СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с одаренными студентами

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы с одаренными студентами»

Система работы с одаренными студентами в филиале академии


Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые

проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой

исследовательской работе.


А.Н. Колмогоров



Современное общество нуждается в неординарных творческих личностях, способных решать задачи развития инновационной экономики, принимать самостоятельные решения, опережать свое время и адаптироваться к условиям меняющегося мира, в связи с чем перед системой образования актуализируется задача раннего выявления, обучения и поддержки одаренных и талантливых студентов.

Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Следовательно, одаренный студент – это студент, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Наряду с понятием «одаренный студент» используется термин «перспективный студент» - соответствует пониманию одаренности, как присутствия потенциальных возможностей к развитию способностей ребенка, что зависит от наличия учебной мотивации и академических, исследовательских или творческих способностей на достаточном (среднем) уровне.

К группе одаренных можно отнести студентов с высоким уровнем способностей и мотивации.

Перспективными являются студенты со средним уровнем способностей и высоким уровнем мотивации, с высоким уровнем способностей и средним уровнем мотивации, со средним уровнем способностей и мотивации.

Очень часто развитие одаренных детей связывают с ранним (в дошкольном возрасте) обнаружением соответствующих признаков. Вместе с тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех, у кого в школьные годы не было основания предполагать их наличие. Почему такое возможно?

Во-первых, вероятно, зачастую признаки одаренности просто не удается разглядеть: и педагоги, и психологи еще много не знают и не умеют.

Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, как бы вспыхнуть и разгореться при удачном индивидуальном подходе, при более благоприятных обстоятельствах.

В-третьих, одаренность нередко обнаруживается на более поздних возрастных этапах, что может быть и генетически обусловлено.

В-четвертых, никем не замечаемое и не ценимое своеобразие возможностей ребенка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренности.

В-пятых, развитие способностей, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности, а также от особенностей реализации личности.

Хочется отметить, что важно не только выявить одаренного обучающегося, но и определить его психологические возможности для создания ему таких условий, которые соответствовали бы росту его возможностей и потребностям в обучении и позволяли бы максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе. Поэтому необходимы как можно более ранний отбор, стимулирование, развитие одарённых обучающихся.

Организация работы с одарёнными студентами предполагает, что педагог будет преодолевать педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.

Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными обучающимися в условиях образовательной организации.

Цели организации работы с одарёнными детьми предполагают решение проблем формирования и развития личности ребёнка по следующим позициям:

- психолого-педагогической – создание оптимальных условий для развития интересов, способностей каждого обучающегося;

- социальной – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества;

- дидактической – создание новой методической системы обучения, принципиально отличающейся от традиционной, прежде всего, решением индивидуальных образовательных проблем обучающихся.

Организация эффективной работы с одарёнными студентами предполагает:

- признание подростка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои образовательные потребности по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъектных и субъект-объектных образовательных воздействий;

- признание способности обучающегося к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;

- смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности обучающегося.































Условия успешной работы с одаренными студентами

1. Осознание важности работы с одаренными студентами каждым членом педагогического коллектива.

2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными студентами.

3. Признание руководством и педагогическим коллективом того, что реализация системы работы с одаренными студентами является одним из приоритетных направлений в ее работе.

4. Включение в работу с одаренными студентами педагогов, обладающих качествами:

- педагог - личность, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным студентом должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;

- педагог верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

- педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

- педагог стремится к интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

5. Постоянная работа по совершенствованию образовательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки студентов.

Проблемами, препятствующими эффективной работе с одаренными студентами, являются:

- отсутствие в филиале академии системной работы по выявлению и психологической поддержке одаренных студентов;

- ограниченность ресурсных возможностей и условий для реализации одаренности молодежи в различных сферах человеческой деятельности.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!