СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с родителями по формированию читательских учений учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие содержит методические рекомендации, дидактический материал для развития мышления, совершенствования навыков техники чтения и развития интереса к чтению у младших школьников.

Используя чистоговорки и скороговорки, дети закрепляют правильное произношение звуков, отрабатывают дикцию.

Деформированные тексты и тексты с пропущенными буквами увлекают детей процессом расшифровки и способствуют повышению скорости чтения обычного текста.

Использование различных памяток и таблиц повышает интерес у детей младшего школьного возраста к чтению.

Пособие могут использовать учителя, родители и дети.

Просмотр содержимого документа
«Система работы с родителями по формированию читательских учений учащихся»

Система работы с родителями по формированию читательских учений учащихся




Вступление


Данное пособие содержит методические рекомендации, дидактический материал для развития мышления, совершенствования навыков техники чтения и развития интереса к чтению у младших школьников.

Используя чистоговорки и скороговорки, дети закрепляют правильное произношение звуков, отрабатывают дикцию.

Деформированные тексты и тексты с пропущенными буквами увлекают детей процессом расшифровки и способствуют повышению скорости чтения обычного текста.

Использование различных памяток и таблиц повышает интерес у детей младшего школьного возраста к чтению.

Пособие могут использовать учителя, родители и дети.





Содержание


1. Методические рекомендации для родителей и детей.

2. Памятки.

3. Упражнения на выработку сознательного, быстрого и правильного чтения.

4. Деформированные тексты и тексты с пропусками.

5. Слоговые таблицы.

6. Дневник «Минутка».

7. Результативность работы.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ


Как же ребенок должен читать книгу?

Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульной страницы книги. Надо приучить детей беречь книгу. Ее нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из нее картинки. Особенно аккуратно дети должны относиться к библиотечной книге. Ее надо обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в определенный срок.

При чтении нужно придерживаться основных правил гигиены чтения:

• глаза надо беречь, поэтому нельзя читать при слабом освещении;

• лампа должна быть со стороны левой руки ребенка, и свет от нее не должен падать в глаза;

• при чтении следует давать короткий отдых глазам;

• нельзя читать лежа.



Как добиться оптимальной скорости чтения?

Практические советы для родителей младших школьников.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека настроена так, что запоминается не то, что постоянное, а то, что мелькает: то есть, то ето нет. Поэтому все тренировочные упражнения надо проводить короткими порциями, но с большой частотой. Нельзя говорить: «Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Для первоклассника достаточно домашней тренировки тремя порциями по пять минут.

2. Чтение, жужжащее, было основным элементом при обучении в школе В.А. Сухомлинского. Это такое чтение, когда ребенок читает вслух, вполголоса, со своей скоростью в течение пяти минут.

3. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и восемь часов сна человек находится под их влиянием. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи Псалтырь на сон грядущий».

Часто мы советуем ребенку прочитать стихотворение на ночь и книгу положить под подушку. Эта рекомендация означает одно: последнее впечатление дня остается в памяти на всю ночь.

4. Если ребенок не любит читать, то ему необходим щадящий режим чтения : ребенок прочитает 1-2 строчки и получает кратковременный отдых. Такую возможность дают книги с большими картинками и одним-двумя предложениями внизу.

5. Развитие техники чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Дочитав до четвертого слова, ученик уже не помнит первых. Профессор И. Федоренко рекомендует следующие упражнения: многократное чтение, чтение любого текста в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.

6. Упражнение «Молния» заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной скорости. По команде «Молния» сначала ребенок читает с ускорением в течении 20 сек , потом увеличивает продолжительность чтения до двух минут.

7. Упражнение «Буксир». Взрослый читает со скоростью, доступной детям, а дети пытаются читать про себя, следить и успевать за взрослым. Проверку проводить путем внезапной остановки.

8. Упражнение «Кто быстрее?». На столе лежат карточки со статьей. Надо найти конкретное предложение в одной из карт, скользя по тексту.

9. Упражнение «Губы» используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также активного внешнего проговаривания при чтении. По команде «Читать про себя» дети прикладывают палец левой руки к плотно сжатым губам.

Таким образом, родители могут выбрать одну из форм или чередовать данные формы и методы работы, чтобы постоянно поддерживать читательский интерес младшего школьника.


Как приучить ребенка к чтению...

* Книга - источник знаний. Это знает каждый взрослый образованный человек. Но как сформировать такое же отношение к литературным источникам у ребенка? Ответ прост - как только какие-то вопросы возникают у него, отсылайте к литературе.

Здесь огромную помощь окажут различные энциклопедии. Но и про художественную книгу не стоит забывать. Хорошая книга дает ответы на многие вопросы и расширяет кругозор.

* Никогда не заставляйте ребенка читать, не отводите для чтения специальное время.. Ведь чтение - это удовольствие , а не наказание.

При формальном подходе и чтение будет формальным: после окончания книжного часа ребенок просто закроет книгу на полуслове. И так же следует избегать высказываний типа: «Получил двойку? Тогда вместо прогулки сиди и читай!».

Таким методом, согласитесь, очень трудно формировать позитивное отношение к чтению.

* Книга должна служить источником объединения ребенка и взрослого.

Вполне понятно, что в семье, где читают, ребенок с большим интересом будет относиться к литературе, чем в той семье, где в основном смотрят телевизор.

Старайтесь избегать ситуации, когда вы, увлекшись чтением, игнорируете малыша: «Не мешай, почитай свою книжку!». Ребенок поймет - книга враг, она отвлекает маму.

* Читайте с ребенком вместе: раздел - он, раздел - вы. Только выбирайте книгу, интересную вам обоим. Ребенок не поверит, что от чтения можно получать удовольствие, если вы будете зевать от скуки.

* Можно прерваться на самом интересном месте и отложить книгу. Если ребенок увлечен сюжетом, он сам возьмется читать, чтобы узнать, что дальше.

* Если по книге поставлен фильм («Гарри Поттер», «Маугли», «Чиполлино» и так далее), предложите сначала прочитать книгу.

Потом можно будет сравнивать книгу и фильм.

* Лучше всего читаются книги, в которых герои - ровесники вашему ребенку и живут теми же проблемами.

* Походы в книжные магазины, библиотеки со временем сформируют желание самостоятельно выбрать книгу для чтения.

Самый важный совет - это чувствовать своего ребенка, не просто слушать, а прислушиваться к тому, что он говорит вам.

Доверяйте своей интуиции.

Вниманию родителям!


Объектами контроля и оценки по чтению являются:

• навык чтения вслух и молча с учетом всех ее характеристик;

• элементарное знакомство с кругом детского чтения:

• элементарная осведомленность с литературоведческими понятиями;

• умение работать с текстами разных жанров;

• выполнение творческих заданий на основе прочитанного;

• библиотечно-библиографические, книговедческие умение.

Чтение вслух

Проверка развития навыка чтения вслух во 2-4 кл. осуществляется индивидуально в процессе текущего контроля и итогового (в конце второй и четвертой четвертей). Проверяются все качества навыка чтения вслух (правильность, осознанность, темп, выразительность).

Для чтения ученику предлагают незнакомый художественный, научно-художественный текст, который в каждой возрастной группе отличается объемом, сложностью содержания, языком, построением предложений, шрифтом и т. др.

Развитие умения читать выразительно проверяется только после предварительной подготовки учащихся.

С особым вниманием педагог относится к детям, имеющим психофизиологические недостатки: заикание, плохое зрение, природную медлительность. Во время оценки это не является основанием для снижения балльной отметки. Контроль за качеством чтения у таких детей осуществляется во время текущего опроса.

