Августовские педагогические чтения «Реализация проекта «Школа Минпросвещения России»:
единство подходов к обучению и воспитанию»
Локация «Образовательная среда» Сокова С.В., учитель начальных классов, МОУ ОШ №8
Тема: «Система работы с родителями учащихся как ресурс повышения качества образования в условиях реализации обновленных ФГОС НОО»
«Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца…»
В. Сухомлинский
Взаимодействие образовательного учреждения с родителями учащихся всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость.
Партнерство школы и родителей учащихся – является основой качественного образования. Новые стандарты увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат. Но как же этого добиться?
Проблема отношений с родителями – одна из самых сложных.
Зачастую, отправив ребёнка в школу, родители самоустраняются от участия в процессе обучения и воспитания.
Этому способствуют несколько причин:
нехватка времени;
«устарелое» отношение к учёбе;
низкий уровень семейного воспитания;
несоответствие требований родителей и возможностей детей.
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно лишь в результате систематически, последовательно организуемой работы. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Не секрет, что школы активно предпринимают попытки вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, но активность родителей наблюдается не всегда. Многие родители по-прежнему видят свое участие в школьной жизни собственного чада в отсиживании на пресловутом родительском собрании и сдачи определенной суммы денег. Такая система взаимоотношений «семья-школа» не может не огорчать.
Для того, чтобы родители стали активными участниками учебно-воспитательного процесса, в своей школе мы проводим данную работу в разных направления. Постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.
Ведь учителя ждёт успех и в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим таким, какой он есть. И основа этого успеха - «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родитель.
Главная цель работы с родителями учащихся, которую мы ставим перед собой – это создание условий для привлечения родителей учащихся к сотрудничеству.
Задачи:
повышение психолого-педагогической культуры родителей учащихся через специально организованное обучение;
расширение представлений родителей о формах и методах их влияния на детей;
стимулирование и мотивация родителей к сотрудничеству со школой;
организация работы по сплочению детского и родительского коллективов через совместную деятельность;
гармонизация детско-родительских отношений;
раскрытие творческих способностей родителей учащихся;
поэтапное привлечение неактивных родителей к сотрудничеству через индивидуальные и групповые формы работы.
В нашей школе работа с родителями строится по следующим этапам:
1 этап – Мониторинг родительских запросов и ресурсов.
2 этап – Проектирование конкретных программ и планов совместной работы.
3 этап – Выполнение общего и индивидуальных планов.
Информирование, просвещение, консультирование, обучение, психологическая помощь семье.
Участие родителей в подготовке и проведении внеурочных занятий и внеклассных мероприятий, в организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
Привлечение родителей учащихся к организации учебного процесса.
4 этап – Диагностика. Оценка педагогами и родителями полученных результатов. Сравнительный анализ.
Остановимся более подробно на каждом этапе. 1 этап – Мониторинг родительских запросов и ресурсов. Изучение семей учащихся (опрос, анкетирование, тестирование, наблюдение, ведение дневника наблюдений).
Результат: выявление зон особого внимания (общих и частных проблем). Составление карты проблем семьи по отношению к ребёнку и карты проблем отдельных учащихся, формирование групп родителей со сходными проблемами. Составление социального паспорта класса.
2 этап – Проектирование конкретных программ и планов совместной работы. Согласовываем с родителями направления и содержания деятельности по обучению детей достойному и нравственному поведению, по отработке навыков ЗОЖ и экологическому воспитанию, содержания и направления деятельности по созданию условий для развития способностей детей.
Результат: создание плана работы классного руководителя, программ сотрудничества школы, педагога и родителей учащихся. Таким образом, родители становятся реальными субъектами образовательного процесса.
3 этап – Выполнение общего и индивидуальных планов. Информирование, просвещение, консультирование, обучение, психолого-педагогическая помощь семье. Большую помощь в этой работе оказывает педагог-психолог нашей школы Чалова Л.В., которая грамотно консультирует родителей и педагогов по различным возникающим проблемам.
Выпуск школьной газеты «Большая перемена» для родителей и совместно с родителями. Размещение информации на Сайте школы. Переписка с родителями через сеть Интернет.
Практика показывает, что эффективными формами психолого-педагогического просвещения родителей в классе являются следующие:
а) классные тематические читательские конференции для родителей;
б) беседы по психолого-педагогической тематике на родительском собрании;
в) тематические консультации;
г) психолого-педагогические практикумы и тренинги по анализу различных ситуаций в воспитании детей.
Групповые собрания родителей и мини-собрания по схожим проблемам. Ситуации конфликта между родителями учащихся или детьми. Часто на такие собрания приглашаются дети. Задача таких собраний, разобраться в ситуации, примирить конфликтующие стороны.
Большую роль выполняет родительский комитет. Это родители, которые активно участвуют в жизни класса и школы, привлекают остальных родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.
