Система работы с текстом на уроках истории
В современной России процесс информатизации общества растет с каждым годом. Поэтому предъявляются новые требования к систематизации и анализу информации, и проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению уже в начальной школе, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям, также согласно «Примерным программам» для средней школы одной из целей обучения является умение работать с информацией. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, по внедрению которого работает наша школа.
На уроках истории в основе процесса обучения лежит работа с текстом. Поэтому, по моему мнению, правильно организованная система работы с текстом способствует развитию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Отвечая на вопрос, для чего нужна такая деятельность, я полагаю, что она создаёт условия для самостоятельного освоения учащимися предметных знаний и общеучебных умений, позволяет разнообразить работу с текстом, исходя из задач, решаемых в процессе обучения, что будет способствовать повышению качества подготовки учащихся по истории. Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней и подходить к информации критически. Поэтому очень важно научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать ее и критически оценивать.
Работая по традиционной системе обучения, я отметила низкий уровень познавательной активности учащихся, читательской грамотности, критического отношения к получаемой информации. Осуществление деятельностного подхода и внедрение ФГОС основного общего образования при изучении учебных предметов способствуют усовершенствованию приобретённых на первой ступени образования навыков работы с информацией и пополняют их. Обучающиеся должны работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать, сопоставлять содержащуюся в них информацию с имеющимся жизненным опытом.
И у меня возник вопрос: что нужно изменить в своей деятельности, чтобы учащиеся эффективнее работали с текстом? Как этому учить? В связи с этим появилось желание изучить технологию критического мышления через чтение и письмо.
Цель: осуществление сотрудничества педагога с учащимися в ходе учебной деятельности по развитию критического мышления, стратегии смыслового чтения на уроках истории.
Задачи:
- формирование у учащихся на уроках истории умения концентрироваться на учебной проблеме, собирать и осмысливать текстовую информацию, читательской грамотности;
- адаптация педагогических приемов применения технологии РКМЧП к процессу преподавания истории в общеобразовательной школе;
- создание условий для активной познавательной деятельности учащихся.
Новизна опыта
Адаптация и усовершенствование приёмов технологии критического мышления с целью развития УУД и развития стратегии смыслового чтения. В своей практике некоторые приемы технологии я не использую, и внесла свои определенные приемы.
Перспективность опыта
Технология опыта легко воспроизводима и не требует много времени для освоения, потому что является технологией – конструктором, внутри этой «рамки» содержатся широкие возможности применения различных приемов и стратегий. Педагог может использовать данную технологию развития критического мышления для работы с текстом на отдельных этапах урока, при любом типе урока и при работе с разными возрастными категориями детей. Возможно использование определенных приемов работы с текстом или интерпретирование приемов технологии. При данном подходе к работе с текстом достигаются метапредметные результаты:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Данная технология является надпредметной, личностно – ориентированной технологией открытого образования.
Теоретическая основа опыта
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в США в конце XX века (Ч. Темпл, Дж. Стил, К Мередит).
Цели использования технологии РКМЧП:
- формирование культуры чтения, включающей умение ориентироваться в различных источниках информации, использовать разные стратегии чтения, ранжировать информацию по степени важности и т.д.;
- развитие рефлексивной группы способностей: интерпретации (перевод информации на свой язык), и интеграции (сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме);
- развитие аналитического и критического мышления: научить рассматривать новые идеи и знания в контексте имеющихся представлений; выявлять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; устанавливать взаимосвязи между смысловыми блоками, выделять причинно-следственные связи; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной и письменной речи; уметь акцентироваться на главном.
Технология развития критического мышления включает в себя:
Стадии


стадия вызова стадия осмысления стадия рефлексии



1. Актуализация имеющихся знаний 2. Пробуждение интереса к получению учеником новой информации 3. Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний | 1. Активное получение новой информации 2. Осмысление новой информации, соотнесение ее с собственными знаниями. 3. Корректировка учеником собственных целей | 1. Размышление, рождение нового знания 2. Выработка собственного отношения к новому знанию. 3. Обмен идеями 4. Постановка учеником новых, собственных целей обучения (новый вызов) |
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в использовании и интерпретации приемов технологии развития критического мышления при работе с текстом с целью формирования УУД, стратегии смыслового чтения обучающихся на уроках истории и повышения качества обучения.
Можно выделить несколько видов работы с текстом.
