Выступление на секции
Тема выступления:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми»
Останина Т.Н., учитель русского языка и литературы
«Одарённость человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время проблема работы с одарёнными и талантливыми детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" указывается, что модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
В ходе обсуждения вопроса о работе с одарёнными и талантливыми детьми мы должны понять следующее:
- Что такое одарённость?
- Кто такой одарённый ребёнок?
- кто такой талантливый ребенок?
- Как в современных условиях выявить и организовать работу с одарёнными и талантливыми детьми?
Детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть их, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.
Для выявления одаренности и талантливости необходимо стараться вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
У нас в косинской школе работает Клуб «Одаренные дети». Написана программа и составлены рабочие программы учителями. Дети, посещающие эти занятия, становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических проектов и исследований разного уровня.
Система моей работы с одаренными и талантливыми детьми включает в себя следующие компоненты:
-выявление одаренных детей;
- составление плана работы;
-развитие творческих способностей на уроках;
-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
-создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Затем составить план действий организации этой работы. Для себя на каждый месяц я составляю примерный перечень конкурсов и олимпиад, в которых ребята будут участвовать. Остановимся на некоторых их них.
Творческий конкурс-фестиваль "Дарования Прикамья" Конкурс проводится по инициативе депутатов Законодательного Собрания Пермского края. Организатором является Министерство культуры Пермского края при содействии Министерства образования и науки. Конкурс проходит в три этапа: заочный, очный (в Кудымкаре), награждение победителей (в Перми)
Номинации
Изобразительное искусство Пермского края0
Литературное произведение о Пермском крае0
Мода Пермского края0
Мультипликация, кинематография, фотоальбом о Пермском крае0
Песня народов, проживающих в Пермском крае0
Прикладное искусство Пермского края0
Танец народов, проживающих в Пермском крае0
Театральное искусство Пермского края
В Пермском крае объявлен краевой конкурс творческих работ «Этих дней не смолкнет слава». Ежегодно в нем участвуют сотни прикамских школьников, радуя своим творчеством ветеранов. Организатор: ГАУ «Пермский краевой центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе» при поддержке Министерства образования и науки Пермского края.
И таких конкурсов много «Чистая вода», «Герой нашего времени», всероссийский конкурс молодежных проектов «Если бы я был Президентом» и др.
Для выявления самых сильных работ конкурсантов сегодня был организован второй тур очного этапа Всероссийского конкурса молодёжных проектов «Если бы я был Президентом». Участники с самыми сильными работами снова представили свои идеи перед жюри.
Сочинение способствует становлению личности учащегося. Сочинение — творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Я думаю, что детям должен нравиться такой вид работы. Это сделать очень просто, надо давать темы, которые будут интересны детям. Дети любят писать сочинение, любят именно за его творческий характер, за то, что в нем можно проявить свою самостоятельность, свое отношение.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в конкурсах разного уровня, выставках и научных проектах.
Также наши ученики активно принимают участие в различных дистанционных олимпиадах. Самая массовая международная олимпиада «Инфоурок» (три сезона). Для этого учителю нужно зарегистрироваться на сайте инфоурок, добавить класс, распечатать логины и пароли. Ребята дома проходят, могут в школе. 2 уровня: базовый и повышенный.
Регистрация учеников
Добавьте имена учеников в раздел Мои классы
Добавьте 20 учеников в олимпиаде и получите благодарность бесплатно
прохождение олимпиады
Учитель
1Нажмите на кнопку «Скачать коды доступа» на странице конкурса infourok.ru/konkurs или перейдите в разделе Мои классы
2Выберите в списках классов учеников, которые примут участие в Олимпиаде
3Скачайте коды доступа и раздайте их своим ученикам
Ученики
5Заходят на infourok.ru и в разделе «Мой кабинет» вводят код доступа в специальное поле
6После ввода кода доступа ученики:
выбирают мероприятие: «Олимпиада «Инфоурок» (осенний сезон 2019)»
выбирают предмет для прохождения
указывают e-mail родителя
нажимают кнопку «Начать прохождение»
Важно! Перед прохождением олимпиады все ученики должны зарегистрироваться на сайте
«Компеду»
олимпиады “Весенне-летний фестиваль знаний 2019”. Будем рады представить вашим ученикам много интересных и увлекательных заданий по всем предметам школьной программы, которые помогут проверить и закрепить их знания.
