СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с синонимами по русскому языку в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы с синонимами по русскому языку в 5 классе»

Система работы с синонимами по русскому языку в 5 классе


Слово, как известно, является важнейшей единицей языка, носителем знаний. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Методика словарной работы предусматривает следующие направления деятельности:  во-первых, наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их знаний путём включения в контекст, сопоставление близких по значению слов и противопоставление антонимов; во-вторых, усвоение синонимики лексической и тех оттенков значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые связаны отдельным синонимом в синонимической группе.

Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче, выразительнее возможности как языка в целом, так и каждого его носителя.

В современной методике разработаны направления, по которым ведётся работа с синонимами в школе:

  • формирование понятия синонимии;

  • обогащение словаря учащихся;

  • формирование навыков самостоятельного использования синонимов в связном высказывании.

Следует подчеркнуть, что до недавнего времени термин «синонимы» в практике начальной школы не использовался, в начальных классах не сообщались теоретические сведения о данном типе лексических единиц. Синонимы рассматривались как слова, близкие по значению. Однако в современных учебниках различных авторов термин «синонимы» используется, с ними ведётся большая практическая работа, наблюдения над языком предполагают формирование у  учащихся понятия о синонимах как  особом типе лексических единиц.

Система практических упражнений по синонимам складывается из следующих элементов:

  1. обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;

  2. подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, выяснение оттенков значений, различий в их употреблении;

  3. специальные упражнения с синонимами (градация синонимов);

  4. активация синонимов, то есть их использование в связной речи;

  5. исправление речевых ошибок типа неудачно употреблённых слов: замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Элементарную работу с синонимами начинают в 5 классе. Например, дети читают предложение: «Все они хотят счастья, светлого, солнечного неба». Учитель обращает внимание на то, что слово «солнечный» усиливает значение слова «светлый». Затем учащиеся подбирают группы из двух-трёх синонимов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный; красивый, прекрасный.  Далее целесообразно вводить группы из трёх синонимов и более: смелый, храбрый, отважный (воин); ложь, неправда, враньё.

В методических пособиях даются следующие типы упражнений с синонимами на уроках русского языка:

  1. Выбор и группировка слов, близких по значению.

В упражнении даны слова какой-то одной части речи (предположим, глаголы). Задание состоит в том, чтобы из этого списка слов выбрать две группы близких по смыслу глаголов; иногда даётся 1-2 лишних  (т.е. конфликтных) слова, например:

        Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несётся, глаз не сводит.

        Одна группа синонимов:

        Бежит, мчится, несётся;

        Вторая группа:

        Смотрит, глядит, глаз не сводит.

        Конфликтное слово – спит.

        В зависимости от уровня подготовленности детей М.Р. Львов предлагает облегчить или усложнять данное упражнение. Так, для усложнения могут быть даны не два, а три синонимических ряда, введено 2-3 конфликтных слова, могут быть даны разные части речи и пр.

  1. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то  признака (градация синонимов).

Школьникам  даются группы синонимов:

        огромный, гигантский, большой, маленький, крохотный.

Дети составляют ряды по возрастанию размеров:

        крохотный, маленький;

        большой, огромный, гигантский.

С этими словами составляются предложения,  например:  В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки, букашки.

        В горах то и дело встречаются большие камни, огромные глыбы, гигантские утёсы.

  1. Подбор синонимов к данному слову.

Даются слова, например: смешной (при изучении прилагательных), работать (при изучении глаголов), метель (при изучении существительных).

Дети подбирают:

смешной – забавный, потешный;

работать – трудиться;

метель – вьюга, буран, пурга.

Если необходимо, то с каждым из них составляются предложения, которые помогают понять значение синонима, его оттенки.

  1. Замена синонима в предложении.

Цель такого упражнения состоит в выборе более точного, более удачного слова. Например:

Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).

Пограничники стреляют метко (бьют без промаха).

Лиса обманула медведя (косолапого).

Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлёпнулся).

Детей заинтересовывает такая работа. Замена синонимов в предложении обычно практикуется в процессе подготовки рассказу или письменному сочинению.

  1. Выбор одного из данных близких по смыслу слов:

Небо (закрыло, заволокло) тучами.

Разведчики внимательно (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки.

Олени (спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне.

Наступило (жаркое, знойное, горячее) лето.

Дети обосновывают выбор синонима, например:

«Лучше всего сказать: «Наступило жаркое лето». Можно и знойное, так говорят, если дождей нет, очень сухо. «Горячее лето» - так не говорят. А «тёплое лето» - это неправильно, можно сказать «весна тёплая», а «лето жаркое»».

В методике выделяют следующие требования, при которых работа над синонимами в начальных классах будет достаточно эффективной:

  1. упражнения над синонимами должны проводиться  систематически и планомерно;

  2. должен быть определён круг синонимов, которые могут использоваться учителем в качестве практического материала для упражнений.

Таким образом, цель упражнений с синонимами  - привлечь внимание обучаемых к словам, близким по смыслу, научить школьников узнавать в предложении синонимы, создать определённый запас слов – синонимов в речи учащихся.Это подготовит учащихся к более глубокому и всестороннему восприятию синонимов в курсе русского языка средней школы.

В разных языках имеется большое количество синонимов, в том числе и в русском языке. Можно сказать, что синонимы обогащают язык, с одной стороны, и затрудняют иногда учащихся - с другой стороны. В определённой ситуации можно употребить два или более двух синонимов, но надо размышлять, какой из них является самым подходящим. Например: Хозяин, осмотрев (оглядев) незнакомца с головы до ног, вежливо спросил, кого ему надо; Я целиком (полностью, вполне) согласен с вами. Из этого можно видеть, что изучение синонимов русского языка имеет огромное актуальное значение.