1. Поиск информации и понимание прочитанного текста. При осуществлении данной работы учащийся учится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- находить в тексте требуемую информацию;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
2. Преобразование и интерпретация текста. При осуществлении данной работы с текстом на уроках истории учащийся учится: структурировать, преобразовывать, интерпретировать текст.
3. Оценка информации, полученной из текста. При осуществлении данной работы с текстом учащийся учится:
- откликаться на содержание информации;
- выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию, конфликтную информацию;
- находить пути проверки противоречивой информации;
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
Выделяется два вида текста:
- сплошные (художественное описание, повествование, научный комментарий, инструкция);
- несплошные (графики, диаграммы, схемы, таблицы).
Обоснование использования данной технологии
Система работы с текстом, в основе которой лежит технология развития критического мышления, способствует формированию навыков направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма. Урок, проводимый в соответствии с этой технологией, способствует достижению метапредметных результатов, формированию стратегии смыслового чтения, помогает ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Таким образом, ученик повышает свой уровень грамотности чтения. Это так же способствует формированию познавательных, социальных и внешних мотивов учебной деятельности.
Оптимальность и эффективность средств
Когда правильно определены цели на каждом этапе урока и существует строгая логичность в учебной деятельности ученика, можно прийти к конкретному, желаемому результату. Ученики чувствуют себя первооткрывателями, охотно работают на уроке. Урок превращается в сотворчество. Такой подход способствует уважительному отношению к информации-тексту, потому что новые знания, новая информация опираются на личный опыт ученика. Даже слабый ученик работает хорошо. Это способствует росту интереса и желания работать с текстом, так как отсутствуют негативные действия: уличение в ошибке или незнании, сравнение с другими. Таким образом, систематическая работа с текстом способствует формированию и развитию стратегии смыслового чтения на уроках истории. Эффективность технологии развития критического мышления через чтение и письмо также заключается в следующем: технология надпредметна и способствует достижению метапредметных результатов. По моему мнению, она может быть использована другими учителями - предметниками при работе с текстами. Возможно использовать лишь отдельные стадии или же приемы данной технологии. По моим наблюдениям, когда в группе происходит обмен мнениями по поводу прочитанного или услышанного, учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и содержанию. Учащиеся не боятся больших текстов потому, что информация является отправным, а не конечным итогом критического мышления.
Приемы, используемые на стадии вызова
Основными функциями, реализуемыми на стадии вызова, являются: мотивационная (побуждение к работе с новым информационным материалом, стимулированием интереса к теме); информационная (актуализация имеющихся знаний по теме); коммуникационная (бесконфликтный обмен представлениями, идеями, мнениями).
Учитель на стадии вызова актуализирует у учащихся имеющиеся знания по изучаемой теме, побуждает интерес к новому материалу. Мною используются следующие приемы:
№1. Показ иллюстрации
№2. Зачитывание отрывка из художественной книги
№3. Показ отрывка из фильма
№4. Работа с историческим текстом
№5. Рассказ-предположение по ключевым словам
№6. Ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие.
Прием №5. Рассказ-предположение по ключевым словам
Тема. «Военные походы фараонов»(5 класс). Учащимся предлагаются следующие слова: десятый, бронза, короткий, шкура, лестница, пехотинец.
Пример текста – предположения: В десятом веке на короткой лестнице стоит пехотинец с бронзой и шкурой в руках.
Учитель: Ребята, в вашем тексте какое главное слово? (ученики: слово пехотинец). А значит, какова будет тема нашего урока?
Пример темы: Армия египетского фараона.
Учитель: Скажите, зачем нужна была фараону целая армия? (вопрос подсказка). Давайте уточним тему урока?
Ученики: тема урока «Военные походы фараона».
На основе слов учащиеся составляют текст, и делают предположение, какова будет тема урока. Можно формировать или развивать у учащихся такие общеучебные навыки, как: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, смысловое чтение.
Приемы, используемые при работе с текстом на стадии осмысления
Основными функциями, реализуемыми на смысловой стадии, являются:
- информационная (знакомство с новой информацией по теме);
- систематизационная (классификация изучаемой информации по категориям);
- мотивационная (сохранение интереса к теме).
- коммуникационная (реализация на этой стадии возможна при организации парной или групповой работы, идет бесконфликтный обмен способами действия в процессе работы с новым информационным материалом).
На данной стадии учитель формирует навыки осмысленного, вдумчивого чтения. Организует непосредственную работу с новой информацией для ее осмысления.