Одной из интересных форм проведения родительских собраний считаем круглый стол. Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива.
Участие родителей в подготовке и проведении внеклассных и внеурочных занятий и мероприятий, в организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
Эта работа ведется в школе по разным направлениям.
1) Общеинтеллектуальное направление
Предметные Недели, в которых участвуют в т.ч. и родители.
Присутствие родителей на уроках в качестве экспертной группы.
Создание родителями и детьми информационных тематических выставок;
Интеллектуальные игры с родителями и детьми.
Семейные праздники (традиционно в 4 классе проводим Новогодний праздник, где сами родители являются сказочными героями, в 1 и 2 классах в преддверии Нового года неожиданно приходит Дед Мороз; в прошлом году мы провели замечательный семейный праздник «Папа, мама, я – дружная семья», где семейные команды тренировались в смекалке, фантазии, ловкости).
Ежегодно в школе проходит осенняя ярмарка, День открытых дверей, который дает возможность родителям посетить уроки и увидеть, как ребенок работает на уроке, как ведется объяснение той или иной темы.
2) Общекультурное направление
Конкурс семейных талантов, концерты, театрализованные представления;
Творческие мастерские родителей для детей.
Выставки коллекций, творческих работ родителей.
Родители 1 класса самостоятельно организовали на школьной площадке встречу Нового года.
Мы продолжаем школьные традиции, ежегодно готовим и проводим для родителей такие праздники, как День Матери, 8 Марта, 23 февраля, День пожилого человека, Прощание с начальной школой, Посвящение в ученики и др.
3) Спортивно-оздоровительное направление
Спортивные соревнования «А, ну-ка, папы и сыночки!», в котором из одного класса участвовало 12 пап; (не секрет, что папы ребят не частые гости в школе).
Семейные конкурсы (например, «Папа, мама, я – спортивная семья»).
Организация экскурсий и походов.
Участие в лыжных гонках.
4) Духовно-нравственное направление
Оформление в классах фото- выставок.
Исследовательская работа. Уже в начальной школе, мы пробуем, учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы.
У учащихся начальной школы нет достаточного опыта работы по сбору информации, работе с дополнительной литературой, умении оформлять материал, поэтому роль родителей здесь очень велика. Учитель является наставником, руководителем и соавтором. Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса.
В прошедшем учебном году на Дне Науки и научно-практической конференции «Юные исследователи» были представлены семейные проекты «Нам дороги эти позабыть нельзя!»; «Всё для фронта, всё для победы!»; «Мир театра» и др. Родители учащихся были в составе жюри.
Флешмобы, вальсы на выпускном в начальной школе с участием родителей стали уже традициями.
Мастер- классы родителей для родителей учащихся по семейному воспитанию (выступление на собрании).
День именинника, чаепития.
Всероссийская акция «Моя семья в истории страны» (Шульпин Д., уч.2 кл.)
Семья Костерина Савелия стала победителем Всероссийского конкурса в номинации «Мы за здоровый образ жизни» в соответствии со «Стратегией комплексной безопасности детей до 2030 года».
Конкурс на лучший семейный альбом “Загляните в семейный альбом…”.
5) Социальное направление
В рамках профориентационной работы знакомим учащихся с профессиями родителей. Родители 2 класса Забродина О.Е., Логвина Л.В. провели мастер-классы о профессиях флориста и мед.сестры.
Родители активно участвуют в организации экскурсий, презентаций, игр, в конкурсах рисунков и фото-конкурсах).
Создание родословного Древа семьи. Семья Катулиной М., подготовившая проект о своей родословной стала дипломантом 1 степени Всероссийского конкурса «Первые шаги в науке» г. Москва).
Добровольческая акция «Город мастеров». Мастер-классы родителей – представителей разных профессий для детей (Костерина Н.Н. – профессия парикмахера-стилиста).
Добровольческие акции (Лыжня России).
Дни добрых дел и оформление фоторепортажа «Сборник добрых дел семьи», совместное проведение субботников, озеленение территории школы.
Оформление и оценка портфолио учащихся, помощь в ремонте, оформлении кабинетов.
4 этап – Диагностика. Оценка педагогами и родителями полученных результатов. Сравнительный анализ.
Регулярно изучаем мнения родителей о качестве учебно-воспитательного процесса и результатах этой деятельности. («Почтовый ящик», «Родительская почта», «Почта доверия», анкетирование «Удовлетворенность родителей деятельностью ОУ», «Школа глазами родителей»).
Таким образом, в школе наблюдается повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей учащихся, изменение позиции родителя от «родителя – наблюдателя» к «родителю – с активной жизненной позицией».
Но самый важный результат – это качество образования ребёнка и создание условий для формирования у него тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации в дальнейшей жизни.
Взаимодействие родителей и школы редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Желаем педагогам и родителям успехов в общем деле по воспитанию и развитию детей. Всех поздравляем с наступающим новым учебным годом!