Система работы логопедов в условиях интеграции детей с ЗПР в речевых группах
Направление работы обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами ПМПК.
Задачи консилиума:
Изучение состояния здоровья ребенка
Выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер
Изучение особенностей развития речевой деятельности
Изучение социальной ситуации развития ребенка
Запас знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни
Также важнейшее направление- это коррекционно-развивающее. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Оно реализуется взаимодействием в работе педагога дефектолога, воспитателей, учителя-логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения.
Организация специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в ДОУ предусматривает соблюдение следующих условий:
-Наличие в учреждении диагностико-консультативной службы
- Построение образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах детей деятельности.
- Взаимодействие с семьей
- Использование адекватных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует
- Проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благотворительную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности
Коррекционную работу в ДОУ для детей с ЗПР, необходимо начинать с правильной организации общего и охранительного педагогического режима. Охранительный режим обусловлен не только утомляемостью нервной системы детей, но и низкой выносливостью, особенно в области умственной деятельности. Следовательно, дети с ЗПР нуждаются в менее сложной по содержанию и объему интеллектуальной нагрузки, чем нормально развитые, здоровые дети того же возраста.
Специалисты образовательного учреждения должны предусмотреть правильное чередование и сочетание интеллектуальной работы с другими видами деятельности в течение дня и внутри одного занятия и использовать наиболее продуктивные для умственной деятельности дни недели и время дня. Обязательно детям с ЗПР обеспечить отдых в ходе занятий и между ними, а внутри занятия чередовать сложные задания с менее сложными и совсем простыми по выполнению, интересные – с менее интересными. Не стоит забывать о соблюдении гигиенических требований. К ним относится: проветривание, организация рабочего места, освещение помещений, подборка мебели соответственно возрасту. Специалисты проводят работу с родителями по соблюдению охранительного режима в домашних условиях.
Дети с ЗПР требуют создания особой среды и особых методов и приемов обучения и воспитания. В ходе занятия периодически контролировать эффективность усвоения материала детьми и качество выполнения. Подобранный материал должен соответствовать уровню развития детей и быть им доступным. Убедиться, что ребенок понимает, чего от него ожидают, что он конкретно должен сделать и каким способом. Если большинство детей затрудняются в выполнении возможна модификация задания прямо в ходе занятия.
Очень важно в ходе занятия постепенно следить за выражением лица каждого ребенка, осмысленностью его взгляда. При необходимости использовать разнообразные меры помощи: поощрение ребенка, повторении инструкции, показ, наводящие вопросы. Обучение по способу деятельности.
В обязанности учителя-логопеда входят всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, которые имеют ЗПР, осложненную нарушением звукопроизношения, фонетико-фонематическим недоразвитием, элементами общего недоразвития речи.
Организация логопедической работы предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:
- Соответствие с программами по подготовке к обучению и грамоте, ознакомление с окружающим миром и развитию речи, с занятиями ритмике, музыке
- Взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов
- Проведение логопедических занятий на лбом этапе над речевой системой в целом
- Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов, учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики.
Ведь только при наличии грамотно построенного образовательного процесса, мы сможем добиться результатов.