Мною используются следующие приёмы технологии критического мышления:
№1. Составление "тонких" и "толстых" вопросов
№2 .Составление текста с историческими ошибками
№3. Составление текста с пропусками важных слов
№4. Интерпретация карты, таблицы, схемы
№5. Составление суждений "верно ли, что..."
№6. Составление задания "Три подсказки"
№7. Подготовка ролевых игр
№8. Составление плана текста
№9. Сопоставление текстов
Прием №1. Составление "толстых" и "тонких" вопросов к тексту.
Пример: Тема: "Первые киевские князья" (6 класс)
Шестиклассникам предлагается задание: к пунктам параграфа "Деятельность князя Олега" и "Правление Игоря и Ольги" составить вопросы, которые начинаются со следующих слов:
Дайте одно - два объяснения, почему…
Как вы думаете…?
Как вы считаете…?
Объясните, почему…
В чем различие…?
Большинство ребят, работая в группе, смогли составить следующие вопросы:
- Дайте одно - два объяснения, почему именно Византия была наиболее привлекательна для русов?
- Как вы думаете, почему именно князя Игоря убивают древляне?
Учащиеся смогли сформулировать первые два вопроса. Остальные вопросы вызвали затруднение учеников. А значит, именно на формирование умения составлять такие вопросы необходимо обратить внимание.
Возможно проведение повторения с использованием данного приема. Вопросы задают по цепочке, выделяя главную информацию. Задающий вопрос анализирует и корректирует ответ товарища. На основе использования данного приема я пришла к выводу, что учить учащихся составлять толстые "вопросы" необходимо уже в пятом классе и введение данного приема должно быть постепенным.
Прием №2.«Текст с историческими ошибками»
При изучении нового материала в парах или группах ученики составляют предложения с историческими ошибками и задают их друг другу.
Пример: Тема урока: "Народные движения в первой четверти XVIII века"
(7 класс)
1.Местный воевода Потемкин был известен населению захватами рыбных промыслов. 2.Укорачивание традиционной одежды было необходимым условием только для мужского населения. 3. Узнав о восстании, Петр I отправил послов к казанскому хану.
На основе текста учебника учащиеся должны составить 2 – 3 предложения с ошибками. Остальным необходимо найти эти ошибки, аргументировать, привлекая доказательства правоты. Ученик учится структурировать знания. Формируется умение строить высказывания. В начале использования данного приема на стадии осмысления я встретилась с трудностью восприятия учениками задания. Первое время учащиеся составляли задания с орфографическими ошибками. Постепенно они научились включать исторические ошибки.
Приемы, используемые на стадии рефлексии
Основными функциями, реализуемыми на стадии рефлексии, являются: - коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
- информационная (преобразование информации в личностное знание);
- мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению и углублению знаний по теме);
- оценочная (рассмотрение новых идей и знаний в контексте имеющихся представлений; выработка собственной ценностно-смысловой позиции; самооценка процесса мышления и деятельности).
Деятельность учителя на данной стадии способствует выработке собственного отношения к информации у каждого учащегося. На стадии рефлексии я использую следующие приемы:
№1.Ответы на поставленные в начале урока вопросы
№2.Организация устных и письменных круглых столов
№3.Написание творческих работ - эссе
№4.Составление "синквейна" или "диаманта"
№5.Создание «кластеров» или сводных таблиц, работа с таблицами
№6. "Три подсказки"
Прием №3: Написание творческих заданий. Продолжить рассказ, составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке.
Ученик учится понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Моделирует, прогнозирует возможные исторические последствия какого – либо события. Формируется умение смыслообразования.
Пример (5 класс): Древние вавилоняне перестали приносить жертву богу Эа. И он решил наказать их …обильным снегом в горах. Жрецы Ниневии и других самых близких городов знали местонахождение священного храма у истоков Ефрата. В этом храме стояла статуя великого Эа. Через две недели утомительного и долгого пути жрецы пришли в храм. Они принесли в жертву двенадцать быков. Добрый бог Эа смиловался над ними и остановил весеннее наводнение.
Прием №4. Составление "диаманта"
Использовать данный прием я начала с введения "Синквейна", потому что столкнулась с трудностью создания «диаманта» даже в старших классах. Лишь после успешного создания «синквейнов» обучающиеся смогли приступить к созданию «диамантов». «Синквейн» - стихотворная форма из пяти строк. Первая строка - существительное, вторая - два прилагательных, третья - три глагола, четвертая - словосочетание или короткое предложение, в котором ученики высказывают свое отношение к проблеме. Пятая строка - одно слово, обычно существительное как итог, вывод. Диамант - стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Полезно использовать при работе с понятиями, противоположными по значению.
