Система работы с одаренными студентами в филиале академии
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Современное общество нуждается в неординарных творческих личностях, способных решать задачи развития инновационной экономики, принимать самостоятельные решения, опережать свое время и адаптироваться к условиям меняющегося мира, в связи с чем перед системой образования актуализируется задача раннего выявления, обучения и поддержки одаренных и талантливых студентов.
Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Следовательно, одаренный студент – это студент, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Наряду с понятием «одаренный студент» используется термин «перспективный студент» - соответствует пониманию одаренности, как присутствия потенциальных возможностей к развитию способностей ребенка, что зависит от наличия учебной мотивации и академических, исследовательских или творческих способностей на достаточном (среднем) уровне.
К группе одаренных можно отнести студентов с высоким уровнем способностей и мотивации.
Перспективными являются студенты со средним уровнем способностей и высоким уровнем мотивации, с высоким уровнем способностей и средним уровнем мотивации, со средним уровнем способностей и мотивации.
Очень часто развитие одаренных детей связывают с ранним (в дошкольном возрасте) обнаружением соответствующих признаков. Вместе с тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех, у кого в школьные годы не было основания предполагать их наличие. Почему такое возможно?
Во-первых, вероятно, зачастую признаки одаренности просто не удается разглядеть: и педагоги, и психологи еще много не знают и не умеют.
Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, как бы вспыхнуть и разгореться при удачном индивидуальном подходе, при более благоприятных обстоятельствах.
В-третьих, одаренность нередко обнаруживается на более поздних возрастных этапах, что может быть и генетически обусловлено.
В-четвертых, никем не замечаемое и не ценимое своеобразие возможностей ребенка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренности.
В-пятых, развитие способностей, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности, а также от особенностей реализации личности.
Хочется отметить, что важно не только выявить одаренного обучающегося, но и определить его психологические возможности для создания ему таких условий, которые соответствовали бы росту его возможностей и потребностям в обучении и позволяли бы максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе. Поэтому необходимы как можно более ранний отбор, стимулирование, развитие одарённых обучающихся.
Организация работы с одарёнными студентами предполагает, что педагог будет преодолевать педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.
Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными обучающимися в условиях образовательной организации.
Цели организации работы с одарёнными детьми предполагают решение проблем формирования и развития личности ребёнка по следующим позициям:
- психолого-педагогической – создание оптимальных условий для развития интересов, способностей каждого обучающегося;
- социальной – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества;
- дидактической – создание новой методической системы обучения, принципиально отличающейся от традиционной, прежде всего, решением индивидуальных образовательных проблем обучающихся.
Организация эффективной работы с одарёнными студентами предполагает:
- признание подростка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои образовательные потребности по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъектных и субъект-объектных образовательных воздействий;
- признание способности обучающегося к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;
- смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности обучающегося.
Условия успешной работы с одаренными студентами
1. Осознание важности работы с одаренными студентами каждым членом педагогического коллектива.
2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными студентами.
3. Признание руководством и педагогическим коллективом того, что реализация системы работы с одаренными студентами является одним из приоритетных направлений в ее работе.
4. Включение в работу с одаренными студентами педагогов, обладающих качествами:
- педагог - личность, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным студентом должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
- педагог верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- педагог стремится к интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
5. Постоянная работа по совершенствованию образовательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки студентов.
Проблемами, препятствующими эффективной работе с одаренными студентами, являются:
- отсутствие в филиале академии системной работы по выявлению и психологической поддержке одаренных студентов;
- ограниченность ресурсных возможностей и условий для реализации одаренности молодежи в различных сферах человеческой деятельности.
7