Показатели темпа чтения вслух

Класс 1 полугодие 2 полугодие

2 35-45 сл/мин 50-60 сл/мин.

3 65-70сл/мин 75-80сл/мин.

4 80-85 сл/мин 85-95 сл/мин.

Примечание: во время оценивания учитель не снижает балл, если темп чтения незначительно ниже нормативного, но при этом ученик достаточно полно понимает содержание прочитанного.


Родительское собрание

Тема, Быстрое чтение — залог успешного обучения.

Оборудование. Выставка детских рисунков “Моя любимая сказка’; выставка книг по теме; результаты проверки техники чтения (таблица); памятки родителям об общении с детьми разных типов темпераментов.

План

1. Выступление учителя “Быстрое чтение — залог успешного обучения”.

2. Индивидуальные исследования типа темперамента ребенка.

3. Групповая работа родителей.

• Объединение в группы по типу темперамента школьника;

• инструкции по сотрудничеству родителей;

• выработка каждой группой правил общения с ребенком;

• подведение итогов, рекомендации родителям.

4. Советы относительно резервов обучения чтению детей.

5. Проблемный мост “Отцы и дети”.

6. На книжную полку родителей.

Из шкатулки народной мудрости

Как только ребенок научится читать, он будет получать новую почву для работы своего мышления...

Б. Гринченко

Чтение и размышление — это гимнастика ума.

А. Марден

Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы увлечения.

Ш. Монтескье

Уделяй время книгам, потому что это окошко в мир.

Народная мудрость


1. Выступление учителя.

— Научить детей хорошо читать — одна из важнейших задач школы. В.Сухомлинский писал, что “чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя”.

Какой же техникой чтения должен обладать младший школьник, чтобы ему было легко и интересно учиться?

Интересно знать, что М. Горький читал примерно 600 слов в минуту. С такой скоростью читают люди, окончившие специальные курсы быстрого чтения. Быстрее всего читал американский президент Дж. Кеннеди — около 2000 слов в минуту. Возможно, это легенда, но в развитых странах руководство принимает на работу людей, которые читают не менее 400 слов в минуту.

У дикторов телевидения скорость чтения от 90 до 170 слов в минуту, в среднем 130 слов.

Ученые считают, что чтение со скоростью 120 - 150 слов за минуту помогает лучше понять смысл прочитанного. Именно к такой скорости приспособлен артикуляционный аппарат человека. Следовательно, это и есть оптимальное чтение, которым необходимо овладеть школьнику, чтобы успешно учиться.

Программой начальных классов предусмотрены следующие нормы чтения: на конец 2 года обучения - 40 - 60 слов в минуту вслух; молча 45 - 70 слов;

на конец 3 года обучения – 75-80 слов вслух за минуту; молча 90 - 100

слов;

на конец 4 года обучения - 85 - 95 слов в минуту вслух; молча 100 - 130 слов и больше. Почему именно такая норма?

Чтобы прочитать 8 страниц (6500 сл., 7-8 класс) ребенку нужно 54 минуты. 6500 сл.: 120 сл. = 54 мин Для сравнения: при технике чтения 80 сл. за минуту, надо работать Ічас 34 мин.

6500сл.: 80 = 1 час 34мин. Для того, чтобы составить план, подготовить пересказ, написать тезисы, сочинение и т. д. текст нужно перечитать еще раз. Это займет уже 3 часа рабочего времени. Добавим еще подготовку письменных заданий.

Следовательно, оптимальное чтение (от 120 - 150 сл. в мин) позволяет постичь больше материала за меньший промежуток времени.

Возможно ли каждому ребенку достичь таких результатов? Ведь каждый ученик имеет разный темперамент. Холерики говорят быстро и читают быстро, а вот флегматики говорят медленнее и читают медленнее. По данным ученых, холерики читают и говорят в темпе не менее 150 слов в минуту. Для сангвиников темп чтения совпадает с оптимальным чтением - 120 - 150 слов в минуту. А вот для флегматиков и меланхоликов такая скорость чтения может стать недостижимой. Но природа не обходится без подарков, 90 % учеников - холерики и сангвиники.







2, Выступление психолога.

Исследование типа темперамента детей (индивидуальная работа родителей).


Темперамент младшего школьника

Темперамент характеризует постоянные, присущие человеку от рождения, черты. Его свойства накладывают отпечаток на характер и способности, поведение в повседневных и необычных обстоятельствах, особенности общения и взаимодействия с людьми.

От темперамента зависит увлеченность той или иной деятельностью, глубина интересов, скорость запоминания, быстрота восприятия, способность к концентрации внимания, удобный темп деятельности, интенсивность психических процессов, направленность преимущественно внутрь и наружу и др.

Темперамент определяет всю динамику психической жизни, становления индивидуальности.

В этом — своеобразие путей развития каждого ребенка. Существует несколько типов темпераментов - типов нервной системы.


Как определить темперамент ребёнка?


Лучший метод — наблюдение. Например, по плану, предложенному ниже. Если вы еще совсем мало знаете вашего подопечного, проследите, как он ведет себя в следующих ситуациях.

(Родители получают бланк и сами определяют доминирующий тип темперамента)


В соответствующих графах ставим плюс или минус.


Тест №1

№ п/п сангвиник холерик меланхолик флегматик

1.

2.

3.

4.

1. Как ведет себя дошкольник, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?

а) Легко включается в работу;

б) активно действует;

в) работает медленно, без лишних слов;

г) действует несмело, неуверенно.

2. Как реагирует дошкольник на замечания воспитателя?

а) Говорит, что больше так не будет делать, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) не слушается и делает по-своему, бурно реагируя на замечания;

в) молча принимает к сведению точку взрослого;

г) обиженно молчит, долго переживает.

3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

а) Быстро, с удовольствием прислушиваясь к высказываниям других;

б) стремительно, страстно, никого не слушая;

в) спокойно и уверенно;

г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других.

4. Как ведет себя в необычной обстановке (в кабинете врача, заведующего)?

а) Легко ориентируется, проявляет любопытство, активность;

б) возбужден, иногда слишком, беспокойный;

в) смущается, ведет себя застенчиво;

г) долго молчит, не отвечает на вопросы.



Т ест № 2




1 6

12

16

20

Сангвиник

3 5

7

13

17

Холерик

2 9

10

14

19

Меланхолик

4 8

11

15

18

Флегматик





1. Любит шум вокруг себя.

2. Испытывает большую потребность в близких людях, которые могли бы поддержать, успокоить.

3. Часто раздражен чем-то, возбужден, беспокоен.

4. Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди.

5. Любит работу, которую надо делать быстро.

6. Дети считают его веселым.

7. У него часто меняется настроение.

8. Чаще молчит в обществе детей.

9. Не решается заговорить первым с новыми людьми.

10. Не любит шумных игр, предпочитает уединение.

11. Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь.

12. Любит похвастаться, приукрасить события.

13. Часто не может усидеть на месте.

14. Его легко расстроить.

15. Дольше других сохраняет работоспособность, не устает.

16. Легко переключается с одного поручения на другое.

17. Нетерпелив и несобран, особенно не любит ждать.

18. Отдает предпочтение кропотливой работе, которая требует быстрых реакций.

19. Быстро устает, отключается, перестает слушать.

20. Верит в себя, легко переносит неудачи.

Приведем краткие характеристики четырех основных темпераментов. Есть ли среди ваших детей яркие представители какого-то из них?

Помните, что чистые типы встречаются редко. Чаще всего — промежуточные, переходные. К тому же в детстве большинство особенностей темперамента маскируются возрастной импульсивностью, слабостью нервной системы, которая со временем может быть преодолена.