Пример 1. Тема: «Зарождение демократии в Афинах» (5 класс). Составлен «синквейн»:
Демократия
освобождающая, гражданская
отменила, ввела, выбирается
Народное управление в Афинах
Солон
Пример 2. Тема: "Экономические реформы" (9 класс). Составлен «диамант»:
Община
крестьянская, старая
заботилась, охраняла, тормозила
крестьянин не бунтарь; один в поле - хлебопашец
стабилизировать, отвлечь, разрушить
одинокий, удачливый
Хутор
Прием №5. "Завершим схему" Учитель предлагает учащимся самостоятельно завершить неоконченную схему. Заполнить пробелы в схеме. Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы. Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты. Пример:
Тема: "Международные отношения накануне второй мировой войны" (11 класс). ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА


ПОЛИТИКА УМИРОТВОРЕНИЯ АГРЕССОРА


СССР
При использовании данного приема учитель формирует у учащихся навыки составления опорных схем, преобразования текстовой информации в различные знаковые системы.
Прием №6: «Три подсказки» (парная работа, ответы на карточках сдают учителю). Данный прием использую для того, чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении текста об исторических событиях и личностях. Учащиеся составляют три подсказки, чтобы определить о ком или о чём идет речь. Этот приём можно использовать и на этапе повторения и на этапе изучения нового материала. Подсказки зачитываются по одной или показываются на слайде презентации. Третья подсказка является решающей, потому что по ней легко определить о ком или о чём идёт речь.
Например, тема: «Либеральные реформы Александра II". (8 класс).
1. Он ослабил цензуру.
2. Начал смену некоторых высших чиновников.
3. Получил полномочия фактического правителя страны.
( М.Т. Лорис - Меликов)
1. Согласно данной реформе общеобразовательная подготовка отделялась от профессиональной подготовки.
2. Были изданы новые уставы и учебные пособия.
3. Согласно реформе от службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи.
(Военная реформа)
Формируются регулятивные учебные действия, самооценка и умение корректировать свои знания.
Выводы
С помощью данных технологических приемов формируются универсальные учебные действия: личностные, (самоопределение и смыслообразование); регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция); познавательные (общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем); коммуникативные (планирование, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, принятии решения и его реализации, управление поведением, владение диалогической и монологической речью). Применение технологии РКМЧП позволяет не присваивать "готовое" знание, а конструирует свое, которое рождается в процессе обучения. Тексту в данном случае отводится приоритетное значение: его читают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, ведут дискуссии, наконец, сочиняют. Урок, построенный в рамках технологии критического мышления, помогает учащимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией, а, значит, повышается мотивация ученика и интерес к предмету. Учитель выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. Подобное положение на уроках истории особенно важно, когда неоднозначность и неоднородность исторического материала изначально подталкивает учителя и ученика к развитию самостоятельности мышления. Новые знания оказываются для учащихся не чем-то отстраненным, что надо выучить на оценку, а тем, во что вложены собственные силы. Система работы с текстом способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, объективно оценивать явления, факты, процессы, выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы, формировать навыки взаимодействия с другими людьми, аргументировано отстаивать собственную точку зрения. Ученик, обладающий такими качествами, станет в будущем не только хорошим специалистом, но и человеком, готовым и способным достойно жить в открытом обществе, занимать активную гражданскую позицию, самостоятельно определять проблему и искать пути ее решения.
Результативность опыта
В результате работы по данной технологии учащиеся научились выделять главное, задавать продуктивные, проблемные вопросы, составлять "синквейны", выделять необходимую информацию для формулирования исторического понятия. В 8-9 классе учащиеся уже умеют заполнять и составлять таблицы разных видов, соотносить тексты из разных источников. Учащиеся 10 – 11 классов умеют анализировать различные точки зрения и давать аргументированные ответы.
Библиография
1. Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение.2013
2. Образовательные технологии. Сборник материалов.– М.: Баласс, 2008. – 160 с. ( Авторский коллектив: (Е.Л. Мельникова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Е.Л. Мельникова, О.В. Чиндилова)
3. Заир-бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2009
9