СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Система работы учителя физики по подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ с 9-11 класс"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении физики в данное время уделяется внимание подготовке к экзамену в виде ЕГЭ. Но так как задач, предназначенных специально для ЕГЭ нет, есть физика, которую нужно учить. Учить нужно в полном объёме и каждый урок. Такую цель ставлю перед учащимися еще с 7-го класса.

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Система работы учителя физики по подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ с 9-11 класс"»



















Система работы учителя физики по подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ с 9-11 класс














Учитель физики:

Н.И.Лёшина









г.Димитровград




При изучении физики в данное время уделяется внимание подготовке к экзамену в виде ЕГЭ. Но так как задач, предназначенных специально для ЕГЭ нет, есть физика, которую нужно учить. Учить нужно в полном объёме и каждый урок. Такую цель ставлю перед учащимися еще с 7-го класса.

На всех этапах процесса обучения физике стараюсь чаще использовать компьютер: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для учащегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды. Сам урок физики с использованием ИКТ организуется по-разному: для обучения по отдельным темам, разделам; для управления учебным процессом (все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение ИКТ).

Для реализации этих функций мною используются презентации, видеоролики, цифровые образовательные ресурсы сети интернет, виртуальные физические модели, учебный материал по диску ИНФО ФОНД «Физика. Части 1 и 2» (теоретический материал, видеолекции, видеозадания, тестовые задания для тренировки, индивидуальные тестовые задания и т.д.).

Обратная связь с возможностью компьютерной диагностики ошибок, допускаемых учащимися в процессе работы, позволяет проводить урок с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Это хорошо реализуется при помощи диска ИНФО ФОНД «Физика. Части 1 и 2».

Использование ИКТ ни в коем случае не является подменой реальных физических экспериментов или их симуляциями, так как число изучаемых в школе физических явлений, не охваченных реальными демонстрациями, даже при самом хорошем оснащении кабинета физики, очень велико.

С 2011-2012 учебного года начинаю вводить электронный входной контроль по физике в тестовой форме по диску ИНФО ФОНД. Учащиеся 11-го класса, сдающие ЕГЭ, второй год занимаются с диском. Материал диска, а также материал, добавленный мною на диск, используется не только для индивидуальных тестовых заданий, но и для фронтального опроса на уроках. Учащиеся отвечают, выбирая ответ, обосновывают его. Остальные могут услышать друг друга, отследить правильность той или иной формулировки, исправить, дополнить.

Специфика экзамена в виде тестов требует быстрого переключения мышления учащегося между темами, разделами всего курса физики. В течение года учащиеся выполняют тестовые задания по диску по отдельным темам, также по разделам и главам. Кроме того на элективном курсе разбираются задачи прошлых лет из ЕГЭ, посвященные конкретным темам или разделам физики. В начале года это задачи частей «А» и «В», которые могут разбираться со всеми учащимися класса. Сдающие ЕГЭ выписывают те темы, которые у них вызывают затруднения. На консультациях эти темы разбираются (теория и практика решения задач). При выборе ответа на вопросы частей «А» и «В» учащийся обязан четко объяснить свой выбор на основе какой теории, формулы он сделал то или иное заключение.

Со второго полугодия начинается разбор задач части «С» для тех, кто сдает ЕГЭ. Остальные решают задачи более простого уровня, либо по желанию (такие учащиеся есть) эти же задачи. На консультациях также разбираются проблемные задачи, повторяются разобранные ранее. Учащиеся разбирают и задачи, имеющиеся на диске ИНФО ФОНД из раздела «Для подготовки к ЕГЭ» как дома, так и на уроках.

Учащиеся 9-го класса, не работающие с диском дома, получают задания в тестовой форме на уроках, самостоятельных и контрольных работах.

Ранее с 10-го, а теперь и с 9-го класса учащимся даются контрольные работы в тестовой форме, также состоящие из частей «А», «В» и «С». Учащимся заранее сообщается о том, нужно ли писать подробное решение задач в части «А», или можно дать только ответ буквой или цифрой. Обычно, если в части «С» контрольной работы представлены задачи, которые подробно разбирались на уроках ранее, то в части «А» решение пишется подробное, как и в части «С».

Обучение физике, конечно же, строится на основе личностно ориентированной технологии, а значит, исходит из следующих ключевых позиций:

  • Для обучения физике необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта.

  • Вокруг ученика важно выстраивать окружение из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений в его повседневной жизни (запотевание стекол, кипение чайника, перемещение тяжестей, катание на лыжах и т.д.), чтобы знание физики стало постоянным «спутником», частью жизни.

  • Обучение необходимо строить, используя все три сенсорные системы восприятия: вижу, слышу, чувствую. Важно, чтобы учащиеся рисовали схемы и таблицы, представляя образы, проговаривали символы и законы, действовали в лабораторных условиях, конспектировали особенно значимые фрагменты учебного материала, составляли опорные схемы, выступали с докладами, участвовали в учебных викторинах, конференциях и т.д.

  • Целесообразно устанавливать аналогии.

  • Обучение необходимо строить с учетом переключения фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно предусматривать в учебном процессе игровую деятельность.

  • Для обеспечения позитивного эмоционального фона при освоении физики следует шире задействовать интересующие учащихся темы, пробуждая и поддерживая личный интерес к предмету на протяжении изучения всего курса.

  • Стараться закреплять только позитивные результаты обучения.

  • Важно больше внимания уделять качественным задачам, особенно в случае обобщения нескольких пройденных тем (причем таких задач, которые не предполагают единственного правильного ответа). Например, найдите в приведенной ситуации отражение того учебного материала, который мы изучали в этой четверти, и прокомментируйте.

  • Использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией.

  • В процессе обучения полезно расширять спектр личностного выбора ученика - решение качественных или расчетных задач, уровня сложности задания, формы домашнего задания и др.


Система работы по подготовке к физике сводится к использованию современных информационных средств обучения на основе личностно-ориентированной технологии.