу от учителя за достойный творческий проект: «Мне это не трудно!»
В старших классах возрастает мотивация школьников к участию в олимпиадах, поэтому важно объяснить им следующие аспекты:

  • необходимость прочных базовых знаний школьной программы по русскому языку и литературе;

  • необходимость дополнительных знаний, выходящих за рамки школьной программы;

  • обязательное знакомство учащихся с олимпиадными заданиями прошлых лет и тщательная их отработка.

  • реализация потребности учащихся в повышении их языковой и речевой компетенции, всестороннее развитие коммуникативных способностей;

  • воспитание любви к русскому языку и литературе, пробуждение интереса к их углублённому изучению;

  • развитие умений решать нестандартные языковые и речевые задачи;

  • развитие творческих способностей, формирование умений писать сочинения на лингвистические и литературные темы;

  • формирование умений анализировать литературные произведения, прозаические и стихотворные тексты;

  • подготовка к олимпиадам различного уровня.

Приступая к подготовке к школьному этапу олимпиады, я знакомлюсь с методическими рекомендациями по проведению ВОШ. Вот умения, которые необходимы участникам школьного и муниципального этапов олимпиады по литературе:

  • определять родовую и жанровую специфику художественного произведения;

  • анализировать литературные произведения разных жанров;

  • определять тему и конфликт произведения;

  • различать фабулу и сюжет, определять особенности композиции;

  • оценивать систему персонажей; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные художественно-изобразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;

  • представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос.

Так как практически все эти умения в той или иной степени отрабатываются на уроках литературы, основное внимание я уделяю следующим аспектам:

  • Следить за «юбилейными» писателями: знать их биографии, ключевые события жизни, связь с эпохой, названия основных произведений, имена и фамилии героев, их характеристики.

  • Хорошо знать базовые произведения школьной программы, к которым относятся: «Слово о полку Игореве», «Недоросль», «Ревизор», «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Герой нашего времени» и другие.

  • Знать произведения разных авторов, имеющих одинаковые названия или похожие сюжетные линии.

  • Знать основные критические статьи, их авторов, краткое содержание.

  • Уметь выполнять целостный и сопоставительный анализ текстов.

  • Изучить работы победителей и призёров прошлых лет, ознакомиться со структурой олимпиадной работы.

При подготовке к олимпиадам по русскому языку необходимо учитывать важные моменты:

  • олимпиады всех уровней обязательно включают в себя задания по орфоэпии, поэтому следует уделить этому разделу большое внимание; можно воспользоваться орфоэпическим минимумом ЕГЭ;

  • в тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы и лексического значения, поэтому следует чаще обращаться к этимологическому словарю;

  • необходимо знать грамматические нормы употребления форм существительных, нормы согласования и управления;

  • задания по лексике и фразеологии обязательно включаются в олимпиады всех уровней;

помнить, что при оценке творческого задания предъявляются высокие требования к грамотности.


Особенности работы по некоторым разделам русского языка

Олимпиады всех уровней обязательно включают в себя задания по орфоэпии — науке, мало изучаемой в школе. Лишь в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ более подробно рассматривается орфоэпический минимум, который должны знать учащиеся. Вследствие недостаточного изучения орфоэпии для наших учащихся странным кажется звучание слов "жалюзи", "торты", "банты", "включим" и даже "свекла". Знание ударения в словах очень важно для развития правильной речи, поэтому при подготовке к олимпиаде необходимо уделять этому большое внимание.

Данную работу можно вести следующим образом:

  • На каждом уроке проводить орфоэпические диктанты, упражнения по орфоэпии, тесты, то есть работа должна быть непрерывной, постоянной.

  • Развивать навыки работы с орфоэпическим словарем.

  • Активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.

При подготовке к олимпиаде можно использовать следующие задания:

  • Расставить ударения в словах.

  • Расставить ударения в словах и расположить их по алфавиту.

  • Использовать орфоэпический словарь при работе со словами, в которых чаще всего делают ошибки при произношении.

  • Расставить ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением, и объяснить их значения (мука — мука).

  • Расставить ударения и определить, по какому принципу сгруппированы слова.

  • Распределить слова на группы в зависимости от ударения.