Сангвиник

Бойкий, уверенный, приветливый ребенок, легко идет на контакт, открытый, жизнерадостный, общительный, быстро адаптируется в новом коллективе. Настроение у детей данного типа темперамента устойчивое, без резких колебаний. Дети активны в разных видах деятельности. Однако интерес к какому-либо виду деятельности, игры или занятия поверхностный, может активно возникать и за короткое время пропасть. Разговаривает преимущественно громко, быстро, эмоционально, с выразительной мимикой и жестикуляцией. Пытается заниматься только легкой, приятной и интересной деятельностью и избегать сложного, неприятного, неинтересного. Умеет преодолевать препятствия, пользуется симпатией сверстников. Засыпает быстро, сон глубокий, спокойный. Легко просыпается и переходит к активной деятельности.


Флегматик

Спокойный, медлительный, здравомыслящий ребенок, достаточно терпеливый, в том числе и к физической боли. Не выдерживает значительных физических нагрузок, если вынужден выполнять их в быстром темпе. На самом деле чувства этих детей отличаются глубиной и постоянством. Болезненно переживают несправедливость, посягательство на их права, расставание с близкими людьми, боятся и не любят перемен, нестабильности. Речь спокойная, равномерная, вялотекущая, без выражения эмоций, жестикуляции и мимики. Общаются с небольшим кругом детей, постоянны в привязанностях. Умеют определенное время самостоятельно заниматься каким-либо делом, не беспокоя взрослых, неконфликтные, покладистые, рассудительные. Если детство флегматика складывается благоприятно и ему удастся развиваться, сохраняя все положительные черты темперамента, общество получает добросовестных, серьезных, пунктуальных, увлеченных любимым делом людей.

Холерик

Дети-холерики в общем беспокойные, все реакции данного типа носят яркий характер: речь быстрая, эмоциональная, ярко окрашенная, выразительная мимика, резкие жесты. Несдержанны, раздражительны, трудно приспосабливаются ко всяким ограничениям, режимным моментам, требованиям старших. В общении стремятся быть лидерами. Дети энергичны, настойчивы, способны выполнять много задач. Для ребенка - холерика свойственна быстрая и довольно частая смена настроения. От увлечения определенным видом деятельности холерик может полностью отказаться. Любит подвижные игры, динамические занятия. Во всех видах деятельности необходима подвижность, скорость. Дети данного типа чувствуют себя уверенно, легко справляются с заданиями. Часто пытаются управлять взрослыми, конфликтуют со своими сверстниками, не хотят выполнять определенные правила игры или задачи, могут выражать протест. Засыпают с трудом, сон беспокойный, просыпаются достаточно быстро и сразу включаются в активную деятельность.

Меланхолик

Дети данного типа нервной системы реагируют на самые незначительные раздражители. Они малоактивны, малоподвижны, ранимы, замкнуты, отличаются утомляемостью, пугливы, нерешительны, видят события в темных тонах. Эти личностные качества невозможно ликвидировать. Отдают предпочтение спокойным видам деятельности, преимущественно любят играть отдельно от детей. Проявляют весьма значительную пассивность в общении со взрослыми и сверстниками. Меланхолики похожи на тепличные растения: с чужими они робкие, замкнутые, нерешительные, зато в обычной, доброжелательной обстановке сообразительны, внимательны и чувствительны. Тихо разговаривают, быть на первых ролях не стремятся. Впечатлительны и чувствительны к одобрению своей деятельности или отрицательной оценки результатов своего труда. Очень требовательны к себе и окружающим.


3. Групповая работа родителей.

По типу темперамента ребенка родители объединяются в группы. Каждая группа должна выработать правила общения с ребенком согласно с его темпераментом. Правила обсуждаются, дополняются, обобщаются.


Рекомендации психолога учителю и родителям относительно общения с детьми сангвиниками.

1. В общении с детьми-сангвиниками требования должны быть максимально справедливы.

2. Стоит давать выход их энергии, стимулировать раскрытие их потенциала и способностей в общественно полезном труде.

3. Нужно проявлять доверие к сангвинику, поддерживать полезную инициативу, осуществлять поддержку в его начинаниях, закреплять веру в собственные силы в преодолении трудностей.

4. Не стоит давать ему поручения, связанные с долговременной монотонной деятельностью.

5. Помощь следует предоставлять в форме открытой дружеской поддержки, советов.

6. Быть максимально требовательными в случае совершения ребенком незначительных нарушений.

7. Помнить, что у ребенка-сангвиника быстро разрушаются привычки, ребенок быстро устает от однообразных занятий, методов и форм работы.

8. Во время выполнения сангвиником задач взрослый должен использовать дополнительные стимулы, либо добиться завершения работы.

9. Когда ребенок недоброкачественно выполнил задание, заставить то же самое проделать еще раз.

10. Формировать устойчивые интересы. Не позволять частых смен видов деятельности. Начатую работу учить выполнять до конца. Вырабатывать с раннего возраста устойчивый интерес, терпение, целеустремленность, привычку добросовестно выполнять и доводить до конца начатое дело.

11. Научить ребенка дорожить дружбой.

12. Целесообразно использовать его лидерские качества в коллективе, привлекать к организации вечеров, диспутов и других общественно полезных мероприятий.


Рекомендации психолога учителю и родителям относительно общения с детьми флегматиками.

1. Следует настойчиво использовать предусмотрительные установки на любую деятельность, которую нужно выполнить, проводить подробный инструктаж (Что? Когда? В какой последовательности?).

2. Не наказывать за медлительность, не обвинять в тупости, несообразительности.. Последствия такого отношения в основном трагичны: у ребенка возникают неврозы, формируется комплекс неполноценности через постоянные неудачи.

3. Целесообразно стимулировать проявление искренних чувств ученика. Привлекайте его к интересной деятельности, что развивает чувства, эмоции и укрепляет веру в собственные силы.

4. Необходимо избегать демонстративных поручений, связанных с высоким темпом деятельности.

5. Во время чтения художественных произведений, в процессе игры флегматика необходимо знакомить на жизненных примерах с разновидностями чувств и эмоций, учить правильно проявлять их в соответствующих ситуациях: сочувствовать, радоваться тому подобное. Помогать заниматься аутотренингом и самовоспитанием.

6. Чтобы ребенок вырос инициативным, взрослые должны приветствовать каждое проявление его самостоятельности, незаметно помогать в сложных делах.

7. Необходимо проводить специальные игры, развивая мышление, чувства, воображение. Важно научить правильно переключать внимание при выполнении заданий и рационально распределять время.


Рекомендации психолога учителю и родителям относительно общения с детьми холериками

1. Не тормозить активность детей в форме прямого запрета.

2. Не позволять капризы детей ради того, чтобы они не нервничали.

3. Рационально использовать энергию ребенка путем переключения с одного вида деятельности на другой.

4. Никогда не повышать голос или прибегать к запугиванию. Холерические дети нуждаются в тактичной помощи и сочувствия.

5. Общаться с такими детьми спокойным, но уверенным тоном. Избегать различных эмоциональных реакций, направленных непосредственно на ученика. Лучше воздействовать опосредованно, через коллектив.

6. Постоянно оберегать нервную систему ребенка, ограничивать в течение дня игры, занятия, которые приводят к возбуждению.

7. За два часа до сна предлагать спокойные игры, виды занятий.

8. Категорически запрещается наказывать ребенка-холерика статическим положением тела (постой возле меня, будешь сидеть на стуле).

