Система работы с синонимами по русскому языку в 5 классе
Слово, как известно, является важнейшей единицей языка, носителем знаний. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Методика словарной работы предусматривает следующие направления деятельности: во-первых, наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их знаний путём включения в контекст, сопоставление близких по значению слов и противопоставление антонимов; во-вторых, усвоение синонимики лексической и тех оттенков значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые связаны отдельным синонимом в синонимической группе.
Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче, выразительнее возможности как языка в целом, так и каждого его носителя.
В современной методике разработаны направления, по которым ведётся работа с синонимами в школе:
формирование понятия синонимии;
обогащение словаря учащихся;
формирование навыков самостоятельного использования синонимов в связном высказывании.
Следует подчеркнуть, что до недавнего времени термин «синонимы» в практике начальной школы не использовался, в начальных классах не сообщались теоретические сведения о данном типе лексических единиц. Синонимы рассматривались как слова, близкие по значению. Однако в современных учебниках различных авторов термин «синонимы» используется, с ними ведётся большая практическая работа, наблюдения над языком предполагают формирование у учащихся понятия о синонимах как особом типе лексических единиц.
Система практических упражнений по синонимам складывается из следующих элементов:
обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;
подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, выяснение оттенков значений, различий в их употреблении;
специальные упражнения с синонимами (градация синонимов);
активация синонимов, то есть их использование в связной речи;
исправление речевых ошибок типа неудачно употреблённых слов: замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
Элементарную работу с синонимами начинают в 5 классе. Например, дети читают предложение: «Все они хотят счастья, светлого, солнечного неба». Учитель обращает внимание на то, что слово «солнечный» усиливает значение слова «светлый». Затем учащиеся подбирают группы из двух-трёх синонимов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный; красивый, прекрасный. Далее целесообразно вводить группы из трёх синонимов и более: смелый, храбрый, отважный (воин); ложь, неправда, враньё.
В методических пособиях даются следующие типы упражнений с синонимами на уроках русского языка:
Выбор и группировка слов, близких по значению.
В упражнении даны слова какой-то одной части речи (предположим, глаголы). Задание состоит в том, чтобы из этого списка слов выбрать две группы близких по смыслу глаголов; иногда даётся 1-2 лишних (т.е. конфликтных) слова, например:
Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несётся, глаз не сводит.
Одна группа синонимов:
Бежит, мчится, несётся;
Вторая группа:
Смотрит, глядит, глаз не сводит.
Конфликтное слово – спит.
В зависимости от уровня подготовленности детей М.Р. Львов предлагает облегчить или усложнять данное упражнение. Так, для усложнения могут быть даны не два, а три синонимических ряда, введено 2-3 конфликтных слова, могут быть даны разные части речи и пр.
Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака (градация синонимов).
Школьникам даются группы синонимов:
огромный, гигантский, большой, маленький, крохотный.
Дети составляют ряды по возрастанию размеров:
крохотный, маленький;
большой, огромный, гигантский.
С этими словами составляются предложения, например: В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки, букашки.
В горах то и дело встречаются большие камни, огромные глыбы, гигантские утёсы.
Подбор синонимов к данному слову.
Даются слова, например: смешной (при изучении прилагательных), работать (при изучении глаголов), метель (при изучении существительных).
Дети подбирают:
смешной – забавный, потешный;
работать – трудиться;
метель – вьюга, буран, пурга.
Если необходимо, то с каждым из них составляются предложения, которые помогают понять значение синонима, его оттенки.
Замена синонима в предложении.
Цель такого упражнения состоит в выборе более точного, более удачного слова. Например:
Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).
Пограничники стреляют метко (бьют без промаха).
Лиса обманула медведя (косолапого).
Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлёпнулся).
Детей заинтересовывает такая работа. Замена синонимов в предложении обычно практикуется в процессе подготовки рассказу или письменному сочинению.
Выбор одного из данных близких по смыслу слов:
Небо (закрыло, заволокло) тучами.
Разведчики внимательно (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки.
Олени (спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне.
Наступило (жаркое, знойное, горячее) лето.
Дети обосновывают выбор синонима, например:
«Лучше всего сказать: «Наступило жаркое лето». Можно и знойное, так говорят, если дождей нет, очень сухо. «Горячее лето» - так не говорят. А «тёплое лето» - это неправильно, можно сказать «весна тёплая», а «лето жаркое»».
В методике выделяют следующие требования, при которых работа над синонимами в начальных классах будет достаточно эффективной:
упражнения над синонимами должны проводиться систематически и планомерно;
должен быть определён круг синонимов, которые могут использоваться учителем в качестве практического материала для упражнений.
Таким образом, цель упражнений с синонимами - привлечь внимание обучаемых к словам, близким по смыслу, научить школьников узнавать в предложении синонимы, создать определённый запас слов – синонимов в речи учащихся.Это подготовит учащихся к более глубокому и всестороннему восприятию синонимов в курсе русского языка средней школы.
В разных языках имеется большое количество синонимов, в том числе и в русском языке. Можно сказать, что синонимы обогащают язык, с одной стороны, и затрудняют иногда учащихся - с другой стороны. В определённой ситуации можно употребить два или более двух синонимов, но надо размышлять, какой из них является самым подходящим. Например: Хозяин, осмотрев (оглядев) незнакомца с головы до ног, вежливо спросил, кого ему надо; Я целиком (полностью, вполне) согласен с вами. Из этого можно видеть, что изучение синонимов русского языка имеет огромное актуальное значение.