  • Придумать "запоминалки" для слов (видно — завидно, знамя — знамение) и др.

Пример одного из заданий

Расставьте ударения в выделенных словах:Сливовое варенье, сделать красивее, вручит медали, прочный кремень, первый квартал, оклеить стены, кровоточащая рана, зеленый суп из щавеля, вертящийся шар, избалованный всеобщим вниманием, примирит своих друзей, сосредоточение в центре города, клялась говорить правду, ходатайствовать за друга, обговоренные предложения, ядовитое снадобье, создавший творение искусства, составить каталог, поставить апостроф, кухонная посуда.

Следующий этап работы при подготовке к олимпиаде — это фразеологические обороты. Обычно учащиеся легко находят в тексте русские фразеологизмы и синонимы к ним. Но нахождение литературных фразеологизмов (красной нитью) и фразеологизмов иностранного происхождения (авгиевы конюшни) является для них более сложной деятельностью. Для этого надо не только быть внимательным при исследовании текста, но и много читать.

Кроме того, учащиеся затрудняются при работе над следующим заданием: продолжить фразеологизм или пословицу, поговорку, ведь зачастую в своей речи мы употребляем только первую часть выражения, например: "Бедность — не порок, а вдвое хуже", "Не все коту масленица, будет и пост". Большую помощь в развитии навыков по работе над фразеологизмами дают материалы конкурса "Страна Фразеология"

Вот некоторые примеры:

1. Замените данные фразеологизмы синонимами или синонимичными выражениями:

  • В час по чайной ложке (Очень медленно или очень долго).

  • Клевать носом (Дремать, опустив голову).

  • Кривить душой (Быть неискренним, намеренно говорить неправду).

2. Запишите фразеологизмы, в которых есть упоминание о числе.Семь пятниц на неделе, заблудиться в трех соснах, с пятого на десятое и т.д.

3. Раскройте, какие фразеологизмы здесь спрятаны:Оедонгиеасспсмб (сам себе господин), ияскзбвяетрьув (взять себя в руки), вчьуоутлвсдоотпе( толочь воду в ступе).

Олимпиадные задания нередко включают в себя сведения из области старославянского языка. На мой взгляд, это наиболее интересные задания, так как они помогают ученику развивать умение сопоставлять, сравнивать, изучать лексику давних лет; зная алфавит, читать старославянские тексты и даже переводить доступные для этого возраста отрывки из произведений.

Интересно поработать над следующими заданиями:

  • История буквы ять.

  • Какие буквы исчезли и какие буквы появились в русском алфавите.

  • История букв Ё и Э.

  • Фонетические старославянизмы.

  • Фразеологизмы со старыми названиями букв (сидеть на азах).

  • Историзмы и архаизмы.

  • Переводы старославянских текстов.

  • Исторические чередования.

  • И другие темы.

Примеры заданий:

1. Какие из данных слов могут в соответствии с литературным произношением писаться с буквой Ё? Какие слова допускают варианты произношения?Житие, афера, планер, острие, новорожденный, никчемный, побасенка, одноименный, истекший, блеклый, свекла, шофер, крестный2. Как называлась каждая из букв слова "кузов" в старой азбуке? (Како, ук, земля, он, веди).3. В нашем языке много "парных слов": сторож — страж, млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке. Приведите примеры таких сочетаний.

В следующем задании — написать сочинение на определенную тему — учащиеся обычно не затрудняются и поэтому чаще всего особо не задумываются при его выполнении. В результате — много слов, мыслей, но нет логики в изложении и рассуждении по теме сочинения. В последние годы учащимся предлагались, например, такие темы: "Нужна ли Красная книга русского языка?", "Если бы я был министром культуры…", "Почему необходимо изучать русский язык?" и другие.

Необходимо повторить с учащимися требования написания сочинений. Важно научить учащихся составлять интересные сочинения-рассуждения в логической последовательности, с соблюдением всех частей сочинения — вступления, основной части, заключения, с личностным подходом, собственной позицией. Работа должна отличаться стройной композицией, орфографической и пунктуационной грамотностью. Необходимо ученика научить «не растекаться мыслию по древу», а конкретно, доказательно ответить на вопрос темы.