9. Необходимо предлагать детям такие виды деятельности, которые формируют и развивают произвольное внимание ребенка и способствуют закреплению в его нервной системе процессов торможения (настольные игры, лото, шашки, различные виды изобразительной деятельности).

10. Нужно проявлять заинтересованное понимание душевного состояния ребенка, тактично и опосредованно предотвращать “срывы”, учитывать .мотивы поступков, привлекать к активной деятельности, связанной с проявлением инициативы.

11. Холерика важно воспитывать добрым, сострадательным, заботливым, поскольку этот тип очень склонен к агрессивности.


Рекомендации психолога учителю и родителям по общению с детьми – меланхоликами:

1. Всегда придерживаться принципа постепенности.

2. Правильный воспитательный подход заключается в том, что взрослый проявляет сочувствие и полное понимание чувств ребенка.

3. Помнить, что ребенок не переносит сильных раздражителей. Ограничить новые знакомства, игры.

4. Учитывать, что он очень долго и болезненно адаптируется в коллективе детей.

5. Стремиться вызвать у ребенка положительные эмоции, проявить максимум доброты. Тактично, глубоко и заинтересованно проникать в его духовный мир, осуществлять моральную поддержку, укреплять веру в собственные силы, проявлять понимание его душевного состояния.

6. Не допускать повышения голоса, криков, непосильных требований.

7. Развивать коммуникабельность ребенка путем игры.

8. Приходить на помощь ребенку во время выполнения заданий, одобрять, поддерживать малейшее проявление активности.

9. Воспитывать волю, настойчивость и чувство собственной ценности в коллективе.

10. Через определенный промежуток времени организовывать для него “ситуацию успеха”.

11. Меланхолика нужно с детства научить планировать свою деятельность, разумно распределять время и сбалансировать суточную и недельную продолжительность труда и отдыха, иначе возможно нервное и физическое истощение ребенка на почве хронического переутомления или, по той самой причине, формирование отвращения к труду, апатия.

Для того, чтобы ребенок не отставал от других по темпу письма, чтения, счета, целесообразно уже в трех - четырехлетнем возрасте в игровой форме учить его считать и читать, а с пяти-шести лет - писать. Так у него сформируются необходимые навыки.


4. Советы родителям относительно резервов обучения детей чтению.

(Сообщение учителя.)

В 4 классе 6- сангвиников, 3- холериков, 4 - меланхоликов, 5 - флегматиков. Итак, большинству учеников нашего класса доступно правильное, выразительное и беглое чтение в пределах 85 - 95 слов в минуту.


Как достичь такой скорости чтения?

Преподаватель Донецкого университета В. Зайцев предлагает эффективные резервы обучения чтению:

• домашняя тренировка должна проводиться тремя порциями по 5 - 10 минут с большими перерывами;

• чтение перед сном (последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и человек во сне находится под их влиянием);

• чтение в режиме “чтение + короткий отдых” (такого режима придерживаются в ходе просмотра диафильмов: две строчки под кадром читает ребенок и рассматривает рисунок - отдыхает);

• многократное чтение;

• чтение в темпе скороговорки;

• выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста (ребенок несколько раз читает один отрывок, производит быстрый темп чтения, переходит на незнакомую часть, где темп сохраняется);

• стимулирование (родители, которые подбадривают и поддерживают своего ребенка, приучают его работать, помогают школьнику успешно учиться).


5. Проблемный мост “Отцы и дети”.

Подготовительный этап.

Перед родительскими собраниями учитель проводит опрос учащихся, записывает актуальные детские проблемы по поводу чтения дома. Некоторые из них предлагает для обсуждения на родительских собраниях.

Ориентировочные ситуации.

• Я часто ошибаюсь во время чтения, вместо написанного слова придумываю свое.

• Я не люблю читать дома. Мама заставляет читать подряд много раз, кричит, если я читаю медленно и с ошибками.

• Я стараюсь читать быстро и правильно, но во время чтения в классе от волнения я начинаю заикаться, ошибаюсь... Очень стыдно, когда дети смеются.

Родители высказываются, дают советы из собственного опыта. Учитель помогает выбрать наиболее удачное решение этой проблемы.



6. На книжную полку родителей.

1. В.Н.Зайцев . Тренировочные тексты. СИПКРО: Самара, - 2001 – 47с.













\



ПАМЯТКИ


КАК НАДО ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ


Как готовить домашнее задание по чтению


1. Открой книгу на нужной странице.

2. Вспомни, о чем узнал на уроке.

3. Прочитай текст вслух.

4. Выдели непонятные слова, постарайся объяснить их.

5. Подумай, какова главная мысль этого произведения.

6. Раздели текст на части, дай заголовки.

7. Перескажи по плану.

8. Дай ответы на вопросы и задания учебника.


Заповеди читателю для самостоятельной работы с книгой


1. Выбрав книгу для чтения, вспомни, знаешь ли ты другие произведения этого автора.

2. Прочитай предисловие, аннотацию, рассмотри иллюстрации и реши, о каком времени рассказывает книга, о чем она.

3. «Толстую» книгу осваивай частями.

4. Читая книгу, обращай внимание на то, где и с кем происходят последние события. Попробуй представить и конкретную обстановку, и героев.

5. Выделяй все непонятное, формулируй вопросы и старайся найти на них ответы самостоятельно: через иллюстрации или справочники.

6. Закрывая книгу, еще раз подумай над содержанием книги в целом, восстанови в памяти главные события сюжета, образы персонажей и попробуй определить, чем тебе понравилась книга, а чем - нет.


Взяв в руку книжку, прочитай


1. Заголовок.

2. Фамилия автора (или известные тебе его книги?).

3. Где и когда издана книга, для какого возраста.

4. Аннотацию, оглавление, предисловие (если они есть).

5. Рассмотри иллюстрации, кто художник?

Поразмысли:

1) о ком и о чем может идти речь в книге?

2) хотелось бы тебе прочитать ее?


Ты прочитал книгу


После этого:

1. Отметить слова, значение которых тебе неизвестно.

2. Какова основная мысль книги (о чем хотел сказать автор).

3. Чему учит это произведение?

4. Составь план.

5. Подготовь пересказ.

6. Охотно ли ты читал книгу? Почему?

7. Названия действующих лиц.

8. Что ты узнал о герое прочитанного произведения?

9. Тебе хотелось бы прочитать другие произведения этого автора или подобные темы?

Учись читать правильно


1. Следи за словами в строке, не переставляй их.

2. Старайся понять то, о чем читаешь.

3. При чтении будь внимательным к каждому слову.

4. Старайся, читая про себя, не шептать и не шевелить губами.


Учись читать выразительно


1. Помни: нельзя прочитать выразительно, если не понимаешь содержания.

2. Попробуй представить себе то, о чем читаешь.

3. Определи свое (и автора) отношение к событиям, персонажам, попробуй при чтении передать его интонацию, выделяй голосом самое важное.

4. Определи главную задачу в тексте (что и как ты хочешь передать).

5. Читай четко, произнося слова, соблюдай пауз в конце предложения, между абзацами и частями текста и знаками препинания, которые встречаются.


Работа над стихотворением


1. Прочитай стихотворение.

2. Подбери к нему рисунки.

3. Найди образные выражения.

4. Подготовь ответы на вопросы.

5. Определи слова с логическим ударением.

6. Определи места для чтения разным тоном и в разном темпе.

7. Прочитай стихотворение выразительно.

8. Подумай, какова главная мысль стихотворения.