1. Понятие синонимов.
Синонимы (от греч. БупопутоБ - одноимённый) - слова, тождественные или очень близкие по своему значению (например: «смелый» и «храбрый», «труд» и «работа», «гореть», «пылать» и «полыхать»). Надо отметить, что совершенно одинаковых по значению слов в русском языке очень мало, большинство синонимов имеет близкое значение, т. е. близкое по смыслу или по стилю и т. д.
Вообще говоря, близкое значение и замена друг друга - два основных признака синонимов. Различие между ними отражается на уровне и степени признаков (большой - огромный-громадный - гигантский), на напряжённости действия (бежать - мчаться - нестись - лететь), на социальной оценке (зарплата - жалование), на языковом стиле (обмениваться - меняться)
2. Источники синонимов.
Синонимы образуются, главным образом, следующими путями:
1) Из однокоренных слов: приготовлять - приготавливать; закаливание - закалка - закал; путать - перепутывать - запутывать - напутывать.
2) Из нелитературных и литературных слов: векша - белка; попоехали - поехали; пре-нты - родители; детка - ребёнок.
3) Из слов разных периодов: скоморох - лицедей - комедиант - актёр - артист.
4) Из иностранных слов и исконно русских: лингвистика - языкознание; экспорт - вывоз; компьютер - ЭВМ; дефект - недостаток.
3. Группировка синонимов.
Большинство лингвистов делит синонимы на три группы: смысловые синонимы; стилистические синонимы; смыслово-стилистические синонимы.
1) Смысловые синонимы.
Такие синонимы имеют разные оттенки по смыслу слов, но тождество по стилю: беспе-чальность - беззаботность - весёлость - радостность; ссора - несогласие - раздор - разлад; беспокоить - волновать - тревожить; быстрый - проворный - стремительный.
2) Стилистические синонимы.
Такие синонимы тождественны по смыслу слов, но различаются по стилю, выразительности, сочетаемости и т. д.: отшагать - проехать - прошагать; лицо - рожа - морда; борьба - борение; апельсинный - апельсиновый.
3) Смыслово-стилистические синонимы.
Такие С. различаются не только оттенками смысла слов, но и оттенками стиля, выразительности, сочетаемости и т. д.: желать - хотеть; снова - опять - вновь; брести - плестись - тащиться.
4. Употребление синонимов.
Употребление синонимов включает в себя два случая - скрытое и открытое.
1) Скрытое употребление подразумевает то, что отдельно употребляется одно слово, которое точно и полностью отражает выражаемое говорящим значение и чувство, и синонимы данного слова не появляются. Исправленные писателями рукописи могут показать, как они употребляют это стилистическое средство. Например, Лев Толстой в романе «Война и мир» сначала так писал: «В тот же год Илья Андреевич умер, и как это всегда бывает, со смертью его распалась прежняя семья». А потом писатель исправил «прежняя семья» как «старая семья». Ещё пример: М.Ю. Лермонтов в «Княжне Мери» сначала писал: «Я стоял сзади одной пышной дамы, осененной розовыми перьями». Затем он заменил слово «пышная» словом «толстая». После исправления текст становится более точным, образным и оживлённым.
2) Открытое употребление синонимов означает то, что в речи одновременно употребляются два или больше двух синонимичных слов, которые выполняют разные стилистические функции:
а) Функция сопоставления: различить оттенки, окраски и область употребления между синонимами.
Врача пригласить, а фельдшера позвать. Я по-прежнему верю в добро, в истину, но я не только верю, - я верую теперь.
б) Функция противопоставления: употребить способ противопоставление синонимов, чтобы выражения стали точными и совершенными.
Он собственно не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли. В этот момент Ильей овладевают не мысли, а именно думы.
в) Функция уточнения: один из синонимов уточняет другой.
В нашу комнату вошла большая, полная, даже почти толстая дама. Было недостаточно назвать этот лес густым, это был дремучий лес.
г) Функция градации: чтобы выражения постепенно углублялись, чувства шаг за шагом усиливались.
Из вас, несомненно, получится хороший скрипач, прекрасный скрипач. Мира жаждет всё человечество, и за мир оно будет твёрдо, решительно, непоколебимо в любой точке земного шара.
д) Функция разъяснения: один из синонимов объясняет другой.
В этом краю никто не знал, что за луна такая, - все называли её месяцем. Началась анархия, то есть безначалие.
е) Функция замещения: можно избежать повторения слов и обогатить язык.
Катя обожала природу, и Аркадий её любил, хоть не смел признаться в этом. Желал ты славы - и добился, хотел влюбиться - и влюбился.
ё) Функция пополнения: один из синонимов дополняет другой, чтобы описание стало образным и оживлённым
Смотрите-ка, сколько в этой речи храбрости и смелости! У Олега не было от нас ни секретов, ни тайн.
Данная статья с вышесказанных точек зрения говорит о синонимах. Но учащимся ещё надо обратить внимание на то, что способ синонимизации помогает установлению значения слова и поиску близких по значению слов. Он экономный по времени, но не всегда точный, так как полных синонимов в языке нет. На начальном этапе обучения применяется ограниченно из-за того, что учащиеся обладают небольшим запасом слов. На занятиях рекомендуется использовать словари синонимов.