1. Понятие синонимов.

Синонимы (от греч. БупопутоБ - одноимённый) - слова, тождественные или очень близкие по своему значению (например: «смелый» и «храбрый», «труд» и «работа», «гореть», «пылать» и «полыхать»). Надо отметить, что совершенно одинаковых по значению слов в русском языке очень мало, большинство синонимов имеет близкое значение, т. е. близкое по смыслу или по стилю и т. д.

Вообще говоря, близкое значение и замена друг друга - два основных признака синонимов. Различие между ними отражается на уровне и степени признаков (большой - огромный-громадный - гигантский), на напряжённости действия (бежать - мчаться - нестись - лететь), на социальной оценке (зарплата - жалование), на языковом стиле (обмениваться - меняться)

2. Источники синонимов.

Синонимы образуются, главным образом, следующими путями:

1) Из однокоренных слов: приготовлять - приготавливать; закаливание - закалка - закал; путать - перепутывать - запутывать - напутывать.

2) Из нелитературных и литературных слов: векша - белка; попоехали - поехали; пре-нты - родители; детка - ребёнок.

3) Из слов разных периодов: скоморох - лицедей - комедиант - актёр - артист.

4) Из иностранных слов и исконно русских: лингвистика - языкознание; экспорт - вывоз; компьютер - ЭВМ; дефект - недостаток.

3. Группировка синонимов.

Большинство лингвистов делит синонимы на три группы: смысловые синонимы; стилистические синонимы; смыслово-стилистические синонимы.

1) Смысловые синонимы.

Такие синонимы имеют разные оттенки по смыслу слов, но тождество по стилю: беспе-чальность - беззаботность - весёлость - радостность; ссора - несогласие - раздор - разлад; беспокоить - волновать - тревожить; быстрый - проворный - стремительный.

2) Стилистические синонимы.

Такие синонимы тождественны по смыслу слов, но различаются по стилю, выразительности, сочетаемости и т. д.: отшагать - проехать - прошагать; лицо - рожа - морда; борьба - борение; апельсинный - апельсиновый.

3) Смыслово-стилистические синонимы.

Такие С. различаются не только оттенками смысла слов, но и оттенками стиля, выразительности, сочетаемости и т. д.: желать - хотеть; снова - опять - вновь; брести - плестись - тащиться.

4. Употребление синонимов.

Употребление синонимов включает в себя два случая - скрытое и открытое.

1) Скрытое употребление подразумевает то, что отдельно употребляется одно слово, которое точно и полностью отражает выражаемое говорящим значение и чувство, и синонимы данного слова не появляются. Исправленные писателями рукописи могут показать, как они употребляют это стилистическое средство. Например, Лев Толстой в романе «Война и мир» сначала так писал: «В тот же год Илья Андреевич умер, и как это всегда бывает, со смертью его распалась прежняя семья». А потом писатель исправил «прежняя семья» как «старая семья». Ещё пример: М.Ю. Лермонтов в «Княжне Мери» сначала писал: «Я стоял сзади одной пышной дамы, осененной розовыми перьями». Затем он заменил слово «пышная» словом «толстая». После исправления текст становится более точным, образным и оживлённым.

2) Открытое употребление синонимов означает то, что в речи одновременно употребляются два или больше двух синонимичных слов, которые выполняют разные стилистические функции:

а) Функция сопоставления: различить оттенки, окраски и область употребления между синонимами.

Врача пригласить, а фельдшера позвать. Я по-прежнему верю в добро, в истину, но я не только верю, - я верую теперь.

б) Функция противопоставления: употребить способ противопоставление синонимов, чтобы выражения стали точными и совершенными.

Он собственно не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли. В этот момент Ильей овладевают не мысли, а именно думы.

в) Функция уточнения: один из синонимов уточняет другой.

В нашу комнату вошла большая, полная, даже почти толстая дама. Было недостаточно назвать этот лес густым, это был дремучий лес.

г) Функция градации: чтобы выражения постепенно углублялись, чувства шаг за шагом усиливались.

Из вас, несомненно, получится хороший скрипач, прекрасный скрипач. Мира жаждет всё человечество, и за мир оно будет твёрдо, решительно, непоколебимо в любой точке земного шара.

д) Функция разъяснения: один из синонимов объясняет другой.

В этом краю никто не знал, что за луна такая, - все называли её месяцем. Началась анархия, то есть безначалие.

е) Функция замещения: можно избежать повторения слов и обогатить язык.

Катя обожала природу, и Аркадий её любил, хоть не смел признаться в этом. Желал ты славы - и добился, хотел влюбиться - и влюбился.

ё) Функция пополнения: один из синонимов дополняет другой, чтобы описание стало образным и оживлённым

Смотрите-ка, сколько в этой речи храбрости и смелости! У Олега не было от нас ни секретов, ни тайн.

Данная статья с вышесказанных точек зрения говорит о синонимах. Но учащимся ещё надо обратить внимание на то, что способ синонимизации помогает установлению значения слова и поиску близких по значению слов. Он экономный по времени, но не всегда точный, так как полных синонимов в языке нет. На начальном этапе обучения применяется ограниченно из-за того, что учащиеся обладают небольшим запасом слов. На занятиях рекомендуется использовать словари синонимов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!