Хотим пожелать вам уверенности и смелости для достижения новых побед, оптимизма и энергии. Участвуйте в весенне-летней серии и советуйте коллегам, получайте мгновенные результаты и ценные награды. Удачи вам на олимпиадах нашего проекта!
Олимпиада «Весенне-летний фестиваль знаний 2019»
«Весенне-летний фестиваль знаний 2019» — это эффективные и увлекательные олимпиады с разнообразными заданиями и поощрениями для вас и ваших учеников. Хотите узнать больше? Подайте заявку на участие!
Для вашего удобства весь процесс организован в личных кабинетах, где можно выбрать предмет, указать количество учеников, их имена и фамилии, а после — внести ответы и мгновенно получить результаты и награды.
Бесплатные наградные материалы
всем учителям и ученикам
Все учителя и организаторы получат благодарности за помощь в организации участия в мероприятии.
Учителя, подготовившие победителей и призёров по своему предмету (1-е, 2-е или 3-е место), получат соответствующее свидетельство.
Большую часть времени все дети проводят в школе, именно поэтому её по праву считают вторым домом. Именно в школе ребята развиваются, занимаются творчеством и спортом, достигают определённых результатов, а в вашем лице видят вторых родителей.
Победы учеников – ваши победы. Их успехи – ваши успехи. Их достижения – ваши достижения.
В этом году работаем в онлайн – школе «Фоксфорд» Фоксфорд
Фоксфорд — онлайн-школа для учеников 3−11 классов, учителей и родителей. На онлайн-курсах и индивидуальных занятиях с репетитором школьники готовятся к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, изучают школьные предметы. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.
Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профпереподготовки, а для родителей — открытые занятия о воспитании и развитии детей. Проект входит в состав «Нетология-групп» и является резидентом «Сколково».
Почему мы?
Наши преподаватели — эксперты ЕГЭ и ОГЭ, составители олимпиад и преподаватели лучших вузов страны.
Наши выпускники поступают на бюджет в МГУ, НИУ ВШЭ, МФТИ и МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Вы можете учиться с любого устройства: компьютера, планшета, смартфона.
Разнообразные варианты обучения: курсы для школьников и учителей, индивидуальный репетитор, участие в олимпиадах, домашняя школа, детские лагеря.
Результатом являются многочисленные дипломы и грамоты учащихся, которые также являются хорошим стимулом для новых творческих работ.
Для достижения высокой результативности работы с одарёнными детьми необходимо не только грамотно построить методическую работу, но и создать достаточные условия. С одной стороны, я как учитель, работающий с одарёнными детьми, постоянно вижу необходимость повышения своей профессиональной компетенции через семинары и обучающие курсы. Направленность на саморазвитие обучаемого требует от учителя владение информационными технологиями обучениями. Это означает существенное расширение спектра предлагаемых возможностей для реализации ребёнком широких запросов. Развивающая образовательная среда – информационная образовательная среда, способная обеспечить систему возможностей для эффективного развития личности. Время диктует требования к подготовке учителя – в совершенстве владеть современными образовательными и информационными технологиями, быть в курсе расширяющихся возможностей информационной образовательной среды. С другой стороны, необходимо наличие соответствующей современной материальной базы школы. Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях с нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни .Неодаренных, детей без талантов, нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
Заключение
На практике мы убедились, что, обучение детей в условиях личностно-ориентированного образования и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме этого, занятия формируют у учащихся положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными признаками одарённости.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.