Умение читать правильно


-Сначала узнайте, кто автор произведения и как называется книга чк рассказ:

-просмотрите бегло текст, иллюстрации к нему и примерно определите, о чем будете читать;

- при чтении будьте внимательны к каждому слову, предложения; овладев строку до конца, не возвращайтесь, если поняли содержание;

-после каждого абзаца делайте паузу;

-старайтесь понять, о чем читаете;

-запомните героев, последовательность событий;

-попробуйте оценить поступки, состояние персонажей. Какие чувства и мысли они вызывают у вас? Что бы вы сказали о них товарищам?


Умение читать выразительно


-Прочитайте, определите, о чем идет речь;

-подумайте, что самое главное в каждой части текста;

-составьте по картинке или вопросам повествовательное или восклицательное предложение;

-прочитайте одно и то же предложение с разной интонацией; -прочитайте предложение одной формы с различными оттенками;

-определите, какие мысли и чувства надо сообщить слушателям;

-подберите предложения (вопросительные, повествовательные, восклицательные) для составления рассказа;

-определите свое отношение к тому, о чем будете читать, чтобы выразить настроение, чувство;

-представьте себе, какие отрывки вы бы перечитали;

-определите темп, тон каждого отрывка. Отметьте темпы: М — медленно, Б — быстро, Н — нормально;

-проверьте себя, правильно ли вы читали. Прочитайте текст вслух, прислушайтесь, как это звучит;

-послушайте, где делает паузы учитель;

-прочитайте молча текст и подготовьтесь к чтению вслух; -читайте по очереди, соблюдая паузы.


Умение отвечать на вопросы


-Внимательно перечитайте текст;

-отметьте места, которые понадобятся для ответов на вопросы;

-найдите все ответы на вопросы, обозначив их в тексте;

-проконтролируйте себя.


Как составить план текста


Прочитайте рассказ, обращая внимание на его построение:

-о чем говорится в начале;

-какие события описаны дальше, чем заканчивается содержание;

-поделите текст на смысловые части, выясните, чем они отличаются;

-определите главную мысль произведения или отрывка;

-перечитайте каждую часть. Перескажите своими словами, о чем говорится в каждой части;

-подберите к нему заголовок; •

-запишите свой заголовок к каждой части;

-проверьте себя по учебнику, соответствует ли заголовок содержанию.


Как кратко пересказать прочитанное.


-Перечитай текст, выделяя в нем основное содержание и запоминая его последовательность;

-выделите основные смысловые части текста;

-составьте план и запишите его;

- перечитайте весь текст, заглядывая в книжки;

-перескажите своими словами так, чтобы на каждый пункт плана был ответ из трех предложений.


Умение воспроизводить прочитанное (словесное рисование).


- Перечитайте рассказ;

-определите тему картинки и ее название;

установите, какие герои, предметы, события будут изображены и как;

-найдите слова, которые помогут нарисовать картинку точно и образно; представьте ее;

-проверьте текст, посмотрите и нарисуйте словесную картинку.

Умение работать с научно-познавательным текстом.


-Прочитайте заголовок, определите тему;

-прочитайте весь текст, установите его абзацы;

- найдите внешнее описание событий, фактов;

-определите, какими скрытыми признаками наделен предмет или факт;

-установите причины, факты, события, действия;

-дайте им оценку;

-подумайте, для чего автор рассказал о таких событиях или фактах.

Упражнения по выработке быстрого и правильного чтения


Упражнения для выработки сознательного, быстрого и правильного чтения


  1. Прочитай данные слова, выбери из них пары антонимов.


Больной, пожилой, кривой, встреча, здоровый, молодой, спокойствие, талант, тревога, повышение, бездарность, тушить, расставлен, громкий, зажигать, ровный, тихий.


2. От данного слова образовать все возможные слова.

Сначала (да, скотч, стук, куча, скат и т. д.).

(Провести в виде игры, победитель тот, кто составит самое длинное слово).

3. Прочитай слова время( 8 сек.), запиши в тетрадь те, которые запомнил.

Нёбо, прошлогодний, поглядывать, бросился, лишний, наперегонки, потрепанный, квалификация, орудует, мусор.

(Во время письма записанные слова учитель закрывает).

4. Прочитай слова за короткое время (5с.), запиши в тетрадь те, которые запомнил.

Пух каша счастье

Ток гора добро

Рак стол честь

Кот зубр ум

Мак ключ нежность

Нос поле отвага


5. Составь пословицу и прочитай.

1 2 3 4 5 6 7 8

Лю би изу чай свой род ной край (Люби, изучай свой родной край)

Объясни, как ты её понимаешь.

Какие еще пословицы о родном крае, о Родине ты вспомнил?

6. Закончи пословицы.

Без дела слабеет... (сила)

Тяжело поработаешь, вкусно… (покушаешь)

Труд человека кормит, а ... (лень портит)

Маленькая работа лучше, чем… (большое безделье)

Какой темой объединены пословицы?

7. Прочитай пирамидку слов:

казнь встреча

пестрые встрепенулся встряхнуть сдержанность


са . ни сказ . ка

сы . ны шко . ла

шу . ба кра . са

\ зи . ма пес . ня


Какие слова непонятные по значению?






8. Прочитай быстро пирамидки слов.

грохот фронт

лозунг фланг

пушки флотилия

галеры фарватер



Какой темой объединены слова? Найди название турецкого судна? Какие ты знаешь названия древних судов?







9. Прочитай анаграмму, найди два лишних слова

во

го

ри ть

(говорить)

ть

за

ска

(сказать)

лы

ть

ус ша

(услышать)





ша

ды

ть

(дышать)







10. Прочитай анаграммы, догадайся по признакам, о каких животных идет речь.


О собаке:

(преданный)

(доверчивый)

(упитанный)

(сторож)

(голодный)

(худой)

(серый)

(хищник)



дан пре ный

вер вый до чи

тан упи ный

рож сто

О волке:


лод го ный

дой ху

ый сер

никхищ



11. Прочитай предложение, по смыслу догадайся, какое слово надо добавить.


Выпал густой пушистый ... (снег).

Стояла чудесная солнечная ... (погода).

Под окном весело щебетали ... (ласточки).

Вспорхнула в небо стая ... (птиц).

В роще слышалась трель... (соловья).

12. Прочитай пословицы, поставив слова в определенном порядке.

Поешь, тяжко, сладко, поработаешь.

То и поработай, поешь в охоту до пота.

Трудолюбивые, сворачивают, горы, руки.


13. Быстро прочитай слова, найди «слова-пенечки».


жить

дивилась

ласка

жить

давилась

ласка

жать

давилась

леска

жить

давилась

ласка

жать

прибилась

ласка

мать

дивилась

маска


14. Из данных слов составь пословицу.

И, скоро, обильно, гнев, как весенний снег, упадет, мамин, растает. (Материнский гнев — как весенний снег, обильно упадет и скоро растает)

— Как ты понимаешь эту поговорку?


15. Быстро прочитай ребусы.

100 лица.

100 лик, , мо 100 к, 100 г,

3 буна, вы3,

При 5,

рас 5,

про100

16 Упражнения для развития четкого произношения

а) работа со скороговорками;

На пруду- утка, на утке – куртка.

У маленькой Сани перевернулись сани, теперь у Сани новые сани.

Бык, бык, тупогуб,

Тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

На реке Лука поймал рака в рукав.

Пилил Филипп поленья из лип,

Притупил пилу Филипп.

Колпак на колпаке, под колпаком - колпак.

Филипп прилип, прилип Филипп.

У Кондрата куртка коротковата.

Кузнец пулю ковал, ковал и перековывал.