Олимпиадные задания включают такой сложный материал, что нельзя подготовить к его выполнению на уроках русского языка. Поэтому мною была создана программа курса по подготовке к олимпиаде по русскому языку, предназначенная для учащихся старших классов. Цель курса - качественная подготовка учащихся общеобразовательной школы к олимпиаде по русскому языку (прежде всего - школьный и муниципальный этапы).

Для реализации этой цели необходимо:

- организовать системное повторение соответствующих теоретических разделов языкознания;

- подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе с ними;

- научить пользоваться различной справочной литературой и словарями;

- потренировать в решении часто встречающихся лингвистических задач.

В программе отражены основные разделы русского языка: Фонетика и орфоэпия. Орфография и графика. Лексика и фразеология. Этимология. Культура речи. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис и пунктуация. В приложении представлены вопросы и задания с ответами для подготовки учащихся к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады по русскому языку. Данные материалы были собраны после прохождения мною курса по теме «Методические рекомендации по подготовке к олимпиаде по русскому языку». Думается, их использование будет полезно как учителям, так и участникам олимпиад.

Кроме этого, рекомендую применять при подготовке и следующий материал.



Памятка для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку

  • Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.

  • Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.

  • Повторите грамматические нормы употребления слов (этот материал хорошо разработан в учебных пособиях Д.Я. Розенталя для учащихся средней школы); необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.

  • Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.

  • Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.

  • Научитесь хорошо видеть строение сложных предложений, составлять их схемы, а также определять виды придаточных предложений и способы их подчинения. Кроме этого, повторите все правила пунктуации в простом и сложном предложениях.

  • Повторите также написания словарных слов. Для этого обратитесь к учебникам по русскому языку для 5-11 классов, учебным пособиям по подготовке к ГИА, ЕГЭ, орфографическому словарю.

  • Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.

  • Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему.

  • Один из наиболее частых вопросов на олимпиаде связан со знаниями сведений об известных ученых-языковедах. Прочитайте материал о некоторых из них (В.В. Виноградов, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртене), об их открытиях в области русского языка, а также об опубликованных научных работах в области русской филологии.


Результативность участия в олимпиадах


Декабрь 2019 г

Ильясова Рената 10 класс

победитель муниципального этапа ВСОШ

литература


ЗиганшинаЭльвина 8 класс

призер муниципального этапа ВСОШ

литература


Алексеева Юлия 10 класс

победитель муниципального этапа ВСОШ

литература


Муллабаева Светлана 11 класс

призер муниципального этапа ВСОШ

литература

Январь 2020 г

ВалиахметоваИльвина 11 класс

Победитель международной онлайн-олимпиады «Фоксфорд»

русский язык

Декабрь 2021

Смеричанская Анастасия 9 класс

победитель муниципального этапа ВСОШ

литература


Азнабаева Кира 9 класс

призер муниципального этапа ВСОШ

литература


ЗиганшинаЭльвина11 класс

призер муниципального этапа ВСОШ

литература

Декабрь 2022 г

Шляхов Максим 10 класс

победитель муниципального этапа ВСОШ

литература


Смеричанская Анастасия 10 класс

победитель муниципального этапа ВСОШ

литература









Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что цели и задачи, которые я перед собой ставила, достигнуты, а именно:

  • создана программа курса «Подготовка к олимпиаде по русскому языку»;

  • подобраны и структурированы материалы заданий по разделам «Фонетика.Лексика. Морфемика. Синтаксис. Этимология»;

  • в результате работы одарённые дети стали участниками, призёрами, победителями различных олимпиад и конкурсов;

  • учащиеся, не показавшие высоких результатов, углубили свои знания по русскому языку и литературе, расширили свой кругозор, научились писать сочинения, обоснованно излагать свои мысли, работать со словарями;

  • знания и умения, полученные на занятиях, помогают выпускникам лучше справиться с ГИА.

Эти дает мне основание продолжить работу в данном направлении.







Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»

  3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации от 9.04.2016 № 637-р.

  4. Ведомственная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» (распоряжение от 21.06.2021 г. N P-126

  5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М: Большая Российская энциклопедия, 2002. 460 с.

  6. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников 2020-2021.

  7. Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы/ авт.-сост. Н.Ф.Ромашина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 171 с.







Работа Быкова Владимира 8 «А» класс



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!