Сел скворец на скворечник,

Запел скворец петуху:

Ты не умеешь так, как я,

Так, как ты, не умею я.

Бабий боб расцвел в дождь Будет бабе боб в борщ.

Семен сено вез - не довез: Оставил сани, взял воз.

.

Хитрую сороку поймать морока, а на сорок сорок - сорок морок.

Сынок, принеси синьку, Принеси синьку, Василек.

Бобер на берегу с бобрятами бублики пёк.


б) скороговорки - спотыканки;

Зубы

У сестренки Любы выпадают зубы.

И говорит Люба:

Я теперь бежжуба!

в) чистоговорки;

Ли-ли-ли - улетели журавли,

Ли-ли-ли-дни осенние пришли,

Ло-ло-ло - уже снегом замело,

Ны-ны-ны - будем ждать мы весны.


17. Прочитать слова. Скажи, какое из прочитанных слов встретилось дважды.

Лес, зверь, жук, куст, лис, лес, мох, еж, шмель.


18. К выделенным словам подбери пару из второго столбика.

Мальчик ласковая

Кошка жгучее

Мама послушный

Солнце пушистая


19. Прочитай “зашифрованные” слова. Из каждой группы удалить лишние.

ыфакт сарах

альотп елбх

кабю оломок

акар котвец


20. Используя математические действия, прочитай получившиеся слова.

ПО + ЛЕД - ЕД - Л +ЕЗД (поезд)

ГО + РАМ - АМ + ОХ (горох)










21. Работа с квадратом

Сосредоточь взгляд на единицу, которая записана в центре квадрата, старайся увидеть числа по порядку: 1, 2, 3, 4,...


5

14

12

23

2

16

25

7

24

13

11

3

1

4

18

8

10

19

22

6

21

15

9

17

20











Виды чтения, влияющие на развитие скорости чтения:


  • Чтение учениками вслух.

  • "Жужжащее" чтение

  • Молчаливое чтение

  • Выборочное чтение.

  • Выборочное чтение по рисункам.

  • Выборочное чтение по вопросам.

  • Чтение в лицах.

  • Чтение цепочкой.

  • Дать полные ответы на вопросы к тексту, зачитать их.

  • Чтение на одной ноте.

  • Чередование громкого и молчаливого чтения.

  • Чтение с изменением темпа.

  • Чтение-гудение.

  • Зачитать вопросительные (восклицательные) предложения.

  • Чтение текста с первой закрытой буквой в слове.

  • Чтение текста с пропущенными словами.

  • Эмоциональное чтение с изменением голоса.

  • Чтение в темпе скороговорки.

  • Чтение под музыку.

  • Чтение абзацами.

  • Чтение диалогов.

  • Чтение слов с определенной буквой (например, с буквой и).

  • Чтение текста с отрывом от текста.

  • Чтение полуоткрытого текста.

  • Чтение с отстукиванием ритма.

Деформированные тексты, тексты с пропусками



Работа с деформированными текстами для учащихся начальной школы


1.Из слов каждой строчки составить предложение. Прочитать. Дать название рассказу.


Земля, голая, промёрзла.

Вечеру, потеплело, к.

Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в .

Больше, их, становилось, всё.

Хлопьями, снег, повалил.


2.Прочитать, правильно обозначая начало и конец предложений.


Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.


3. Восстанови деформированный текст.

Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Вот какой шалунишка!

4. Составь предложения из слов, озаглавь текст и прочитай текст.


Осторожный, и, лиса, зверь, хитрый
На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней
Красивая, у, мордочка, лисы
Хорош, хвост, особенно
Рыжими, на, переливается, солнце, он, искрами.


5. Восстанови деформированный текст. Прочитай текст.

Отец похвалил его за правду.

Он решил узнать, кто разбил чашку.

Мальчик сказал правду.

Пришёл отец.

Мальчик разбил дорогую чашку.



6. Прочитай. Подумай, в каком порядке надо поставить предложения, чтобы получился текст.


Варя просила его петь.

Там он будет весь день петь.

Чиж жил в клетке и ни разу не пел.

У Вари был чиж.

Но чиж хотел на волю.


7. Составь предложения из слов, озаглавь текст. Прочитай текст.


По, заяц, болоту, скакал

Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да

Косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится

Громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться

Заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся

В, стая, снегу, в живёт, куропаток

Вылетают, болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают

Опять, в, поклюют, снег, и

Заметит, снегом, кто, под, их


8.Из слов каждой строчки составь предложения. Озаглавь полученный текст.

не совсем, ещё, роса, сошла

как в серебре, листья, сверкают

бабочки, порхают, весело

деловитые, жужжат, пчёлы


9. Составь предложения из слов каждой строки. Подумай, куда можно вставить предложение «Стал дуть изо всех сил и … запутался в белых парусах». Прочитай текст.

ветер, морю, к, синему, прилетел

парусный, качался, волнах, кораблик, на

решил, его, ветер, потопить

а, по, только, быстрей, морю, кораблик, помчался


10.Составь предложения из слов каждой строки и прочитай текст.

Подарок.

щенка, на, подарили, день, Петьке, рождения

подарок, это, дорогой, был, самый

о, мечтает, ведь, собаке, каждый

говорил, в, о, школе, своём, Петька, дружке, только, и, маленьком

Торопыгой, назвал, его, он

стал, откликаться, имя, на, щенок, сразу, это

голос, и, он, к, спешил, хозяину, подавал

в, пришлось, гости, напроситься

пакет, колбасы, кошку, я, в, и, положил, кусок, плюшевую

погоняется, ней, Торопыга, за, пусть



11.Составь предложения из слов каждой строчки. Придумай заголовок. Прочитай текст.


  1. в, извилистая, уводит, тропинка, лес

  2. на, лучи, полянах, играют, солнца, изумрудных

  3. сверкает, это, что

  4. дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики

  5. пестрит, в, от, глазах, цветов

  6. в, как, лесу, летом, красиво



12.Прочитай. Поставь предложения по порядку, чтобы получился текст.


__На ней растут цветы. __Большие цветы золотыми головками качают. __Есть у нас во дворе клумба. __Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. __А маленькие цветы лепестками машут. __Это так красиво!


13.Прочитай. Поставь предложения по порядку, чтобы получился текст.


__У него голубая крыша и длинная ножка. __А живёт в домике весёлая птица скворец. __Стоит у нас в саду домик. __Скворец всё лето поёт, а осенью улетает. __Кто же там живёт?


14.Восстанови деформированный текст.

Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Вот какой шалунишка!

15.Расставь знаки препинания и прочитай текст.

Осенью солнце посылает свои прощальные лучи в воздухе прохладно землю покрывает ковер из пестрых листьев хорош лес в начале осени красивые деревья стоят в праздничном наряде тихо в лесу птицы улетели в теплые страны.

16.Составь предложения, пользуясь порядком вопросов.

Кто? Когда? Что делает? Что?
Коля, зарядку, по утрам, делает.
Кто? Что делает? Какие? Что?
Леша, прогулки, лыжные, любит.
Что? Чем? Что делают? Что?
Занятия, здоровье, укрепляют, спортом.

17.Восстанови деформированный текст.

Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Вот какой шалунишка!

18.Расставь знаки препинания.

Осенью солнце посылает свои прощальные лучи в воздухе прохладно землю покрывает ковер из пестрых листьев хорош лес в начале осени красивые деревья стоят в праздничном наряде тихо в лесу птицы улетели в теплые страны.





19.Подбери подходящие по смыслу имена прилагательные.

Воздух (какой?)
Утро (какое?)
Погода (какая?)
Ночи (какие?)

20.Составь предложения, пользуясь порядком вопросов.

Кто? Когда? Что делает? Что?
Коля, зарядку, по утрам, делает.
Кто? Что делает? Какие? Что?
Леша, прогулки, лыжные, любит.
Что? Чем? Что делают? Что?
Занятия, здоровье, укрепляют, спортом














Слоговые таблицы


Таблица 1.

Слоговые таблицы для учащихся начальной школы


А

У

О

Ы

И

Е

Я

Ё

Ю

Э

Ь

Н

НА

НУ

НО

НЫ

НИ

НЕ

НЯ

НЁ

НЮ

НЭ

НЬ

М

МА

МУ

МО

МЫ

МИ

МЕ

МЯ

МЁ

МЮ

МЭ

МЬ

Т

ТА

ТУ

ТО

ТЫ

ТИ

ТЕ

ТЯ

ТЁ

ТЮ

ТЭ

ТЬ

К

КА

КУ

КО

-

КИ

КЕ

-

КЁ

-

КЭ

КЬ

Х

ХА

ХУ

ХО

-

ХИ

ХЕ

-

-

-

ХЭ

ХЬ

Б

БА

БУ

БО

БЫ

БИ

БЕ

БЯ

БЁ

БЮ

БЭ

БЬ

В

ВА

ВУ

ВО

ВЫ

ВИ

ВЕ

ВЯ

ВЁ

ВЮ

ВЭ

ВЬ

Г

ГА

ГУ

ГО

-

ГИ

ГЕ

-

ГЁ

-

ГЭ

ГЬ

Д

ДА

ДУ

ДО

ДЫ

ДИ

ДЕ

ДЯ

ДЁ

ДЮ

ДЭ

ДЬ

Ж

ЖА

ЖУ

ЖО

-

ЖИ

ЖЕ

-

ЖЁ

-

-

ЖЬ

З

ЗА

ЗУ

ЗО

ЗЫ

ЗИ

ЗЕ

ЗЯ

ЗЁ

ЗЮ

ЗЭ

ЗЬ

Л

ЛА

ЛУ

ЛО

ЛЫ

ЛИ

ЛЕ

ЛЯ

ЛЁ

ЛЮ

ЛЭ

ЛЬ

П

ПА

ПУ

ПО

ПЫ

ПИ

ПЕ

ПЯ

ПЁ

ПЮ

ПЭ

ПЬ

Р

РА

РУ

РО

РЫ

РИ

РЕ

РЯ

РЁ

РЮ

РЭ

РЬ

С

СА

СУ

СО

СЫ

СИ

СЕ

СЯ

СЁ

СЮ

СЭ

СЬ

Ф

ФА

ФУ

ФО

ФЫ

ФИ

ФЕ

ФЯ

ФЁ

ФЮ

ФЭ

ФЬ

Ц

ЦА

ЦУ

ЦО

ЦЫ

ЦИ

ЦЕ

-

-

-

-

-

Ч

ЧА

ЧУ

ЧО

-

ЧИ

ЧЕ

-

ЧЁ

-

-

ЧЬ

Ш

ША

ШУ

ШО

-

ШИ

ШЕ

-

ШЁ

-

-

ШЬ

Щ

ЩА

ЩУ

ЩО

-

ЩИ

ЩЕ

-

ЩЁ

-

-

ЩЬ

Й

ЙА

-

ЙО

-

ЙИ

ЙЕ

-

-

ЙЮ

-

-








Дневник минутка



Дорогой друг!

Дневник «Минутка» научит тебя оценивать свои успехи в умении читать выразительно без ошибок, не спеша , но быстро.

Замеры в чтении следует делать один раз в месяц. Оценить чтение тебе помогут учителя, родители, старшие товарищи.



Помни:

Быстро читай и не спеши.

Труд и терпение ведут к умению!

Чтение вслух!

КАК СЕРЕЖА НАУЧИЛСЯ ЖАЛЕТЬ

Маленький мальчик Сережа гулял возле пруда. Он увидел девочку, что сидела на берегу.

Когда Сережа подошел к ней, она сказала:

— Не мешай мне слушать, как плещутся волны. Сережа удивился. Он бросил в пруд камень. Девочка спросила:

— Что ты бросил в воду? Сережа еще больше удивился.

— Неужели ты не видишь? Я бросил камешек. Девочка сказала:

— Я ничего не вижу, потому что я слепая.

Сережа от удивления широко открыл глаза и долго смотрел на девочку.

Так, удивляясь, он и домой пришел. Он не мог представить: как это оно, когда человек ничего не видит?

Наступила ночь. Сережа лег спать. Он уснул с чувством удивления. Среди ночи Сережа проснулся. Его разбудил шум за окном. Шумел ветер, в стекла стучал дождь. А в доме было темно.

Сереже стало страшно. Ему вспомнилась слепая девочка. Теперь мальчик уже не удивлялся. Его сердце сжимала жалость.

Как же она, бедная, живет в такой темноте?!

Сереже хотелось, чтобы скорее наступил день. Он пойдет к слепой девочки. Не будет удивляться больше. Он пожалеет ее.

(_______слов в минуту)

Читай вслух!

ЛЕНИВАЯ ПОДУШКА

Маленькой Аринке надо рано вставать, чтобы в школу идти, а не хочется, ой, как не хочется! Вечером спрашивает Аринка у дедушки:

- Дедушка, почему утром вставать не хочется? Научите меня, дедушка, спать так, чтобы хотелось вставать и идти в школу.

- Это подушка у тебя ленивая,- ответил дедушка.

- А что же ей сделать, чтобы она не была ленивой?

- Знаю я тайну,- шепотом сказал дедушка.- Вот именно тогда, как вставать не хочется, возьми подушку, вынеси на свежий воздух, хорошо выбей ее кулачками - она и не будет ленивой.

- Действительно? - обрадовалась Арина.- Я так и сделаю завтра.

Еще очень рано, а надо собираться в школу. Не хочется вставать Аринке, но надо же наконец подушку проучить, лень из нее выбить.

Поднялась Аринка быстренько, оделась, взяла подушку, вынесла во двор, положила на лавку - и кулачками ее, кулачками. Вернулась домой, положила подушку на кровать и умываться. А дедушка в усы улыбается.

(_______слов в минуту)

Читай вслух!

СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ

Оля и Лида, маленькие первоклашки, пошли в лес. После утомительного пути они сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вытащили из сумки хлеб, масло, яичка. Когда девочки уже пообедали, недалеко от них сел на дерево соловей и запел. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида боялись пошевелиться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала объедки и куски газеты, бросила под куст.

Лида забрала объедки, завернула в газету и положила в сумку.

— Зачем ты забрала мусор? — спросила Оля.— Это же в лесу... Никто не видит...

-Стыдно перед соловушкой...— тихо ответила Лида.

( ______слов в минуту )


Читай вслух!

ДУБ ПОД ОКНОМ

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил дуб под окном.

Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок, старел лесник.

И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало темно в комнате, а в ней жила красавица — лесника внучка.

— Сруби дуб, дедушка, — просит внучка, — темно в комнате.

— Завтра утром начнем...— ответил дедушка. Наступило утро. Позвал дедушка троих сыновей и девять внуков, позвал внучку - красавицу и сказал:

— Будем дом переносить в другое место.

И пошел с лопатой копать ров под фундамент. За ним последовали три сына, девять внуков и красавица-внучка.

( ______ слов в минуту)


Читай вслух!

НАПЫЩЕННАЯ ЖАБА

Понравилось жабе, как журавль поет. Сидит она в болоте, слушает журавлиное пение и думает: "Научусь я петь по журавлиному. Буду не такая, как все лягушки. Пусть удивляется весь лягушачий род".

Долго она училась петь по журавлиному и таки научилась. Разговаривают с ней по жабьи, а она словно не понимает — отвечает по журавлиному. Рассердились лягушки и упрекают свою подружку:

— Ты такая же лягушка, как и мы, чего же ты не хочешь разговаривать по - жабьи?

Жаба задрала голову и говорит:

— А может, у меня вырастут крылья, и я полечу, как журавль!..

(_____ слов в минуту )


Читай вслух!

КАМОРКА ДЛЯ ДЕДУШКИ

Заболел дедушка Юры, лежит и кашляет. Мать и папа молчаливые. Однажды пришел Юра с детского сада и видит: папа закапывает столбы рядом с домом.

— Что это вы строите, папа? — спрашивает Юра.

— Каморку к дому пристроим. Дедушка будет жить в каморке... Юра взял маленькую лопатку, пошел на огород, сел среди картофельной ботвы и копает ямку.

— Что это ты копаешь, Юрочка? — спрашивает отец.

— Я землянку строю...

— Для чего же тебе землянка?

—А вы с мамой будете жить в ней, как состаритесь...

( _____ слов в минуту )

Читай вслух!


ОБИДНОЕ СЛОВО

Однажды Сын рассердился и сгоряча сказал Матери обидное, грубое слово. Заплакала мать. Спохватился Сын, жаль стало ему Матери. Ночей не спит — мучает его совесть: ведь он оскорбил Мать.

Шли годы. Сын-школьник стал взрослым человеком. Пришло время ехать ему в дальний край. Поклонился Сын Матери низко к земле и говорит:

— Простите меня, Мама, за оскорбительное слово.

— Прощаю, — сказала Мать и вздохнула.

— Забудьте, Мама, что я сказал вам обидное слово.

Задумалась Мать, совсем погрустнела. На ее глазах появились слезы. Говорит она сыну:

— Хочу забыть, Сын, а не могу. Рана от колючки заживет и следа не останется. А рана от слова заживает, но след глубокий остается.

( _____ слов в минуту )


Читай вслух!

САМЫЙ ЛЕНИВЫЙ В МИРЕ КОТ

Лежал на столе кот. Девочка поставила перед ним две тарелки - одну со сметаной, другую - с молоком.

Кот подумал: это девочка принесла мне угощение. Но что лучше: сметана или молоко? Кот собирался подумать, что лучше, но не мог думать - такой он был ленивый.

Вдруг в открытое окно залетел воробей. Залетел, сел на стол и клюет там какие-то крошки. Теперь перед Котом было уже три вкусные вещи: сметана, молоко и воробей. И разве легко решиться, что из этих трех вещей самое вкусное? Кот собирался подумать, что же самое вкусное, но думать было трудно. Он закрыл глаза и уснул.

Это был самый ленивый в мире Кот.

(_____ слов в минуту)

Читай вслух!


РЕМЕСЛЕННИК И РЕЗЕЦ

Мастер работал Резцом по дереву — вырезал Розу. Резец маленький, стальной, блестящий. В руках Мастера он был послушным и искусным.

Не закончив работу, Мастер куда-то ушел, и Резец остался на столе. В мастерскую заглянул Ремесленник. Видит лежит блестящий ножик. А рядом — неоконченная Роза. Взял Ремесленник Резец и хочет вырезать лепестки Розы. Но ничего у него не получается. Крошит Резец Розу, портит работу Мастера.

Удивилась Роза,

— Резец, чего ты вдруг так плохо стал работать?

Резец отвечает:

— Я просто кусочек стали. Я становлюсь Резцом, когда меня берет в руки Мастер. А когда касается Ремесленник — я не Резец, а просто ножик.

(______ слов в минуту )


Читай вслух!

ПОТОМУ ЧТО Я — ЧЕЛОВЕК

Вечерело. По дороге шли двое странников — отец и семилетний сын. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Кряхтя, он обошел камень и, взяв ребенка за руку, пошел дальше.

На следующий день отец с сыном шли той же дорогой обратно. Опять отец не заметил камень, снова споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын пошли той же дорогой. До камня было еще далеко. Отец говорит сыну:

— Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень. Вот и то место, где отец споткнулся и ушиб ногу.

Путники замедляют шаги, но камня нет. Видят, на обочине дороги сидит седой старик.

— Дедушка, — спросил мальчик, — вы не видели здесь камень?

— Я убрал его с дороги.

— Вы споткнулись и ушибли ногу?

— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

— Почему же вы убрали камень?

— Потому что я — человек. Мальчик остановился в задумчивости.

( _____ слов в минуту )


Читай вслух!


СЕДЬМАЯ ДОЧЬ

Было у матери семь дочерей. Вот поехала однажды мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Вернулась домой только через месяц.

Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали за ней.

— Я соскучилась по тебе, как мак по солнечному лучу, — сказала первая дочь.

— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая дочь.

— Я плакала о тебе, как маленький птенец за птичкой, — сказала третья.

— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, — щебетала четвертая.

— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.

— Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, — сказала шестая.

А седьмая дочь ничего не сказала. Она сняла с ног мамочки обувь и принесла ей воды в миске помыть ноги.

( _____ слов в минуту )

Читай вслух!

ОН ВОЗНЕНАВИДЕЛ КРАСОТУ

У матери был трехлетний сын. Очень любила она единственного ребенка. Что не захочется сыночку, мама сразу же бросается выполнять его желания.

Увидел сын розу за окном, спрашивает:

— Что это такое?

— Цветок розы, — отвечает мать.

— Хочу цветок розы, — требует мальчик. Не просит, а требует. Мать идет, срезает цветок и приносит сыну. Подержал мальчик розу в руках, смял лепестки и бросил на пол.

Увидел сын на заборе воробья, спрашивает:

— Кто это такой?

— Воробей, — отвечает мать.

— Хочу воробья, — требует мальчик. Пошла мать к соседским детям, просит:

— Поймайте воробья, куплю вам конфет.

Поймали дети воробья, получили конфет. Принесла мать птичку. Взял мальчик воробья, начал играть, придавил его за шейку, пискнул воробушек и замолчал. Бросил сын матери мертвую птичку.

Услышал сын, как кто-то играет за окном на свирели. Понравилась ему игра, спрашивает он у матери:

— Что это такое?

— Это пастух играет песню на свирели.

— Хочу песню, хочу песню, она такая красивая! — потребовал мальчик. Пошла мать к пастуху, просит:

— Иди, пастушок, к моему мальчику любимому, хочет он, чтобы ему принадлежала эта прекрасная песня.

— Нет, — отвечает пастух.— Песня — это красота. Не может один владеть ею. Песня нужна всем.

Ни с чем пришла мать к сыну, передала ему слова пастуха. И сын возненавидел красоту, перестал любить и понимать прекрасное.

(_______ слов в минуту )

Читай вслух!


МАЛЬЧИК И СНЕЖИНКА

С неба летела на землю снежинка. Она была нежная, легкая, прозрачная, словно пушинка. И красивая, словно звезда.

На земле стоял мальчик. Он видел, как падает снежинка, и думал: «Вот она упадет кому-то под ноги, и её затопчут».

Нет, не надо падать снежинке на землю. Не надо ее затаптывать. Мальчик протянул ладонь. Он захотел приласкать снежинку. А она упала на добрую, теплую его руку и растаяла. Мальчик с сожалением смотрит на ладонь. А там блестит капелька, словно слезинка.

(_____ слов в минуту)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!